Решение по делу № А29-9418/2010 от 29.12.2010

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

29 декабря 2010 года                                                            Дело № А29-9418/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2010 года, полный текст решения изготовлен 29 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Василевской Ж.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Н.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми

к предпринимателю Пашаеву Джалалу Алы оглы

о взыскании 224 руб.

в отсутствие представителей сторон

установил:

Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми обратилось к предпринимателю Пашаеву Джалалу Алы оглы с заявлением о взыскании 224 руб. штрафных санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за 2009 год.

Стороны, в соответствии с положениями ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должным образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Заявитель требования просит рассмотреть в отсутствие своего представителя. В соответствии со ст.ст.156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон. Предприниматель письменный отзыв на заявление не представил.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Пашаев Джалал Алы оглы, 1960 года рождения, зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару Республики Коми 04.07.2007. В установленном законом порядке Пашаев Д.А. статус предпринимателя не утратил, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на  17.11.2010.

В соответствии со ст.6 Федерального Закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми.

            Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре  Республики Коми проведена проверка страхователя по вопросу своевременности, полноты и достоверности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования (акт камеральной проверки № 17 от 26.05.2010).

     По результатам проверки заявителем вынесено решение № 17 от 27.07.2010 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в размере 224 руб. за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах за 2009 год.

    Требованием № 17 от 20.08.2010 заинтересованному лицу предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 06.09.2010.

Поскольку сумма штрафа в установленный срок предпринимателем не уплачена, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании указанной суммы штрафа.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 этого Федерального закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

На основании статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Кроме того, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Сведения об уплачиваемых страховых взносах представляются страхователями на основании данных бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

   За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 этого Федерального закона к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

   Судом установлено и материалами дела подтверждается, что необходимые для осуществления персонифицированного учета за 2009 год сведения предпринимателем представлены несвоевременно.

Расчет суммы штрафа произведен органом пенсионного фонда от суммы страховых взносов, подлежащих уплате страхователем за 2009 год, в сумме 2240 руб., и отраженных в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2009 год.

Вместе с тем, суд считает, что предприниматель неправомерно привлечен  к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде взыскания штрафа в размере 224 руб.

Поскольку Законом № 27-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, при привлечении страхователя к ответственности за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах применяется порядок привлечения к ответственности, предусмотренный нормами Налогового кодекса Российской Федерации (главы 14, 15).

Так, при привлечении страхователя к ответственности должны быть соблюдены меры по надлежащему извещению страхователя о времени и месте рассмотрения дела о нарушении. Выполнение должностными лицами контролирующих органов требований по надлежащему извещению страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

Следовательно, рассмотрение материалов проверки может состояться только в том случае, если орган пенсионного фонда располагает доказательствами надлежащего извещения лица о таком рассмотрении.

Из материалов дела следует, что акт камеральной проверки № 17 от 26.05.2010 составлен без участия предпринимателя или его представителя, для представления возражений по акту установлен 15-тидневный срок с момента его получения. В акте отсутствует как подпись предпринимателя, так и отметка о его отказе подписать акт.

   Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (п.4 ст.101.4 НК РФ)

В материалах дела отсутствуют доказательства уклонения предпринимателя от получения акта от 26.05.2010 № 17, а также сведения о том, какие меры предпринимало Управление для вручения страхователю акта.

 Указанный акт содержит сведения о том, что данный акт будет рассматриваться и решение по нему будет вынесено 01.07.2010 в 14 час. 20 мин. по адресу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми.

01.07.2010 рассмотрение акта камеральной проверки и иных материалов перенесено на 10 час. 00 мин. 28.07.2010 по тому же адресу (извещение № 17 от 01.07.2010). 

Акт и извещение направлены предпринимателю по почте по адресу: г.Сыктывкар, ул. Судоходная, 84, заказными письмами 28.05.2010 и 06.07.2010. Сведения о получении акта проверки и извещения о переносе рассмотрения материалов проверки предпринимателем (уведомления о вручении заказных писем) на день рассмотрения акта в материалах дела отсутствуют.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Пашаев Д.А. проживает по адресу: г.Сыктывкар, ул.Восточная, д. 57.  По указанному адресу он зарегистрирован 25.08.2009 (сведения ОАСР УФМС России по Республике Коми от 12.11.2010).

Решение № 17, которым предприниматель привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за 2009 год, вынесено в отсутствие предпринимателя в установленный в извещении от 01.07.2010 день - 28.07.2010. Управление рассмотрело акт и приняло соответствующее решение, указав на рассмотрение акта в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, и не представившего письменные возражения в установленный срок в отсутствие сведений о надлежащем извещении предпринимателя о времени месте рассмотрения дела.

Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения материалов проверки и привлечения Пашаева Д.А. к ответственности у Управления отсутствовали сведения о надлежащем извещении предпринимателя о времени и месте их рассмотрения. Следовательно, заявителем существенно нарушены условия процедуры рассмотрения материалов проверки предпринимателя, предприниматель не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, вследствие чего он не имел возможности реализовать свое право на участие в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через представителя и представить объяснения по существу вменяемого ему правонарушения.

   Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий контроля является основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

В соответствии с ч.1 ст.108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

С учетом представленных в дело доказательств, оцененных в совокупности в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что органом пенсионного фонда допущены существенные нарушения условий процедуры рассмотрения материалов проверки, в результате чего Пашаев Д.А. не может быть  привлечен к ответственности, установленной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде взыскания штрафа в размере 224 руб.

На основании изложенного, требования ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми удовлетворению не подлежат.

            В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст.333.17, 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации   расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                        Ж.А. Василевская

А29-9418/2010

Категория:
Другие
Статус:
Отказать во взыскании обязательных платежей и санкций (ст.216 АПК РФ)
Ответчики
Пашаев Джалал Алы оглы
Суд
АС Республики Коми
Судья
Василевская Жанна Александровна
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее