Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шадринск Курганской области 26 октября 2021 года
Шадринский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Бузаева С.В.,
при секретаре судебного заседания Соколовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Шадринского района Курганской области к судебному приставу-исполнителю Шадринского межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области Курмаевой А.К., Шадринскому межрайонному отделению судебных приставов УФССП России по Курганской области, УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шадринского района Курганской области обратилась в суд с административным иском к Шадринскому межрайонному отделению судебных приставов УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что решением Шадринского районного суда Курганской области от на административного истца возложена обязанность предоставить Соколову Н.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории Шадринского района Курганской области, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность. Постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского МОСП УФССП России по Курганской области Курмаевой А.К. от 17.02.2020 с Администрации Шадринского района Курганской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. по исполнительному производству № 121220/19/45029-ИП от 09.01.2020. Согласно акту приёма-передачи от 07.09.2021 Соколову Н.А. предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Административный истец не имел возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок по независящим от него обстоятельствам, поскольку выделенных из областного бюджета финансовых средств и приобретённых Департаментом имущественных и земельных отношений жилых помещений недостаточно для обеспечения жильём всех нуждающихся, а в специализированном жилищном фонде в Шадринском районе отсутствует свободное жильё. В связи с этим, Администрация Шадринского района Курганской области просила освободить её от взыскания вышеуказанного исполнительского сбора.
Cудом к участию в административном деле привлечены Шадринский межрайонный прокурор, в качестве административных ответчиков: судебный пристав-исполнитель Шадринского межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области Курмаева А.К.,УФССП России по Курганской области, в качестве заинтересованных лиц – Соколов Н.А., Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Главное управления социальной защиты Курганской области, Финансовое управление Курганской области, орган опеки и попечительства Управление образования Администрации Шадринского района Курганской области.
В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель Шадринского межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области Курмаева А.К., действуя также как представитель административного ответчика УФССП России по Курганской области, с административным иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать.
Представители административного истца Администрации Шадринского района, административного ответчика Шадринского межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области, заинтересованное лицо Соколов Н.А., представители заинтересованных лиц Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Главного управления социальной защиты Курганской области, Финансового управления Курганской области, отдела опеки и попечительства Администрации Шадринского района Курганской области, представитель Шадринской межрайонной прокуратуры, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились.
На основании ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав явившееся лицо, исследовав представленные письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Статьёй 30 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями статьи 112 названного Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 18.11.2019, вступившим в законную силу 19.12.2019, удовлетворены исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, на Администрации Шадринского района Курганской области возложена обязанность предоставить Соколову Николаю Александровичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории Шадринского района Курганской области, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
На основании исполнительного листа серия ФС № 022696690, выданного в целях исполнения указанного судебного акта, постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области Курмаевой А.К. от 09.01.2020 возбуждено исполнительное производство № 121220/19/45029-ИП в отношении Администрации Шадринского района Курганской области, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем Шадринского межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области Курмаевой А.К. 17.02.2020 вынесено постановление о взыскании с Администрации Шадринского района Курганской области исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Оценивая доводы административного иска, суд принимает во внимание следующее.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
На основании ст. 2 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон) полномочия по опеке и попечительству, полномочия по обеспечению жилыми помещениями передаются органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Курганской области (далее - органы местного самоуправления).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обеспечению жилыми помещениями имеют право на финансовое обеспечение этих полномочий.
В п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона предусмотрено, что органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления таких полномочий.
В соответствии со ст. 8 Закона финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области (ч. 1). Материальные ресурсы в виде жилых помещений, необходимые для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, приобретаются органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, и передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством (ч. 3).
Таким образом, обеспечение граждан жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Шадринского района осуществляется при условии передачи жилых помещений из государственной собственности Курганской области в муниципальную собственность Шадринского района.
В резолютивной части решения Шадринского районного суда Курганской области от 18.11.2019 также указано, на предоставление Соколову Н.А. жилого помещения приобретенного за счёт средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность Шадринского района.
Согласно справке финансового отдела Администрации Шадринского района Курганской области от 29.09.2021 № по состоянию на 01.01.2016 по целевому направлению – предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений все средства освоены в полном объёме, остатков на лицевом счёте не имелось. После февраля 2016 года финансирование не производилось.
В соответствии со справкой Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, транспорту и муниципальными закупками Администрации Шадринского района Курганской области от 28.09.2021 № в 2016 году Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области приобретены 9 жилых помещений, которые предоставлены по договорам специализированного найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. В 2017 году – 16 жилых помещений, в 2018 году – 46, в 2019 году – 22, в 2020 году – 29 жилых помещений, которые предоставлены по договорам специализированного найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. В 2021 году – 7 жилых помещений.
Согласно информационной справке Управления образования Администрации Шадринского района Курганской области от 27.09.2021 №, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Шадринского района состоит 89 человек, из них имеет решения суда по предоставлению жилого помещения на территории Шадринского района 1 человек.
Администрация Шадринского района Курганской области неоднократно обращалась Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области по вопросу приобретения жилых помещений с целью их предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, транспорту и муниципальными закупками Администрации Шадринского района Курганской области от 14.03.2017 №, письма Администрации Шадринского района Курганской области от 17.01.2020 №, от 25.08.2020 №, от 13.04.2021 №).
Согласно акту приёма-передачи от 07.09.2021 Соколову А.Н. предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая изложенное на момент взыскания исполнительского сбора Администрация Шадринского района Курганской области не располагала достаточными материальными ресурсами в виде жилых помещений, которые могут быть переданы обозначенной категории граждан. При этом, по мнению суда, принятое решение очевидно не могло быть исполнено к дате взыскания исполнительского сбора (17.02.2020), то есть спустя менее 2 месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу (19.12.2019), учитывая отсутствие свободного жилья в муниципальной собственности Шадринского района и особенности порядка его предоставления названной категории граждан, предусматривающего предварительное приобретение жилых помещений органами государственной власти Курганской области. В свою очередь Администрацией Шадринского района Курганской области предпринимались необходимые меры для исполнения судебного акта, а именно велась переписка с Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области по вопросу предоставления жилых помещений для целей обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок, поскольку поведение Администрации Шадринского района Курганской области нельзя признать уклонением от исполнения решения суда ввиду наличия объективных обстоятельств, не зависящих от административного истца.
Поскольку у суда нет оснований расценивать неисполнение Администрацией Шадринского района Курганской области в установленный судебным приставом-исполнителем срок обязанности по предоставлению жилого помещения Соколову А.Н. в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением, административный истец подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебным приставом-исполнителем Шадринского межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области Курмаевой А.К. от 17.02.2020 в рамках исполнительного производства № 121220/19/45029-ИП.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Администрации Шадринского района Курганской области удовлетворить.
Освободить Администрацию Шадринского района Курганской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области Курмаевой А.К. от 17.02.2020 в рамках исполнительного производства № 121220/19/45029-ИП.
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Судья С.В. Бузаев