Дело № 2-910/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Парфино Новгородской области «13» мая 2016 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Шабариной О.В. при секретаре Григорьевой А.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Парфинского района Новгородской области Маматюка С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Парфинского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Парфинского района Новгородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Парфинского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия, а именно: в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу обязать администрацию Парфинского муниципального района: по <адрес> (вблизи АМДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>) на пешеходном переходе восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.14.1. «Зебра»; дорожные знаки 1.23 «Дети» привести в соответствие требованиями новых национальных стандартов, действующих с 28 февраля 2014 года (нанести желто-зелёный фон); слева (по ходу движения) установить основной дорожный знак 1.23 «Дети» с информационной табличкой 8.2.1 «Расстояние до объекта» в соответствии с п. 5.2.25. ГОСТа Р 52289-2004; - по <адрес> (вблизи АМДОУ № <адрес>) на пешеходном переходе восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.14.1. «Зебра»; дорожные знаки 1.23 «Дети» привести в соответствие с требованиями новых национальных стандартов, действующих с 28 февраля 2014 года, установить в соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004; основной дорожный знак 1.23 «Дети», расположенный слева по ходу движения привести в соответствие с нормативными требованиями ГОСТа Р 50597-93 (поверхность дорожного знака очистить, устранить повреждения, затрудняющие их восприятие); - по <адрес> (вблизи АМДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>) на пешеходном переходе восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.4.1. «Зебра»; дорожный знак 1.23 «Дети», расположенный слева (по ходу движения), привести в соответствие с требованиями новых национальных стандартов, действующих с 28 февраля 2014 года (нанести желто-зелёный фон). В соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 слева (по ходу движения) установить повторный дорожный знак 1.23 «Дети»; справа (по ходу движения) установить основной и повторный дорожные знаки 1.23 «Дети» с информационной табличкой 8.2.1 «Расстояние до объекта», обосновав исковые требования тем, что в ходе проведения прокурорской проверки совместно с должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по Парфинскому району выявлены грубые нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Парфинского района Новгородской области Маматюк С.И заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела не представил, возражений по иску не направил.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 10, 12 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дороги осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Положениями ч. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Подпунктом 1 п. 10 Квалификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 установлено, что в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке следующих элементов обустройства: установка недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Частью 1 ст. 22 Закона установлено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Таким образом, обязанность по содержанию дорог, информированию участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменении дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, в том числе посредством установки дорожных знаков, возлагается на орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В силу положений ч. 4 ст. 22 Закона единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 (далее - Правила), они устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Разделом 1 Приложения № 1 к Правилам утверждены предупреждающие знаки, которые информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Согласно п. 1.23 Приложения № 1 к Правилам, на участке дороги, проходящей вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и т.д.), на проезжей части которого возможно появление детей, устанавливается знак «Дети».
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения утверждены государственным стандартом «ГОСТ Р 50597-03. Государственный стандарт российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года № 221 (далее ГОСТ Р 50597-93).
Пунктом 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 223457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Правила применения технических средств организации дорожного движения установлены государственным стандартом «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года № 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004).
В силу п. 5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.
В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Согласно п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004, знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. применяют на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу (п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004).
Кроме того, пунктом 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 установлено, что на пешеходных переходах расположенных на дорогах, проходящих вдоль территории детских учреждений применяют светофоры Т.7, предусмотренные приложением Д к ГОСТ Р 52289-2004.
В соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
В судебном заседании объяснениями лиц, участвующих в деле, имеющимися в материалах дела актом от ДД.ММ.ГГГГ года, информацией начальника ОГИБДД ОМВД России по Парфинскому району от ДД.ММ.ГГГГ года установлены нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений: по пер. Партизанский у дома <адрес> (вблизи АМДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>) на пешеходном переходе горизонтальная дорожная разметка 1.14.1. «Зебра» имеет повышенный износ; отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.24.1 в нарушение п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289-2004; дорожные знаки 1.23 «Дети» не соответствуют требованиям новых национальных стандартов, действующих с 28 февраля 2014 года (отсутствует желто-зелёный фон); слева по ходу движения отсутствует основной дорожный знак 1.23 «Дети» с информационной табличкой 8.2.1 «Расстояние до объекта» в нарушении п. 5.2.25. ГОСТа Р 52289-2004; по <адрес> (вблизи АМДОУ № <адрес>) на пешеходном переходе горизонтальная дорожная разметка 1.14.1. «Зебра» имеет повышенный износ; отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.24.1 в нарушение п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289-2004; дорожные знаки 1.23 «Дети» не соответствуют требованиям новых национальных стандартов, действующих с 28 февраля 2014 года, установлены с нарушением п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004; основной дорожный знак 1.23 «Дети», расположенный слева по ходу движения не соответствует нормативным требования ГОСТа Р 50597-93 (поверхность дорожного знака должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие); по <адрес> (вблизи АМДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>) на пешеходном переходе горизонтальная дорожная разметка 1.4.1. «Зебра» имеет повышенный износ. Отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.24.1 в нарушение п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289-2004; дорожный знак 1.23 «Дети», расположенный слева по ходу движения, не соответствует требованиям новых национальных стандартов, действующих с 28 февраля 2014 года (отсутствует желто-зелёный фон). А так же в нарушение п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 слева по ходу движения отсутствует повторный дорожный знак 1.23 «Дети»; справа по ходу движения отсутствуют основной и повторный дорожные знаки 1.23 «Дети» с информационной табличкой 8.2.1 «Расстояние до объекта».
Таким образом, с учетом данных обстоятельств, воспитанники образовательных учреждений и их родители, а также иные лица, переходящие дорогу в указанных местах, ежедневно подвергаются риску стать пострадавшими в дорожно-транспортном происшествии.
Принимая во внимание изложенное, следует признать иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р е ш и л:
Иск заместителя прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Парфинского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать администрацию Парфинского муниципального района Новгородской области в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу: по <адрес> (вблизи АМДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>) на пешеходном переходе восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.14.1. «Зебра»; дорожные знаки 1.23 «Дети» привести в соответствие с требованиями новых национальных стандартов, действующих с 28 февраля 2014 года (нанести желто-зелёный фон); слева по ходу движения установить основной дорожный знак 1.23 «Дети» с информационной табличкой 8.2.1 «Расстояние до объекта» в соответствии с п. 5.2.25. ГОСТа Р 52289-2004; по <адрес> (вблизи АМДОУ № <адрес>) на пешеходном переходе восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.14.1. «Зебра»; дорожные знаки 1.23 «Дети» привести в соответствие с требованиями новых национальных стандартов, действующих с 28 февраля 2014 года, установить в соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004; основной дорожный знак 1.23 «Дети», расположенный слева по ходу движения привести в соответствие с нормативными требованиями ГОСТа Р 50597-93 (поверхность дорожного знака очистить, устранить повреждения, затрудняющие их восприятие); по <адрес> (вблизи АМДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>) на пешеходном переходе восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.4.1. «Зебра»; дорожный знак 1.23 «Дети», расположенный слева по ходу движения, привести в соответствие с требованиями новых национальных стандартов, действующих с 28 февраля 2014 года (нанести желто-зелёный фон). В соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 слева по ходу движения установить повторный дорожный знак 1.23 «Дети»; справа по ходу движения установить основной и повторный дорожные знаки 1.23 «Дети» с информационной табличкой 8.2.1 «Расстояние до объекта».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Старорусский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 18 мая 2016 года.
Судья О.В. Шабарина