Дело №2-45/2024 (2-3105/2023)
УИД 03RS0015-01-2023-000680-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Салават 24 января 2024 г.
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Е.А.Якуниной
при секретаре Л.И. Семенченко
с участием представителя истца Волковой О.Н, представителя третьего лица Сагитовой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уразбахтиной АО к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием,
УСТАНОВИЛ:
Истец Уразбахтина А.О. К) обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что незаконным уголовным преследованием ей был причинен моральный вред, в связи с чем просит взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
При этом истец ссылается на следующие обстоятельства:
В отношении неё было возбуждено 28.08.2020 года уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228 УК РФ, которое постановлением от 30.06.2021 старшего следователя следственного отдела по Советскому району г. Уфы следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан и уголовное преследование Кабатовой А.О. (ныне Уразбахтиной) прекращены за отсутствием события преступления, ей было разъяснено право на реабилитацию. Причинённый истцу моральный вред по её утверждению является следствием необоснованно возбуждённого уголовного дела за совершение преступления, характеризующееся повышенной опасностью для окружающих, длительным нахождением истца в статусе подозреваемого в том преступлении, которого она не совершала, избранием в отношении неё меры пресечения, накладывающей ограничения на её жизнедеятельность. Как указывает истец, в течение года она находилась в состоянии постоянного нервного напряжения и стресса, при этом в указанный период она была беременной. На фоне переживаний развилась бессонница и депрессия, в связи с чем она принимала успокоительные препараты, чтобы сохранить способность ясно мыслить, не поддаваться тревоге и родить здорового ребёнка. Она боялась очередного вызова на допрос, проведения иных следственных действий, переживала не только за себя, но и за свою семью. В качестве нормативного обоснования иска истец привела содержание статей 1100, 151, 1101 Гражданского кодекса РФ.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена, просила рассмотреть дело без её участия.
Представитель ответчика о времени и месте судебного заседания извещён, в суд не явился, ходатайств об отложении не заявил.
Третьими лицами к участию в деле привлечены Управление МВД России по г. Уфе, МВД по Республике Башкортостан, проводившие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия сотрудники АРХ, БУХ, ЕРВ, ЗРР, РДВ, о времени и месте судебного заседания извещены. С учетом мнения явившихся участников процесса и положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя ответчика и третьих лиц.
Представитель истца поддержала иск по приведённым в нём основаниям, указав на значительность причинённого истцу морального вреда в результате незаконного уголовного преследования.
Представитель привлечённой в качестве третьего лица Прокуратуры Республики Башкортостан полагал, что требования истца подлежат частичному удовлетворению с учётом принципа разумности и справедливости.
Представитель третьего лица Управления МФД РФ по городу Уфе направил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении иска Уразбахтиной А.О. отказать, ссылаясь на недоказанность причинения морального вреда истцу и степени его тяжести, в отношении не применялись меры заключения под стражу или ареста, она не была лишена возможности заниматься привычными делами, вести обычный образ жизни, не ограничена в реализации своих гражданских прав.
Выслушав и изучив объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Уразбахтиной А.О. к Министерству финансов РФ подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию, и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст. 45, ст. 46).
В силу положений п.1 ст. 8 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 года №54-ФЗ, каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.
Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п.5 ст. 5) и Международного пакта о гражданских и политических правах, утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, в также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Исходя из содержания данных статей, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).
Как установлено судом на основании представленных суду копий материалов уголовного дела ..., оно было возбуждено старшим следователем следственного отдела по советскому району города Уфы следственного управления ССК РФ по Республике Башкортостан 30.06.2021 в отношении третьих лиц АРХ и ЗРР по признакам преступлений, предусмотренных п. «в» ч.3 ст. 286, п. «б» ч.4 ст. 228.1, ч.3 ст. 303 УК РФ, потерпевшей по данному делу признана Уразбахтина А.О. постановлением от 01.07.2021.
В качестве вещественного доказательства к данному делу приобщено уголовное дело ..., которое было возбуждено постановлением дознавателя ОД ОП ... Управления МВД России по г. Уфе от 28.08.2020 в отношении Кабатовой А.О. по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228 УК РФ. В данном постановлении указывалось, что 27.08.2020 в 16:40 сотрудниками ОНК Управления МВД России по г. Уфе при проведении ОРМ «Наблюдение» возле (адрес) была задержана Кабатова А.О., при личном досмотре которой был обнаружен полимерный пакет с клипсой с порошкообразным веществом, согласно справке об исследовании представленное вещество массой 0,577 г на момент исследования является смесью, содержащей в составе производное наркотического средства, наименование которого указано в постановлении.По данному делу Кабатова А.О. была опрошена в качестве подозреваемой 28.08.2020, в этот же день в отношении неё избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении постановлением от 28.08.2020 без указания срока, на который избрана мера пресечения.
В рамках возбуждённого уголовного дела Кабатова А.О. допрашивалась в качестве подозреваемого 08.10.2020, с её участием проводились очные ставки 21.10.2020, 21.10.2020, повторно избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении постановлением от 26.10.2020, составлялся обвинительный акт, который утверждался Врио начальника ОП №7 Управления МВД России по г. Уфе, но не был утверждён прокурором, с которым Кабатова А.О. была ознакомлена 26.10.2020.
Затем она вновь опрашивалась в качестве подозреваемого 12.01.2021 в период времени с 14.05 до 14.20 ч., в этот же день с её участием проводилась очная ставка с БУХ, о чем составлен протокол, очная ставка продолжалась более часа. В этот же день проводилась очная ставка с участием Кабатовой А.О. со свидетелем ЗРР, продолжавшаяся около часа. После окончания очной ставки Кабатову А.О. вновь дополнительно допросили в качестве подозреваемой в период времени с 17.20 до 18.00, о чем составлен протокол 12.01.2021. Затем очная ставка с участием Кабатовой А.О. проводилась 15.01.2021 года.
Постановлением от 30.06.2021 уголовное дело в отношении Кабатовой А.О., сменившей к тому моменту фамилию на Уразбахтину, прекращено за отсутствием события преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228 УК РФ, то есть по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ, за ней признано право на реабилитацию.
Кабатова А.О. вступила в брак с УИФ 00.00.0000, о чем представлено свидетельство о браке.
Таким образом, уголовное преследование Уразбахтиной (ранее Кабатовой) А.О. осуществлялось в период с 00.00.0000 и до его прекращения от 00.00.0000, то есть в течение 10 месяцев и двух дней. В этот период с её участием неоднократно производились следственные действия, в отношении неё избиралась мера пресечения, ограничивающая её конституционной право на свободу передвижения.
Согласно сведения (данные изъяты)
Таким образом, факт причинения истцу физических и нравственных страданий в результате возбуждения уголовного дела по признакам преступления, указанного в ч.1 ст. 228 УК РФ, событие которого впоследствии установлено не было, у суда сомнений не вызывает, и, как указано истом, в период проведения расследования истец, ранее не привлекавшаяся к уголовной ответственности, находилась в состоянии нервного стресса и напряжении. За преступление, в совершении которого подозревалась истец, предусмотрено в числе прочих видов наказания лишение свободы сроком до трёх лет. Безусловно, на здоровье и психологическом состоянии истца сказывалось и то, что в период уголовного преследования она находилась в состоянии беременности.
Как разъяснено в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" Судам следует исходить из того, что моральный вред, причиненный в связи с незаконным или необоснованным уголовным или административным преследованием, может проявляться, например, в возникновении заболеваний в период незаконного лишения истца свободы, его эмоциональных страданиях в результате нарушений со стороны государственных органов и должностных лиц прав и свобод человека и гражданина, в испытываемом унижении достоинства истца как добросовестного и законопослушного гражданина, ином дискомфортном состоянии, связанном с ограничением прав истца на свободу передвижения, выбор места пребывания, изменением привычного образа жизни, лишением возможности общаться с родственниками и оказывать им помощь, распространением и обсуждением в обществе информации о привлечении лица к уголовной или административной ответственности, потерей работы и затруднениями в трудоустройстве по причине отказов в приеме на работу, сопряженных с фактом возбуждения в отношении истца уголовного дела, ограничением участия истца в общественно-политической жизни. При определении размера компенсации судам в указанных случаях надлежит учитывать в том числе длительность и обстоятельства уголовного преследования, тяжесть инкриминируемого истцу преступления, избранную меру пресечения и причины избрания определенной меры пресечения (например, связанной с лишением свободы), длительность и условия содержания под стражей, однократность и неоднократность такого содержания, вид и продолжительность назначенного уголовного наказания, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, личность истца (в частности, образ жизни и род занятий истца, привлекался ли истец ранее к уголовной ответственности), ухудшение состояния здоровья, нарушение поддерживаемых истцом близких семейных отношений с родственниками и другими членами семьи, лишение его возможности оказания необходимой им заботы и помощи, степень испытанных нравственных страданий.
Как неоднократно указывалось Верховным Судом РФ в определениях, принятых по конкретным делам, в том числе в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.03.2019 №78-КГ18-82, размер причиненного морального вреда по делам, связанным с незаконным уголовным преследованием, в частности за причинение физических страданий, обусловленных ухудшением состояния здоровья, не должен в обязательном порядке подтверждаться документами о нетрудоспособности или о приобретении лекарств. При незаконном уголовном преследовании каждый человек испытывает как нравственные, так и физические страдания. Это является общеизвестным фактом, не требующим доказывания в силу части 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах иск Уразбахтиной А.О. следует удовлетворить частично. Определяя размер компенсации морального вреда подлежащего взысканию в пользу истца в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, суд учитывает характер физических и нравственных страданий истца, её индивидуальные особенности, а также конкретные обстоятельства дела и тяжесть предъявленного обвинения. Размер требуемой истцом компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб. приведенным требованиям разумности и справедливости не отвечает.
С учётом изложенного суд считает необходимым взыскать с Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца компенсацию морального вреда 200 000 руб., соразмерную степени её физических и нравственных страданий, причинённых в связи с возбуждением уголовного дела по преступлению, предусмотренному ч. 1 ст. 228 УК РФ, и в связи с последующими действиями в рамках данного уголовного дела и наступившими последствиями.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ, в случаях когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, каковым в настоящем деле является Министерство финансов Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Уразбахтиной АО к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием - удовлетворить частично,
взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Уразбахтиной АО, паспорт ... выдан МВД по (адрес) 00.00.0000, компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб. (двести тысяч руб. 00 коп.).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Салаватский городской суд.
Судья, подпись
Копия верна, судья Е.А. Якунина
Решение изготовлено в окончательной форме 31.01.2024
Решение не вступило в законную силу:__________________
Секретарь:__________________
Решение вступило в законную силу:____________________
Судья__________________
Секретарь суда:__________________
Подлинник решения в гражданском деле №2-45/2024 Салаватского городского суда