1 инстанция №2-321/2023
Апелл. дело №33-2767/2023
Судья Елисеева Н.М.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е19 октября 2023 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Байкиной С.В.,
судей коллегии Селиверстовой Ю.А., Курманова Э.Р.,
с участием прокурора Рукавишникова П.А.,
при секретаре Валеевой Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации Тазовского района Азарова М.В. на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.07.2023 года по иску прокурора Тазовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тазовского района о возложении обязанности по организации холодного водоснабжения в зимний период, которым постановлено:
Обязать Администрацию Тазовского района обеспечить организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории с. Находка, условия, необходимые для круглосуточной подачи в зимний период населению питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, в соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», путем оборудования водозаборного сооружения, позволяющего организовать подачу воды в зимний период в условиях крайне низких температур.
Заслушав доклад судьи Курманова Э.Р., возражения прокурора Рукавишникова П.А., пояснения представителя третьего лица АО «Ямалкоммунэнерго» Ахмедова Э.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Тазовского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Тазовского района о возложении обязанности по обеспечению населения с. Находка холодным водоснабжением в зимнее время.
В обоснование требований указал, что в рамках проведенной прокуратурой проверки установлены нарушения, выразившиеся в остановке работы водоочистных сооружений 10.01.2023 и прекращении водоснабжения населения с. Находка. В данной связи 18.01.2023 прокуратурой в адрес органа местного самоуправления и ответчика вынесено представление об устранении нарушений закона. Согласно сведений АО «Ямалкоммунэнерго» основными причинами ограничения водоснабжения в с. Находка в зимний период является отсутствие постоянного водозаборного сооружения, которое обеспечит бесперебойную работу станции комплексной водоподготовки СКПВ-200 и ее технические неполадки. Поскольку неисправность оборудования ежегодно в период низких температур воздуха влечет для населения ограничение в водоснабжении, а действенных мер по замене или ремонту оборудования ответчиком не принято, прокурор просил возложить на Администрацию Тазовского района обязанность обеспечить организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории с. Находка, условия, необходимые для круглосуточной подачи в зимний период населению питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, в соответствие с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» путем оборудования водозаборного сооружения, позволяющего организовать подачу воды в зимний период в условиях крайне низких температур.
В судебном заседании помощник прокурора Мокин Н.С. просил об удовлетворении иска по его доводам.
Представитель ответчика Администрации Тазовского района Азаров М.В., действующий на основании доверенности возражал против иска. Пояснил, что временное прекращение подачи воды было связано с крайне низкими температурами. Указал, что ответчиком проводятся мероприятия по определению исполнителя для проведения работ по модернизации комплекса, обустройству трубопровода из утепленных труб с греющим кабелем для подогрева в зимний период. В качестве резервного варианта подачи воды к комплексу СКПВ-200 были приобретены мотопомпа, 18 пожарных рукавов. Гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения является АО «Ямалкоммунэнерго».
Представитель третьего лица АО «Ямалкоммунэнерго» Савельев В.В., действующий на основании доверенности полагал о необходимости удовлетворения иска. Пояснил, что для устранения нарушений АО «Ямалкоммунэнерго» предложило Администрации Тазовского района разработать проектно-сметную документацию на модернизацию и реконструкцию СКПВ-200, водозабора и резервуаров воды, выполнить строительно-монтажные работы по модернизации и реконструкции сооружений системы централизованного водоснабжения в с. Находка. Однако ответ на данное предложение от ответчика не поступил.
Представитель третьего лица Администрации села Находка, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен представитель ответчика Администрации Тазовского района Азаров М.В.
В апелляционной жалобе податель жалобы просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает на принятие ответчиком мер по качественному и бесперебойному водоснабжению населения - поиск исполнителя для проведения работ по модернизации комплекса ПНС-20, в том числе обустройству трубопровода из утепленных труб с греющим кабелем для подогрева в зимний период; организацию работ по закачке воды на указанный комплекс посредством использования мотопомпы и пожарных рукавов; приобретение мотопомпы и 18 пожарных рукавов. Причиной временного приостановления подачи воды в период с 10.01.2023 по 24.01.2023 явилась критически низкая температура воздуха.
Представитель процессуального истца прокурор Рукавишников П.А. полагал о законности вынесенного решения, довод ответчика об оценке низких температур как о форс-мажорных обстоятельствах, противоречащим климатическим условиям ЯНАО.
Представитель третьего лица АО «Ямалкоммунэнерго» Ахмедов Э.Н. возражал против доводов апелляционной жалобы по представленным суду апелляционной инстанции возражениям, указал, что их организация не является гарантирующим поставщиком на территории с. Находка, осуществляет без взимания платы услуги по водоочистке и водоотведению, полагал вынесенное решение законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений третьего лица на нее, заслушав пояснения прокурора Рукавишникова П.А., представителя третьего лица АО «Ямалкоммунэнерго» Ахмедова Э.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом 10.01.2023 в 14 часов в селе Находка произошло аварийное отключение холодного водоснабжения всего села. Работы не проводились в связи с низкой температурой воздуха (л.д.6).
17.01.2023 прокурором Тазовского района принято решение о проведении проверки с 17.01.2023 по 15.02.2023 на установление наличия (отсутствия) нарушений требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере (л.д.7-8).
В ответ на представление прокурора Администрацией села Находка указано, что забор воды для нужд осуществляется с поверхностного источника водоснабжения переносными мотопомпами. В силу климатической обстановки на территории Тазовского района 10.01.2023 была остановлена работа ВОС-200 на территории села Находка - при закачке воды, обледенении рукавов, пришли в негодность насосы на помпе (л.д.9-10).
Постановлением Администрации Тазовского района от 14.12.2021 №115-п гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения в зоне деятельности на территории села Находка определено АО «Ямалкоммунэнерго» (л.д.14).
Из сведений представленных АО «Ямалкоммунэнерго» от 27.01.2023, 01.02.2023 следует, что источником водоснабжения с. Находка в настоящее время являются поверхностные воды Тазовской Губы. В период времени с 10.01.2023 по 25.01.2023 была ограничена подача очищенной воды в с. Находка по причине порывов сильного ветра и низкой температуры наружного воздуха, в результате чего произошло обмеление поверхностного источника. Подача воды из поверхностного источника Тазовской Губы осуществляется по временной схеме с помощью мотопомпы, проблемой хозяйственно-питьевого водоснабжения в с. Находка является, в том числе, отсутствие постоянного водозаборного сооружения. На ВОС-200 в с. Находка отсутствует возможность наполнения исходной водой емкости из-за низких температур наружного воздуха, при которых происходит промерзание действующего источника водоснабжения.
Письмом от 12.03.2021 АО «Ямалкоммунэнерго» уведомляло Администрацию Тазовского района о необходимости обеспечения непрерывной работы плавучей насосной станции в с. Находка (л.д.18).
По результатам рассмотрения представления прокурора Администрацией Тазовского района указано, что 10.01.2023 было остановлено водоснабжение населения с. Находка по централизованной системе водоснабжения, в связи с чем, было размещено объявление о прекращении подачи воды через сеть. В с. Находка подача воды на водоочистные сооружения ВОС-200 осуществляется путем закачки воды мотопомпами с источника водоснабжения - Тазовская Губа. Ввиду низкой температуры воздуха и неблагоприятными погодными условиями закачать воду в период с 10.01.2023 по 17.01.2023 не представилось возможным. На сходе граждан 19.01.2023 принято решение о развозе воды по заявкам населения. Администрацией села Находка принимаются меры по водоснабжению населения: осуществляется контроль за деятельностью ресурсоснабжающей организации, индивидуальным предпринимателем завезено оборудование для подачи воды (платно) с дополнительной очисткой, размещено объявление о подвозе воды населению по заявкам, завезена дополнительная мотопомпа для закачки воды на ВОС-200 и дополнительные пожарные рукава (л.д.23-24).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, пришел к верному выводу о несоблюдении ответчиком общего принципа государственной политики в сфере водоснабжения в границах территории с. Находка.
Судебная коллегия не находит оснований для признания указанного вывода незаконным.
В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1.
Согласно п. 1 Приложения №1 к Правилам №354 холодное водоснабжение должно быть круглосуточным и бесперебойным, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды - 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно.
В силу приведенных положений органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в данном случае посредством содействия гарантирующей организации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в Тазовском районе халатно относится к своим обязанностям, так как не получил тариф на холодное водоснабжение для его осуществления на территории села Находка, судебной коллегией отклоняется, поскольку это не является предметом настоящего спора.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с принятым решением повторяют позицию данного ответчика в суде первой инстанции и отклоняются судебной коллегией.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не было установлено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тазовского районного суда от 27.07.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: