Решение по делу № 2-154/2017 от 12.10.2017

Дело №2-154/2017

В окончательной форме решение составлено 08 декабря 2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    РџРµРЅРѕРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Тверской области, РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё РҐСѓРґСЏРєРѕРІ Р’.Рђ.,

при секретаре Рейверт Т.А.,

с участием представителя истца Васадзе И.Н.,

ответчиков Колесова О.В. и Колесова С.В.,

в открытом судебном заседании 05 декабря 2017 г. в п. Пено Тверской области, рассмотрев гражданское дело по иску Администрации Пеновского района Тверской области к Управлению Росреестра по Тверской области, а также к Колесовой Валентине Александровне, к Первушиной Наталии Владимировне, к Колесову Олегу Владимировичу, к Колесовой Валентине Владимировне и к Колесову Семёну Владимировичу о признании недействительным свидетельства на право собственности на землю, и о снятии с кадастрового учета земельного участка,

установил:

    РђРґРјРёРЅРёСЃС‚рация Пеновского района Тверской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Колесову Р’.РЇ. Рё Рє Управлению Росреестра РїРѕ Тверской области СЃ требованием Рѕ признании недействительным свидетельства РЅР° право собственности РЅР° землю, Рё Рѕ снятии СЃ кадастрового учета земельного участка.

В основании иска указали, что Колесов В.Я. на основании постановления главы Пеновского района №28 от 19 мая 1993 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 1299166 кв.м., расположенного в <адрес>.

Также Колесов В.Я. поставил на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № площадью 4478984 кв.м. состоящий из 116 контуров.

Право собственности на данный земельный участок не было зарегистрировано.

Границы указанного земельного участка накладываются на земельные участки фонда перераспределения земель, и земель населенных пунктов, находящихся в ведении МО Пеновский район.

Наличие земельного участка с кадастровым номером № препятствует Администрации Пеновского района осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков и земель фонда перераспределения.

В качестве основания постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №. Явилось предоставление Колесовым В.Я. свидетельства о праве собственности на землю б/н от 11 мая 1992 г. выданного Мошаровским сельским советом Пеновского района.

Однако указывают, что данное свидетельство Колесову В.Я. органами власти не выдавалось и оно не отвечает требованиям предъявляемых к порядку выдачи и оформлению таких свидетельств.

Истец полагает, что свидетельство о праве собственности на землю б/н от 11 мая 1992 г. выданного Мошаровским сельским советом Пеновского района является недействительным, земельный участок с кадастровым номером № подлежит снятию с кадастрового учета.

    Р’ судебном заседании представитель истца Администрации Пеновского района Тверской области Васадзе И.Рќ. поддержала заявленные требования, что 07 РёСЋРЅСЏ 2017 Рі. Администрацией Пеновского района РЅР° основании заявления гражданина была утверждена схема расположения земельного участка РёР· фонда перераспределения земель. Однако РїСЂРё проведении кадастровых работ было выявлено, что РЅР° землях перераспределения расположен земельный участок СЃ кадастровым номером в„– который был поставлен РЅР° кадастровый учет Колесовым Р’.РЇ.. РџСЂРё проверки основания постановки РЅР° учет было выявлено, что РёРј было представлено свидетельство РЅР° право собственности РЅР° землю, которое РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ ему РЅРµ выдавалось.

    РџСЂРёРІР»РµС‡РµРЅРЅС‹Рµ Рє участию РІ деле РІ качестве соответчиков РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ универсального правопреемства наследники имущества умершего Колесова Р’.РЇ. Колесовой Р’.Рђ., Первушина Рќ.Р’., Колесова Р’.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ явились Рѕ месте Рё времени рассмотрения извещены надлежащим образом, Колесов Рћ.Р’. Рё Колесову РЎ.Р’. РІ судебном заседании исковые требования признали частично. РџРѕСЏСЃРЅРёРІ, что Рѕ существовании данного земельного участка Рё свидетельства РЅР° него РёРј РЅРµ было известно РґРѕ подачи РІ СЃСѓРґ настоящего РёСЃРєР°.

Ответчик Управление Росреестра по Тверской области просит дело рассмотреть в отсутствие своих представителей, полагают, что не являются надлежащим ответчиком, поскольку не осуществляли кадастровый учет спорного земельного участка (т.2 л.д.81-84).

3-е лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» также просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В представленном отзыве указывают, что земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на учет 25 февраля 2011 г. на основании заявления Колесова В.Я.. Оснований для отказа в постановке на кадастровый учет на момент принятия решения не имелось (т.2 л.д.55-58).

3-е лицо Администрация Охватского сельского поселения Пеновского района своих представителей в судебное заседание не направила.

    РЎСѓРґ, заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, проведя судебные прения, находит, что заявленный Администрацией Пеновского района РёСЃРє Рє Колесову Р’.РЇ. подлежит удовлетворению, Р° Рє Управлению Росреестра РїРѕ Тверской области подлежит отклонению РїРѕ следующим основаниям.

    Р’ С…РѕРґРµ судебного разбирательства было установлено, что согласно сведений содержащих РІ Государственном кадастре недвижимости Колесов Р’.РЇ. является правообладателем земельного участка СЃ кадастровым номером в„– площадью 4478984+/-741 РєРІ.Рј., РёР· земель насёленных пунктов, СЃ целевым назначением для восстановления деревень Рё всей хозяйственной инфраструктуры, состоящим РёР· 116 контуров. Указанный земельный участок был поставлен РЅР° кадастровый учет 25 февраля 2011 Рі. (С‚.1 Р».Рґ.246).

Положениями п.1 ст.8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п.3 ст.1 ГК РФ).

В соответствии со стст.304 и 305 ГК РФ собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с п.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно п.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п.1 ст.167 ГК РФ).

В силу действовавших на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка ч. 3 ст. 20, ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка земельного участка на кадастровый учет и внесение в него изменений с представлением межевого плана носили заявительный характер, при этом с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

В соответствии со ст. 11, ст.80 ЗК РФ и п. 10 ст. 3 Закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Администрация Пеновского района как орган местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 11 ч.3 Закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ было установлено, что со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.

Из положений чч.1 и 2 ст.80 ЗК РФ следует, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.1 ч.1 и п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан или юридических лиц, в том числе и в случае самовольного занятия земельного участка, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу статьи 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Указом Президиума ВС РСФСР от 25 апреля 1990 г. №14240-XI «О некоторых вопросах предоставления и изъятия земель» Советам народных депутатов до принятия нового Земельного кодекса РСФСР было поручено производить изъятие и предоставление для государственных и общественных нужд земельные участки. При этом областным Советам народных депутатов было делегировано право установления предельных размеров земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского хозяйства.

Решениями исполкома Калининского областного Совета народных депутатов от 13 июня 1990 г. №88 и от 26 октября 1990 г. были установлены, предельные размеры предоставляемых гражданам земельных участков изъявивших желание вести крестьянское фермерское хозяйство, а также определена компетенция рассмотрения вопросов связанных с изъятием, отводов хозяйственным использованием земли. Так предельные размеры земельного участка крестьянского хозяйства составляли до 100 га сельскохозяйственных угодий, а вопросы связанных с изъятием, отводов хозяйственным использованием земли были отведены к компетенции районных Советов народных депутатов.

Статьей 4 Закона РСФСР от 23.11.1990 №374-1 «О земельной реформе» было предусмотрено, что в собственность граждан могли передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. Согласно ст. 8 указанного закона для крестьянского хозяйства земля могла передаваться в собственность граждан бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве.

Вместе с тем решением Мошаровского сельского Совета народных депутатов от 26 января 1991 г. было принято решение просить Пеновский районный Совет народных депутатов принять решение о передаче земель колхоза «Борец» в фонд перераспределения земель, поскольку в соответствии с действующим на момент принятия указанного решения законодательством к компетенции сельских Советов народных депутатов не было отнесены вопросы изъятия и передачи земель в специальный земельный фонд перераспределения (ст.14 Закона РСФСР Закона РСФСР от 23.11.1990 №374-1 «О земельной реформе», п.3 решения Тверского областного Совета народных депутатов от 26 октября 1990) (т.2 л.д.110).

Из ответа Администрации Охватского сельского поселения, являющегося правопреемником упраздненной Администрации Мошароского сельского Совета, следует, что свидетельство на право собственности на имя Колесова В.Я. Мошаровским сельским Советом не выдавалось. В архиве вторых экземпляров таких свидетельств не содержится (т.2 л.д.2)

Согласно п.6 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" было предложено коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г. принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. №177 была утверждена форма свидетельства о праве собственности на землю и поручено разработать порядок его выдачи и регистрации.

Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю был утвержден Роскомземом 20 мая 1992 года, то есть ранее издания такого порядка, утвержденные формы свидетельства выданы быть не могли.

В соответствии с указанным Порядком свидетельства о праве собственности на землю выдаются гражданам, предприятия, учреждения и организациям на основании принятых исполнительными органами Совета народных депутатов решений о предоставлении земельных участков (п. 3).

Свидетельство составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой администрации, решением которой предоставлен земельный участок, и скрепляется гербовой печатью. Один экземпляр Свидетельства выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в органе, выдавшем

Свидетельство (п.8). Свидетельства, выдаваемые сельской, поселковой, городской администрацией, должны быть завизированы представителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (абз. п.9).

Каждому свидетельству при выдаче присваивается порядковый номер, соответствующий порядковому номеру в Книге выдачи свидетельств для регистрации (п. 11).

Из материалов межевания земельного участка с кадастровым номером № следует, что данный многоконтурный земельный участок площадью 4478984+/-741 кв.м., расположенный в Охватком сельском поселении Пеновского района был поставлен на кадастровый учет 25 февраля 2011 г. В качества документа подтверждающего права владения указанным земельным участком Колесовым В.Я. было представлено свидетельство на право собственности на землю №б/н от 11 мая 1991 г.. В указанном документе, содержатся сведения о том, что он был выдан Колесову В.Я. решением от 26 января 1991 г. б/н Исполнительным комитетом Мошаровского сельского Совета и письма Комитета по землеустроительной реформе Тверской области №2-230 от 25 сентября 1991 г., для восстановления деревни и всей хозяйственной инфраструктуры, площадью 662,7 га.. Визы Комитента по земельной реформе и землеустройству Пеновского района данное свидетельство не содержит (т.1 л.д.8-248, т.2 л.д.39).

То есть свидетельство о праве собственности на землю от 11 мая 1992 г., использованное Колесовым В.Я. при постановки на кадастровый учет земельного участка № не отвечает требованиям действовавшего на указанную дату выдачи свидетельства законодательства

Из ответа Администрации Охватского сельского поселения следует, что отсутствуют какие-либо сведения о выдаче Колесову В.Я. свидетельств о праве собственности на землю. В исследованной в судебном заседании земельной кадастровой книге колхоза «Борец» Мошаровского сельского Совета Пеновского района, также не имеется сведений о выдаче Колесову В.Я. свидетельств на право собственности на землю (т.1 л.д. 9, т.4 л.д.23-50).

Таким образом свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй б/н от 11 мая 1992 г. выданное на имя Колесову В.Я. на 662,7 га. из земель поселений Мошаровским сельским советом следует считать недействительным в силу его ничтожности.

Данный правоподтверждающий документ не мог быть использован при постановки на кадастровый учет земельного участка №, и все сведения о таком земельном участке подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.

Вместе с тем, суд находит, что заявленные требования к Управлению Росреестра по Тверской области не подлежат удовлетворению, поскольку данный орган не осуществлял постановку на кадастровый учет земельного участка №. Недействительность свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй б/н от 11 мая 1992 г. выданное на имя Колесову В.Я. на 662,7 га. не является реестровой ошибкой в том понимание как изложено в ст.61 Закона РФ от 13 июля 2015 г. №215-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного, руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ Пеновский районный суд Тверской области

решил:

исковые требования Администрации Пеновского района Тверской области к Колесовой Валентине Александровне, к Первушиной Наталии Владимировне, к Колесову Олегу Владимировичу, к Колесовой Валентине Владимировне и к Колесову Семёну Владимировичу о признании недействительным свидетельства на право собственности на землю, и о снятии с кадастрового учета земельного участка удовлетворить в полном объеме, а в удовлетворении указанных требований к Управлению Росреестра по Тверской области отказать в полном объёме.

Признать недействительными свидетельство о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй от 11 мая 1992 г. площадью 662,7 га выданное Колесову Владимиру Яковлевичу Мошаровским сельским Советом народных депутатов.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № площадью 4478984+/-741 кв.м., из земель населенных пунктов, с целевым назначением для восстановления деревень и всей хозяйственной инфраструктуры, расположенный в районе Охватсткого сельского поселения Пеновского района Тверской области, исключив о нём сведения из Единого государственного реестра недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Пеновский районный суд Тверской области, в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Федеральный СЃСѓРґСЊСЏ Р’.Рђ. РҐСѓРґСЏРєРѕРІ     

2-154/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация Пеновского района
Ответчики
Первушина Н. В.
Колесов В. Я.
Управление Росреестра по Тверской области
Колесова В. В.
Колесов О. В.
Колесов С. В.
Колесова В. А.
Другие
Администрация Охватского сельского поселения
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Суд
Заволжский районный суд г. Тверь
Судья
ХУДЯКОВ В.А.
Дело на сайте суда
zavolzhsky.twr.sudrf.ru
12.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2017Передача материалов судье
17.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.11.2017Предварительное судебное заседание
05.12.2017Судебное заседание
08.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее