Решение по делу № 2-102/2023 от 09.01.2023

Гр.дело

68RS00-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                 03 апреля 2023 года

Кирсановский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Королевой Н.Б.,

при секретаре Черкасове С.А.,

с участием заместителя Кирсановского межрайонного прокурора Мединской Е.А.,

истца Самодуровой Т.А.,

представителя ответчика – администрации <адрес> Дудиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирсановского межрайонного прокурора в интересах Самодуровой Т.А. к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Кирсановский межрайонный прокурор в интересах Самодуровой Т.А. обратился в Кирсановский районный суд <адрес> к администрации <адрес> с исковым заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование исковых требований указано, что Кирсановской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Уполномоченного по правам человека в <адрес> Репина В.В. в интересах Самодуровой Т.А. по вопросу непринятия администрацией <адрес> мер к переселению граждан из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу. Установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирному дому присвоен адрес: <адрес>, с кадастровым номером 68:24:0100025:40.

Указанный многоквартирный дом в связи с пожаром и, в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу и внесен в муниципальный реестр многоквартирных домов, признанных аварийными.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части определения срока отселения физических лиц до ДД.ММ.ГГГГ и рекомендовано собственникам жилых помещений в многоквартирном доме в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к сносу многоквартирного дома.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ вновь внесены изменения в части определения срока отселения физических лиц до ДД.ММ.ГГГГ и рекомендовано собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к сносу многоквартирного дома.

Решением Кирсановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление признанно незаконным и подлежащим отмене.

Из материалов проверки следует, что собственником <адрес> жилого <адрес>, является Самодурова Т.А. Собственники других квартир (в количестве 7) не установлены.

При этом администрацией <адрес> мер по установлению и уведомлению о сносе и расселению всех собственников квартир по указному адресу не предпринято.

Самодурова Т.А. уведомлена о решении администрации города об отселении и сроках сноса аварийного жилого дома, при этом неоднократно заявляла об отсутствии возможности добровольно выполнить рекомендуемые мероприятия по сносу многоквартирного дома.

Вместе с тем, администрацией <адрес>, без объективных причин, послуживших основанием для продления срока отселения и сноса жилого дома во исполнение решения Кирсановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым срок отселения физических лиц из указанного дома определен до ДД.ММ.ГГГГ.

По вышеуказанным фактам, межрайонной прокуратурой в адрес главы <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно информации администрации города о результатах рассмотрения представления следует, что действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, предпринято не было.

Принимаемые администрацией <адрес> нормативные акты, регламентируемые сроки отселения собственников и снос многоквартирного <адрес> за период с 2018 года и до 2024 года носит явно затяжной характер, чем нарушает предусмотренный законом разумный срок.

Самодурова Т.А. администрацией <адрес> принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит в льготной очереди под . Однако, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Просит обязать администрацию <адрес> предоставить Самодуровой Т.А. по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, по договору социального найма.

     В судебном заседании представитель истца (по доверенности) – заместитель Кирсановского межрайонного прокурора Мединская Е.А. исковые требования поддержала полностью, также дополнила, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Самодурова Т.А. признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Истец Самодурова Т.А. в судебном заседании исковые требования полностью поддержала. Помещение, в котором она проживала, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит ей на праве собственности. В 2017 году произошел пожар в данном многоквартирном доме. Впоследствии дом признан аварийным и подлежащим сносу. Администрацией <адрес> ей была предоставлена комната в общежитии. Но на протяжении 6 лет она не может получить жилье, которое обязана предоставить администрация города. С 2019 года она является пенсионеркой и получает пенсию в размере 13 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ она признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации <адрес> (по доверенности) Дудина Л.В. исковые требования не признала и пояснила, что по постановлению администрации <адрес> многоквартирный жилой дом по <адрес> был признан аварийным и подлежащий сносу. Самодурова Т.А. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Самодурова Т.А. поставлена в льготную очередь под номером 9. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Самодурова Т.А. была признана малоимущей в целях принятия на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Вместе с тем, в бюджете <адрес> финансовые средства на приобретение и строительство муниципального жилья не предусмотрены ввиду их отсутствия. Жилых помещений (квартир) для предоставления проживания по договору социального найма, не имеется.

    Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

Согласно п.п. 3, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», принятого <адрес> Думой ДД.ММ.ГГГГ, при обращении граждан, претендующих на получение жилых помещений по договору социального найма в качестве малоимущих граждан, органы местного самоуправления определяют доход таких граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, в порядке, установленном статьями 5 - 8 настоящего Закона. По итогам определения дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества органы местного самоуправления принимают решение о признании гражданина малоимущим либо об отказе в признании его малоимущим.

В случае признания гражданина малоимущим и при наличии оснований, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также при отсутствии оснований для отказа в принятии на учёт, установленных ст. 12 настоящего Закона, органы местного самоуправления признают такого гражданина нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и принимают на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как малоимущего гражданина.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации названных конституционных положений частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.

Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.

Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Приведённая норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье такой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Судом установлено, что Самодурова Т.А. является собственником <адрес>, расположенной в <адрес>,7 кв.м (кадастровый ).

В данном жилом помещении согласно выписке из домовой книги зарегистрированы: истица Самодурова Т.А. и её сын – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который имеет свою семью и фактически проживает в <адрес>.

Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , двухэтажный многоквартирный жилой <адрес> является аварийным и подлежит сносу в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. .

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, в части определения срока отселения физических лиц до ДД.ММ.ГГГГ и рекомендовано собственникам жилых помещений в многоквартирном доме в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к сносу многоквартирного дома.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ вновь внесены изменения, в части определения срока отселения физических лиц до ДД.ММ.ГГГГ и рекомендовано собственникам жилых помещений в многоквартирном доме в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к сносу многоквартирного дома.

Решением Кирсановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление признанно незаконным, на администрацию <адрес> возложена обязанность рассмотреть вопрос о сроках сноса многоквартирного жилого <адрес> в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес>, во исполнение решения суда, определен срок сноса многоквартирного <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовано собственникам жилых помещений в многоквартирном доме в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к сносу многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес> межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно информации администрации города о результатах рассмотрения данного представления следует, что расселение указанного многоквартирного дома за счет городского бюджета ввиду ограниченности его средств невозможно.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирному дому присвоен адрес: <адрес>.

Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , на основании статьи 51 Жилищного кодекса РФ, административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории городского округа-<адрес>», утверждённого постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Самодурова Т.А., проживающая по адресу: <адрес>, состав семьи 1 человек, принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Самодурова Т.А. признана малоимущей в целях принятия на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и находится в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации <адрес> под (льготная очередь граждан, в соответствии с п.2 ст.57 ЖК РФ, при котором вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат).

Вместе с тем, до настоящего времени Самоуровой Т.А. не предоставлено для проживания жилое помещение.

На её обращение, администрацией <адрес> направлено сообщение о том, что возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма не имеется, так как на территории <адрес> в наличии нет свободных муниципальных квартир.

Суд считает требования Кирсановского межрайнного прокурора и Самодуровой Т.А. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку жилое помещение, в котором проживала и зарегистрирована Самодурова Т.А., признано в установленном порядке непригодным для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежит.

Также в установленном порядке Самодурова Т.А. признана малоимущей и принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, что влечёт безусловную обязанность администрации <адрес> по обеспечению Самодуровой Т.А. с составом семьи 1 человек, жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Кроме того, жильё такой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Отсутствие бюджетных ассигнований, на которое ссылается ответчик, не должно являться основанием для отказа в реализации жилищных прав граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку влечёт неосуществление органом самоуправления возложенных на него государственных полномочий.

Согласно решению Кирсановского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в <адрес>» (с учётом изменений, внесённых решением Кирсановского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) установлена учётная норма площади жилого помещения для малоимущих, в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в <адрес>, в размере 14,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, если иное не установлено федеральным законодательством, законодательством <адрес>.

Таким образом, Самодуровой Т.А. с составом семьи один человек, во внеочередном порядке подлежит предоставление в границах населенного пункта <адрес>, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, предусмотренной ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кирсановского межрайонного прокурора в интересах Самодуровой Т.А. (паспорт серии 6808 , выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>) к администрации <адрес> (ИНН 6824001099, ОГРН 1026801003228) о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> предоставить Самодуровой Т.А. во внеочередном порядке в границах населенного пункта <адрес>, по договору социального найма, жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, предусмотренной ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Кирсановский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

2-102/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кирсановский межрайонный прокурор
Самодурова Татьяна Алексеевна
Ответчики
Администрация города Кирсанова Тамбовской области
Суд
Кирсановский районный суд Тамбовской области
Судья
Королёва Надежда Борисовна
Дело на сайте суда
kirsanovsky.tmb.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2023Передача материалов судье
11.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
09.03.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.04.2023Судебное заседание
10.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее