К делу №2-1962/2022
УИД 23RS0029-01-2022-002214-74
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Лазаревское г. Сочи | « 21 » июня 2022 года |
Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
судьи | С.П. Богдановича, |
при секретаре | А.А. Бурлакиной, |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чачух Индриса Даулетовича к Акционерному обществу «КРАЙЖИЛКОМРЕСУРС» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Чачух И.Д. обратился в суд с иском к АО «КРАЙЖИЛКОМРЕСУРС» (далее по тексту – Общество), в котором с учетом уточнения первоначально заявленных требований просит обязать ответчика заключить с ним утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 типовой договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях оплаты потребителем региональному оператору фактического объема твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО), не превышающего 0,12 куб.м в месяц, подлежащих приему, транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению в соответствии с законодательством РФ.
В обоснование своих требований Чачух И.Д. указал, что ему по праву собственности принадлежит жилой дом номер по ул. <адрес>. 25.01.2022 года он обратился к ответчику с предложением о заключении договора на вывоз ТКО на 2022 года с оплатой услуг регионального оператора исходя из фактических объемов ТКО, в чем ему было отказано письменным сообщением Общества от 21.02.2022 года, с которым Чачух И.Д. не согласен, полагая, что имеет право на оплату услуги по вывозу ТКО именно из фактических объемов таких отходов, а не из установленных нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Истец Чачух И.Д. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Общества по доверенности – Курценбаум Е.Ю. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом. Просила рассмотреть дело без ее участия.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика Общества по доверенности – Стаценко М.С. указала, что в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. На территории Краснодарского края норматив накопления ТКО и, соответственно, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, определяется в соответствии с постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 года №528. Для собственников ТКО расчет производится исходя их нормативов накопления ТКО, выраженных в качественных показателях объема.
В связи с изложенным и руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон. Эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий (определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 года №1642-О-О).
Частью 5 ст. 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что 25.01.2022 года Чачух И.Д. обратился в Общество с заявлением, в котором дословно просил «заключить договор на вывоз ТКО на 2022 год согласно ст. 157 ч. 1 Жилищного Кодекса РФ по факту. В связи с тем, что у него имеется прибор учета контейнер объемом 0,12 куб.м».
Письмом от 21.02.2022 года №1.3/2-684-сф Общество сообщило истцу о невозможности заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО исходя из его фактического объема, указав, что для собственников ТКО расчет производится исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в качественных показателях объема.
Несогласие истца с доводами ответчика явилось поводом для его обращения в суд с рассматриваемыми требованиями, отказывая в удовлетворении которых суд учитывает, что постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 года №505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее по тексту – Правила), регулирующие порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения (соответствующих требованиям законодательства о единстве измерения) или расчетным способом, пункт 5 которых содержит закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета:
1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
3) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом первые два способа являются расчетными (подп. «а» п. 5 Правил), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подп. «б» п. 5 Правил).
Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Так, первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (п. 6), третий способ – при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (п. 9), все три способа - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 7). Следовательно, Правила учета ТКО не допускают коммерческий учет ТКО исходя из массы, определенной с использованием средств измерения, при расчетах с собственниками ТКО.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики №3 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021 года, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета:
исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема,
исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При этом Чачух И.Д., обращаясь в Общество с заявлением от 25.01.2022 года, просил заключить с ним договор «по факту» в связи с наличием у него прибора учета – контейнера объемом 0,12куб.м.
Абзацем 1 ст. 431 ГК РФ, применяемым на основании ст. 6 ГПК РФ, предусмотрено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Таким образом, в поданном 25.01.2022 года заявлении Чачух И.Д. просил Общество заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО исходя из массы ТКО («по факту»), определенной с использованием средств измерения («контейнера объемом 0,12куб.м»), то есть осуществив коммерческий учет ТКО в соответствии с подп. «б» п. 5 Правил. Однако данный способ учета, как указано выше, может применяться лишь при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО и при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Чачух И.Д. не обращался в Общество с заявлением о заключении с ним договора на оказание услуг по обращению с ТКО с осуществлением коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, а ссылки истца на факт такого обращения в исковом заявлении и уточнении такового не соответствуют действительности и опровергаются поданным им в Общество заявлением, в котором он просил производить учет «по факту», то есть исходя из массы ТКО, определенной с использованием его средства измерения.
Более того, пунктом 6 Правил прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил, то есть расчетным путем.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абз. 3 подп. «а» пункта 5 Правил (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
В решении Верховного Суда РФ от 07.02.2021 года №АКПИ20-956 сделан вывод о том, что учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (пункт 8 Правил), соответствует законодательству в области обращения с отходами.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта РФ порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения таких отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта РФ видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО на территории Краснодарского края утвержден постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.02.2020 года №60 (далее по тексту – Порядок), согласно п. 3.3 которого раздельное накопление ТКО на территории Краснодарского края внедряется поэтапно в соответствии с действующим законодательством РФ:
3.3.1. Первый этап – с 1 июля 2020 г. разделение ТКО на пластик; несортированные ТКО;
3.3.2. Второй этап – с 1 июля 2023 г. разделение ТКО на: органические (пищевые) отходы; пластик; несортированные ТКО;
3.3.3. Третий этап – с 1 июля 2024 г. разделение ТКО на органические (пищевые) отходы; стекло; пластик; бумагу; несортированные ТКО.
При осуществлении раздельного накопления ТКО используются контейнеры со следующим цветовым обозначением: несортированные ТКО – стандартный темно-зеленый цвет (хаки); бумага – зеленый цвет; пластик – желтый цвет (допускается сетчатый контейнер); стекло – синий цвет; пищевые отходы – черный цвет (п. 3.5 Порядка).
Таким образом, при наличии у Чачух И.Д. одного контейнера объемом 0,12 куб.м, коммерческий учет ТКО не может быть осуществлен расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, а потому заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО с осуществлением коммерческого учета ТКО в соответствии с абз. 3 подп. «а» пункта 5 Правил региональный оператор не вправе.
В этой связи, изложенные в письменном сообщении Общества от 21.02.2022 года №1.3/2-684-сф доводы о возможности заключения такого договора лишь с осуществлением коммерческого учета ТКО в соответствии с абз. 2 подп. «а» пункта 5 Правил, то есть расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, рассчитываемых в соответствии с постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 года №528, являются обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░