Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2021-000206-65
Дело № 2а-927/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2022 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.
с участием представителя истцов - Радченко А.Е., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Бородиной Раисы Владимировны, Бородина Николая Ивановича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, заинтересованные лица – ГКУ Севастополя "Севастопольское лесничество", Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя о признании распоряжения недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с административным исковым заявление к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просят признать недействительным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20 апреля 2016 года № 1299-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, квартал 1 выдел 1-22 Севастопольского участкового лесничества, площадью 707845 кв.м.» в части включения в земельный участок с кадастровым номером № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>.
Требования мотивированы тем, что действиями ответчика по утверждению схемы расположения земельного участка и кадастрового плана нарушен публичный порядок формирования (создания) нового земельного участка, нарушено их право на дачу согласия на утверждение схемы, на дачу согласия на образование из их участка нового земельного участка, нарушено их право собственности на земельный участок и жилой дом.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, обеспечили явку своего представителя, который требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик и заинтересованные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уполномоченных представителей для участия в судебном заседании не направили.
На основании ч. 3 ст. 150 КАС РФ и мнения представителя административных истцов суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав представителя административных истцов, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что на основании представленных городской госадминистрацией документов обоснования размера, предназначения и места размещения земельного участка (акт выбора земельного участка, заключение управления градостроительства и земельных ресурсов), заключения Гагаринской районной государственной администрации №3652/2 от 15 августа 2005 года о согласовании места расположения земельного участка, Комплексного градостроительного заключения от 16 марта 2005 года №509/4-1 Управления градостроительства и архитектуры городской государственной администрации, справки (исх. №775 от 25 марта 2005 года) ГП «Центр государственного земельного кадастра при государственном комитете Украины по земельным ресурсам» Севастопольский городской филиал, в соответствии со ст. 26 Закона Украины «О местном управления самоуправлении в Украине», ст. ст. 9, 118, 121, пунктом 12 раздела Х Земельного Кодекса Украины, Решением XXI сессии Севастопольского горсовета №4538 от 11 января 2006 года административному истцу Бородину Н.И. было дано согласие на передачу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м. по <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек и разработку проекта отвода это земельного участка и выдан Государственный акт на право собственности на землю серии № на земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный: г. Севастополь, <адрес> кадастровый номер №, зарегистрированный 26 декабря 2006 года в Книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за №.
Реквизиты земельного участка (адрес, площадь, месторасположения) и кадастровый номер земельного участка, соответствует сведениям публичной кадастровой карты Украины.
После присоединения 18 марта 2014 года Республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации, указанный земельный участок 19 октября 2015 года был поставлен Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя на кадастровый учет в Российской Федерации под кадастровым номером № и в Едином государственном реестре недвижимости 21 декабря 2015 года зарегистрировано право собственности Бородина Н.И. на него за №, о чем выдано Свидетельство о государственной регистрации права от 21 декабря 2015 года серии <адрес>.
На основании договора дарения земельного участка от 25 января 2016 года административный истец Бородина Р.В. стала собственником указанного земельного участка. Право собственности зарегистрировано Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя за № от 03 февраля 2016 года, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и Свидетельством о государственной регистрации права.
После приобретения участка административный истец возвел на указанном земельном участке жилой дом, который введен в эксплуатацию и используется для проживания истца. Жилой дом поставлен Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя на кадастровый учет под кадастровым номером № и 13 августа 2018 года за Бородиной Р.В. в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности за №, выдано Свидетельство о государственной регистрации права.
В силу статьи 8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (пункт 1). Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином (пункт 6). Соответственно, право собственности истцов зарегистрировано и подтверждается в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно положению Декларации о независимости Республики Крым, принятой на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета Автономной Республики Крым 11 марта 2014 года и внеочередном пленарном заседании Севастопольского городского Совета 11 марта 2014 года, Постановления от 17 марта 2014 года №1745-6/14 «О независимости Крыма», Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Устава города Севастополя, законов города Севастополя от 24 апреля 2014 года №3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определения порядка инвентаризации и распоряжения собственностью города Севастополя» и от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, принадлежащего административному истцу, по состоянию на 17 марта 2014 года он находился в частной собственности.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20 апреля 2016 года № 1299-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, квартал 1 выдел 1-22 Севастопольского участкового лесничества, площадью 707845 кв.м.», по заявлению Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, квартал 1 выдел 1-22 Севастопольского участкового лесничества, кадастровый номер №, вид разрешенного использования: «Отдых (рекреация)» (код 5.0); «Использование лесов» (код 10.0).
В данную схему также был включен принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Севастополь<адрес>
В соответствии с п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – Схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно п. 2 данной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).
Исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, в соответствии с Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, как в редакции Постановления Правительства Севастополя от 16 июня 2015 года №521-ПП, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения, так и в действующей редакции, утверждённой Постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 года №883-ПП, является административный ответчик – Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (п. 1.1 Положения).
К компетенции Департамента отнесено утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4.58) и согласование межевых планов земельных участков, являющихся смежными по отношению к земельным участкам, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.60).
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года №762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа.
Согласно п. 3 требований схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.
В силу с п. 4 требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В ходе судебного разбирательства сторонами по административному делу не оспорено то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером № накладывается на земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий истцу.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 27 июля 2015 года № 74 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», действовавший на момент издания оспариваемого распоряжения.
В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: принятие решения исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками (срок действия решения об утверждении Схемы составляет 2 года); письменный мотивированный отказ в утверждении Схемы.
Процедура предоставления государственной услуги завершается путем получения заявителем: распоряжения Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с утвержденной Схемой; уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (с указанием оснований такого отказа).
Пунктом 2.9 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении Схемы, срок действия которого не истек, или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка; разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса России требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что схема образуемого земельного участка разработана с нарушением указанных положений закона, поскольку допущено наложение границ данного земельного участка на земельный участок, находящийся в собственности административного истца.
Таким образом, при образовании земельного участка с кадастровым номером №, схема расположения которого утверждена оспариваемым распоряжением, земельный участок, принадлежащий истцам, мог быть включен в образуемый земельный участок только с их согласия. Перечисленные в указанной правовой норме исключения на этот земельный участок не распространяются.
Согласие истца на включение принадлежащего ей земельного участка в образуемый земельный участок не было получено. В этой связи совпадение местоположений указанных земельных участков, а также допущенные при разработке схемы земельного участка нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации являлись основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что административным ответчиком не было сделано.
Пунктом 1 ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36).
В результате принятия обжалованного Распоряжения нарушено право собственности административного истца на свободное распоряжение и владение, принадлежащим ей земельным участком.
В соответствии со ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
В силу части 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Частью 1 ст. 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла статей 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Предусмотренная законом совокупность условий, необходимая для удовлетворения требований, по делу имеется.
Так, в судебном заседании установлено, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением действующих нормативных правовых актов и нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем подлежит
Учитывая изложенное, с целью соблюдения и восстановления прав административных истцов, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административных истцов о признании незаконным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об утверждении схемы земельного участка в части, нарушающей права истцов.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Бородиной Раисы Владимировны, Бородина Николая Ивановича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, заинтересованные лица – ГКУ Севастополя "Севастопольское лесничество", Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя о признании распоряжения недействительным в части удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20 апреля 2016 года № 1299-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, квартал 1 выдел 1-22 Севастопольского участкового лесничества, площадью 707845 кв.м.» в части включения в земельный участок с кадастровым номером № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 09.02.2022.
Председательствующий –