Дело 2-1351/24г.
УИД 05RS0031-01-2023-012695-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2024 года г.Махачкала
Ленинский районный суд города Махачкалы, Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Айгуновой З.Б., при секретаре судебного заседания – Темирхановой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кичева ФИО8 к Дагестанская таможня о признании бездействия работодателя незаконными и обязании выплатить все суммы,причитающиеся работнику при прекращении трудового договора,
УСТАНОВИЛ:
Кичев А.М. обратился в суд с иском к Дагестанской таможне о признании бездействия работодателя по невыплате компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска, а также доплат за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, причитавшихся при прекращении трудового договора, обязании произвести расчет и выплатить компенсацию за неисполненные дополнительные отпуска, а также доплаты за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, обязании произвести расчет и выплатить проценты по ст.236 ТК РФ в размере не ниже одной сто пятьдесятой ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно и взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей, указав при этом, что с 05.04.1994 до 21.08.2023 находился в трудовых отношениях с ответчиком. В период с 2000 года по 2023 год он фактически исполнял должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время - непосредственно работал на досмотровой рентгеновской технике.
Ответчик ни разу не предоставил ему дополнительные отпуска за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях - за работу с досмотровой рентгеновской техникой в период времени с 2000 года по 2023 год.
Кроме того, в соответствии с Порядком установления доплаты сотрудникам таможенных органов РФ за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, утвержденным приказом ГТК РФ от 08.07.1998 №471 (действовал до 09.06.2001), доплата за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях устанавливается сотрудникам таможенных органов РФ, перечень должностей которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.02.1998 N 189.
Сотрудникам, непосредственно осуществляющим таможенный контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения (ИЛИ), устанавливается ежемесячная доплата в размере до 24% должностного оклада.
Сотрудникам, непосредственно работающим с досмотровой рентгеновской техникой, устанавливается ежемесячная доплата в размере до 12% должностного оклада.
Размер доплаты сотруднику устанавливается приказом по таможенному органу. Доплату выплачивают одновременно с выплатой денежного довольствия. Доплату выплачивают помимо установленных в соответствии с законодательством РФ других доплат и надбавок.
В соответствии с пунктом 22 Порядка организации системы оплаты труда работников таможенных органов РФ и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, утвержденного приказом ФТС России от 16.12.2011 N 2529, за работу в тяжелых и вредных условиях труда работникам выплачивается до 12 % должностного оклада (тарифной ставки).
Однако Ответчик ни разу не выплатил Истцу доплаты за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях - за работу с досмотровой рентгеновской техникой в период времени с 2000 года по 2023 год.
В судебное заседание истец Кичев А.М., будучи надлежаще извещенным о судебном разбирательстве, не явился.
В судебном заседании представитель истца - Абдулгалимов Р.А. поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Дагестанской таможни - Омарова Н.А. иск не признала, указав при этом, что истец в период с 2020 по 2023гг. был отнесен к персоналу грушш «А» и допущен к проведению таможенного осмотра с применением досмотровой рентгенотелевизионной техники.
Отделом таможенных процедур и таможенного контроля допуск должностных лиц к проведению таможенного осмотра с применением досмотровой рентгенотелевизионной техники и отнесения их к персоналу группы «А» осуществляется с учетом их обучения по программам ФТС России по направлению ТК ДРМ и отсутствием противопоказаний к работе с ИЛИ по результатам прохождения медицинского осмотра в соответствии с пунктом 2 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся на радиоактивных материалов, утвержденной Приказом ГТК РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 2 Инструкции установлено, что к работам с источниками ионизирующего излучения (к проведению таможенного осмотра или таможенного досмотра ДРМ, а также товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения) не допускается привлекать должностных лиц таможенных органов, не имеющих допуска к таким работам. Допуск оформляется приказом таможенного органа для должностных лиц, прошедших обучение по программам, утвержденным ГТК России и согласованным с Госатокшадзором России, и не имеющих медицинских противопоказаний.
Дагестанская таможня ежегодно заключает договора на оказание услуг по проведено индивидуальной дозиметрии персонала группы «А» при работе с источниками ионизирующего излучения с ООО «Экспертиза».
Пунктом 1.2. указанных договоров предусмотрено, что исполнитель берет на себя обязательства по заданию заказчика оказывать услуги по проведению индивидуального дозиметрического контроля (ИДК) персонала группы «А» при работе с источниками ионизирующего излучения с выдачей протокола измерений.
В соответствии с п. 1.2 технических условий, являющихся приложением № к договорам, исполнитель производит снятие (считывание) значений накопленных индивидуальных доз дозиметрами должностных лиц Дагестанской таможни.
Согласно протоколам измерений (лабораторных испытаний) за 2017г., 2021г., 2022г. и 2023г. проводилось испытание индивидуальных доз внепшего профессионального облучения персонала, в том числе должностного лица таможенного поста Аэропорт Махачкала - Кичева А.М.
Для учета дозы облучения, получаемой человеком, принята единица Зиверт. Поскольку 1 Зиверт - это очень большая доза, то реально в результатах измерений фигурирует миллизиверт (мЗв) (1/1000 Зиверта).
При предельно допустимом уровне 5 мЗв в квартал и соответственно 20 мЗв в год, доза мЗв в квартал и за год у истца составляла:
в 2017 г. - в квартал 0,05 мЗв;
в 2021 г. - в квартал 0,23 мЗв;
в 2022 г. - в квартал 0,28 мЗв, за год - 1,12 мЗв.;
в 2023 г. - в квартал 0,31 мЗв, за год - 0,97 мЗв.
По результатам проводимых исследований индивидуальных доз внешнего профессионального облучения персонала группы «А», полученного посредством анализа значений, фиксируемых в индивидуальных дозиметрах должностных лиц, используемых во время работы, полученная доза Кичева А.М. не превышала значения основного предела доз для категории «населения», установленного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 №47, что указывает на то, что Кичев А.М. не осуществлял свою служебную деятельность в условиях, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья.
Соответственно у истца отсутствовало право на дополнительные отпуска, а также доплат за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях.
С истцом в установленном законодательством порядке осуществлен полный расчет, с выплатой единовременного пособия, денежной компенсации за дополнительный отпуск в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», денежной компенсации за неиспользованные дни ежегодного отпуска, а также расчет за форменную одежду, всего в сумме - 348 590 руб.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ, регулируется ФЗ 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ), который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
Условия службы в таможенных органах определены в Главе V Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ, статьей 35 которого установлены виды отпусков с сохранением денежного довольствия предоставляемых сотрудникам таможенных органов, в том числе дополнительного (за выслугу лет в таможенных органах, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом) (подпункт 4 пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
Пунктами 2, 3 статьи 35 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ установлено, что замена отпуска денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения сотрудников таможенных органов, не использовавших свой очередной ежегодный отпуск и дополнительные отпуска. Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях.
Согласно пункту 1 статьи 36 названного Федерального закона сотруднику таможенного органа очередной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно.
Положением пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ предусмотрено, что сотруднику таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью: 1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней; 2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней; 3) при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней.
Сотрудникам таможенных органов предоставляется дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, перечень указанных должностей, продолжительность и порядок предоставления указанного отпуска устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1998 г. N 189 "О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях" утверждены Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время (далее - Перечень) и Правила предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации дополнительного отпуска за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях.
Согласно пункту 2 Перечня предусмотрено, что начальники и заместители начальников отделов, групп, главные, ведущие, старшие инспектора, инспектора, непосредственно работающие на досмотровой рентгеновской технике, имеют право на дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней и 36-часовую рабочую неделю.
При подсчете времени исполнения должностных обязанностей во вредных условиях засчитываются лишь те дни, в которые сотрудник таможенного органа фактически был занят в этих условиях не менее половины служебного времени, установленного для сотрудников таможенных органов Российской Федерации (пункт 7 Правил).
Приказом ГТК Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 440 "О предоставлении дополнительного отпуска и установлении сокращенного служебного времени сотрудникам таможенных органов Российской Федерации за исполнение своих должностных обязанностей во вредных условиях" предусмотрено, что сотрудникам таможенных органов, непосредственно работающим на досмотровой рентгеновской технике и занятым обслуживанием и ремонтом рентгеновской техники, дополнительный отпуск исчисляется в соответствии с пунктом 7 Правил.
Как следует из материалов дела истец приказом и.о. начальника Дагестанской таможни от 09.08.2023 №417 КС с 21.08.2023 уволен со службы в таможенных органах РФ инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Махачкала, с выплатой единовременного пособия, денежной компенсации за 30 календарных дней дополнительного отпуска, денежной компенсацией за неиспользованные 10 календарных дней ежегодного отпуска и за 9 календарных дней дополнительного отпуска за выслугу лет за 2023г.
В период с 2020г. по 2023г. истец ежемесячно получал заработную плату и уходил в ежегодный отпуск, данное обстоятельство не оспаривалось представителем истца. Следовательно, полагая, что заработная плата начисляется и выплачивается не в полном размере, либо в случае несогласия с ее размером, истец имел возможность обратиться к работодателю либо в суд с требованием о взыскании задолженности по выплате заработной платы, в том числе и за сверхурочную работу, за работу во вредных условиях при получении начисленной заработной платы.
Нормами ТК РФ (статьи 92, 117 и 147) установлено, что сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по результатам специальной оценки условий труда и отнесения к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда.
Порядок проведения специальной оценки, условий труда работников на рабочих местах, в том числе с целью соблюдения прав работников, касающихся безопасности ведения трудовой деятельности на рабочих местах установлен Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
Частью 4 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрено специальное регулирование проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении условий труда государственных гражданских служащих, а именно, установлено, что проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда указанной категории лиц регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.
То есть, проведение специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих возможно только после принятия соответствующих актов, поскольку в Федеральном законе N 426-ФЗ прямо предусмотрена такая необходимость. Нормативно-правовые акты должны содержать специальные нормы, учитывающие особенности труда работников данной категории.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Из материалов дела усматривается, что приказами начальника Дагестанской таможни №876 от 22.12.2020, №175 от 11.05.2022, №115 от 05.05.2023 истец как должностное лицо допущен к проведению таможенного осмотра с применением досмотровой рентгенотелевизионной техники.
В спорные периоды приказами истец ежегодно включался в персонал группы «А» - работников, непосредственно участвующих в работах с закрытыми источниками ионизирующего излучения, в отношении него проводился ежемесячный контроль за нормой допустимого облучения, установленной СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/20009)".
Из протоколов лабораторных исследований индивидуальных доз внешнего профессионального облучения персонала группы «А», доза полученная истцом за 2021г. 4 квартал - 0.23, за 2022г. 1 квартал - 0.27, 2 квартал - 0,30, 3 квартал - 0,28, 4 квартал - 0.27, за 2023г. 1 квартал - 0.31, 2 квартал - 034, 3 квартал - 0,32, при допустимом 5мЗв в год.
Ионизирующего излучения не превышает основные пределы доз для персонала группы «А», установленные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 47 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09".
Руководствуясь положениями ст. 11 ТК РФ, ст.23, 24, 45, 46 ФЗ от 27. 07 2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 35 - 40 ФЗ от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", принимая во внимание, что в спорный период истец не работал во вредных условиях труда, то требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за непредоставленные и неиспользованные дополнительные отпуска удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Факт нарушения ответчиком трудовых прав истца судом не установлено.
С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кичева ФИО10 к Дагестанской таможни о признании бездействия работодателя по невыплате компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска, а также доплат за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, причитавшихся при прекращении трудового договора, обязании произвести расчет и выплатить компенсацию за неисполненные дополнительные отпуска, а также доплаты за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, обязании произвести расчет и выплатить проценты по ст.236 ТК РФ в размере не ниже одной сто пятьдесятой ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно и взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей, отказать.
Резолютивная часть решения оглашена 18 марта 2024 года.
В мотивированном виде решение изготовлено 24 марта 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке через Ленинский районный суд г.Махачкалы.
Председательствующий Айгунова З.Б.