Докладчик Орлова И.Н. Дело №33-5886/2017 Судья Толстова Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 ноября 2017 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Орловой И.Н., судей Иванова П.Д., Ярадаева А.В., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о возложении обязанности ликвидировать стихийные свалки отходов и мусора, поступившее по апелляционной жалобе администрации Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 6 сентября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики(далее также - сельское поселение) о возложении обязанности ликвидировать стихийные свалки отходов и мусора, расположенные на северо-восточной окраине села Аликово по склону оврага, примыкающего к реке Аба Сирма; близ деревни ... к северо - востоку на территории, прилегающей к лесопосадке; к юго-западу от деревни ..., на развилке автодороги ..., в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что администрацией Аликовского сельского поселения в нарушение статьи 42 Конституции Российской Федерации, Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» мероприятия, направленные на ликвидацию свалок не выполнены. Выявленные факты нахождения свалок мусора на территории, находящейся в ведении муниципального образования сельского поселения свидетельствуют о том, что полномочия местной администрации по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не только нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, но и может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу для здоровья населения.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель сельского поселения Алексеев С.И. исковые требования не признал.
Представитель третьего лица – администрации Аликовского района Чувашской Республики Васильев С.В. поддержал требования прокурора.
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 6 сентября 2017 года исковые требования прокурора удовлетворены частично, возложена обязанность на администрацию Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики ликвидировать несанкционированные свалки мусора и отходов, находящиеся: на северо-восточной окраине села Аликово по склону оврага, примыкающего к реке Аба Сирма; близ деревни ... к северо - востоку на территории, прилегающей к лесопосадке. В удовлетворении требования прокурора о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку мусора и отходов на территории, расположенной к юго-западу от д.... на развилке автодорог ..., отказано.
Указанное решение обжаловано администрацией Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Автор жалобы указывает на то, что стихийные свалки образованы на земельных участках, собственником которых сельское поселение не является, на землях неразграниченной государственной собственности, в связи с чем, возложение обязанности по ликвидации указанных свалок без предоставления соответствующего финансового обеспечения на сельское поселение противоречит закону. Постановленное решение неисполнимо, поскольку конкретное месторасположение, площадь, координаты стихийных свалок в решении не определены. Суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку предъявляя заявленные требования, прокурор просил установить двухмесячный срок для ликвидации свалок, однако в постановленном решении срок не установлен.
В суде апелляционной инстанции представители сельского поселения Ефремов А.Н. и Алексеев С.И. поддержали апелляционную жалобу, прокурор отдела Прокуратуры Чувашской Республики Иванова И.Г. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановленного решения и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Отказывая в удовлетворении требования прокурора о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку мусора и отходов на территории, расположенной к юго-западу от д.... на развилке автодорог ..., суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле муниципальный контракт от 14.01.2015 № 72, заключенный между администрацией Аликовского района Чувашской Республики и ЗАО «...», технический паспорт на объект недвижимости – сооружение - автомобильная дорога ... изготовленный МУП технической инвентаризации «...» от 24.10.2008, технический паспорт на объект недвижимости – сооружение - автомобильная дорога ... изготовленный МУП технической инвентаризации «...» от 1205.2009, исходил из того, что территория, где образована несанкционированная свалка частично относится к территории автомобильных дорог, за которое ответственно ЗАО «...».
Решение суда в части отказа прокурору в удовлетворения указанного требования не обжаловано, поэтому законность и обоснованность решения суда в указанной части в силу положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегией.
Удовлетворяя требования прокурора в части возложения обязанности на сельское поселение ликвидировать несанкционированные свалки мусора и отходов, находящиеся: на северо-восточной окраине села Аликово по склону оврага, примыкающего к реке Аба Сирма и близ деревни ... к северо - востоку на территории, прилегающей к лесопосадке, суд первой инстанции исходил из доказанности факта их размещения на территории сельского поселения, в не предусмотренном для этого месте, ответственным за организацию которой является сельское поселение.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав относится восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований(часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации(пункт 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Положениями статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12 того же Закона).
Согласно статье 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу части 1 статьи 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу части 4 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в числе прочего, вопросы участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Однако, согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на территории сельского поселения имеются несанкционированные свалки, в числе прочего, находящиеся: на северо-восточной окраине села Аликово по склону оврага, примыкающего к реке Аба Сирма и близ деревни ... к северо - востоку на территории, прилегающей к лесопосадке, в связи с чем, 25.05.2015 прокурором в адрес главы сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обращения с отходами, которое не исполнено.
В ходе выездного судебного заседания, состоявшегося 30.08.2017, при участии прокурора, представителя сельского поселения ... с привлечением в качестве специалиста кадастрового инженера ... произведен осмотр указанных свалок, произведены замеры их местоположения геодезической спутниковой аппаратурой S-82V(рег. № 49642-12). Факт их расположения на территории сельского поселения сторонами не оспорен.
При таких обстоятельствах, суд посчитал требования прокурора по возложению на администрацию сельского поселения обязанности по устранению несанкционированной свалки мусора и отходов по указанным адресам законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание отсутствие доказательств того, что выявленные нарушения были ответчиком устранены, суд правомерно возложил на администрацию сельского поселения обязанность по ликвидации несанкционированной свалки мусора и отходов.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по сбору и транспортированию отходов может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
При этом судебная коллегия находит, что судом правильно определен субъект ответственности по требованиям прокурора: именно администрация Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики отвечает за решение указанных вопросов в границах поселения.
При таком положении дела, являются несостоятельными ссылки апелляционной жалобы на то, что стихийные свалки образованы на земельных участках, собственником которых сельское поселение не является, на землях неразграниченной государственной собственности, правом распоряжения которыми имеет администрация Аликовского района Чувашской Республики согласно статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Данный довод ответчика не основан на законе.
Равным образом отклоняются как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемым решением не учтен вопрос отсутствия соответствующего финансового обеспечения. Данный аспект не является основанием для освобождения администрации сельского поселения от выполнения обязанностей, возложенных действующим законодательством.
Между тем, как обоснованно отмечено в апелляционной жалобе, предъявляя соответствующие требования, прокурор просил обязать совершить действия по ликвидации свалок в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что не нашло своего отражения в резолютивной части решения суда при том, что статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено(часть 2).
Устраняя данный недостаток, судебная коллегия считает необходимым изложить абзац 2 резолютивной части постановленного решения с указанием двух месячного срока для его исполнения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в постановленном решении сведений о месторасположении несанкционированного размещения мусора и отходов, их площади, что влечет неисполнимость судебного акта, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку в случае неясности решения суда, оно может быть разъяснено в порядке, предусмотренном ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лиц, участвующих в деле.
Изложенный в суде апелляционной инстанции довод о нахождении свалки близ деревни ... на землях лесного фонда не подтвержден доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости(статьи 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя в апелляционной жалобе не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют. Сама по себе иная оценка автором апелляционной жалобы представленных доказательств и действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Изложить абзац 2 резолютивной части решения Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 6 сентября 2017 года в следующей редакции:
Обязать администрацию Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики ликвидировать несанкционированные свалки мусора и отходов, находящиеся:
- на северо-восточной окраине села Аликово по склону оврага, примыкающего к реке Аба Сирма;
- близ деревни ... к северо - востоку на территории, прилегающей к лесопосадке,
в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Апелляционную жалобу администрации Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 6 сентября 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Орлова
Судьи П.Д. Иванов
А.В.Ярадаев