Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Жиркова В.Н.,
при секретаре судебного заседания Саутиевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции Архангельской области, поданному в интересах в интересах Щеголихиной Т.М., к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», о возложении обязанности исполнить предписание об устранении выявленных нарушений,
установил:
государственная жилищная инспекция Архангельской области в интересах Щеголихиной Т.М. обратилась в суд с иском к администрации МО «Онежский муниципальный район» об обязании в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить законное предписание государственной жилищной инспекции <Адрес> №<Адрес> от <Дата>, а именно: устранить неисправность цокольного перекрытия в районе квартир ..., наибольшей по площади жилой комнате <Адрес> (зыбкость, проседания и уклон); устранить неисправность обшивки цоколя в районе подъезда ... <Адрес> в <Адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что по обращению Щеголихиной Т.М. государственной жилищной инспекцией <Адрес> проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> ... (далее - Правила ...), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата> ... (далее - Минимальный перечень ...), Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от <Дата> ... (далее - Правила ...). Способ управления собственниками помещений многоквартирного <Адрес> в <Адрес> не выбран, открытые конкурсы по отбору управляющей организации не проведены. В ходе проведения проверки выявлены нарушения, а именно: установлена неисправность цокольного перекрытия в районе квартир 2 и 6, наибольшей по площади жилой комнате <Адрес> (наличие зыбкости, значительного проседания и уклона), что является нарушением пункта 4.3.1 Правил ..., пункта 4 Минимального перечня ..., пунктов 10 и 11 Правил ...; неисправность обшивки цоколя в районе подъезда ... многоквартирного дома, что является нарушением пункта 4.2.2.4 Правил ..., пункта 9 Минимального перечня ..., пунктов 10 и 11 Правил .... По результатам проверки ответчику выдано предписание № <Адрес> от <Дата> об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до <Дата>. Согласно ответу от <Дата> ..., поступившему в адрес государственной жилищной инспекции <Адрес> из администрации МО «Онежский муниципальный район», предписание № <Адрес> от <Дата> не исполнено. Непринятие ответчиком мер по устранению нарушений обязательных требований законодательства приводит к нарушению прав граждан на жилище и на благоприятный микроклимат в жилых помещениях, предусмотренных ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН <Дата>, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от <Дата>, ст. ст. 40, 42 Конституции Российской Федерации.
Определениями от <Дата>, от <Дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, привлечены: Горошко Ю.М., Басакин С.М.. Щеголихин А.В., Щеголихин М.В., Горошко А.В., Басакина Н.В., Басакин Н.С.
Истец Щеголихина Т.М., представитель ответчика - администрации МО «Онежский муниципальный район», третьи лица: Горошко Ю.М., Басакин С.М., Щеголихин А.В., Щеголихин М.В., Горошко А.В., Басакина Н.В., Басакин Н.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено без участия не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.
На основании п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденной постановлением Администрации Архангельской области от 07.06.2007 №110-па, Государственная жилищная инспекция Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.
Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор, в том числе путем организации и проведения проверок, за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством (п. 8 указанного Положения).
Предметом регионального государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством.
Таким образом, исходя из положений указанных нормативно-правовых актов, Государственная жилищная инспекция Архангельской области наделена самостоятельным правом обращения в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее – Правила № 491).
Согласно ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 10 Правил № 491 предусмотрено, что общедомовое имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдения прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого имущества, входящего в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг проживающим гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
При выполнении обязательств, предусмотренных договором управления ответчик обязан руководствоваться действующим законодательством, в частности, нормативными документами, регламентирующими эксплуатацию жилищного фонда - Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РЫ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) и постановлением Правительства Архангельской области от 14.12.2010 № 380-пп «Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно (далее - Постановление № 380-пп).
В соответствии с пунктом 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества; текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Категория «бремя содержания» подразумевает не только несение материальных затрат, связанных с эксплуатацией имущества, но и поддержание имущества в таком состоянии, чтобы оно не могло повлечь нарушение прав и законных интересов иных лиц, в том числе и право на безопасность.
Как установлено в судебном заседании, по обращению Щеголихиной Т.М. государственной жилищной инспекцией Архангельской области проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения администрацией МО «Онежский муниципальный район» обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень № 290), Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).
В ходе проведения проверки выявлены нарушения, а именно: установлена неисправность цокольного перекрытия в районе квартир ... наибольшей по площади жилой комнате <Адрес> (наличие зыбкости, значительного проседания и уклона), что является нарушением пункта 4.3.1 Правил ..., пункта 4 Минимального перечня ..., пунктов 10 и 11 Правил ...; неисправность обшивки цоколя в районе подъезда ... многоквартирного дома, что является нарушением пункта 4.2.2.4 Правил ..., пункта 9 Минимального перечня ..., пунктов 10 и 11 Правил ....
По результатам проверки ответчику выдано предписание № ... от <Дата> об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до <Дата>.
Согласно ответу от <Дата> ..., поступившему в адрес государственной жилищной инспекции Архангельской области из администрации МО «Онежский муниципальный район», предписание № <Адрес> от <Дата> не исполнено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно пункту 12 Правил ..., собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил ... надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Способ управления собственниками помещений многоквартирного жилого <Адрес> в <Адрес> не выбран, открытые конкурсы по отбору управляющей организации не проведены, договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией не заключен.
Доказательств иного, в порядке ст.56, ст.60 ГПК РФ, ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлено.
Письменное сообщение ответчика о том, что указанный многоквартирный жилой дом находится на временном обслуживания управляющей компании МУП «Онежская УК» к таковым доказательством отнесено быт не может. Поскольку соответствующих документов, подтверждающих заключение договора управления между собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме и управляющей компанией, в порядке установленном положениями ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса РФ, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Устава МО «Онежский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального образования «Онежский муниципальный район» относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Указанные обстоятельства ответчиком по существу не оспариваются.
Каких-либо доказательств, опровергающих доводы стороны истца в обоснование заявленных исковых требований, ЗАО «Агростройсервис» в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представило. Документального подтверждения факта исполнения предписания, суду не представлено.
Непринятие администрацией МО «Онежский муниципальный район» по устранению нарушений обязательных требований законодательства приводит к нарушению прав граждан на жилище и на благоприятный микроклимат в жилых помещениях, предусмотренных ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН <Дата>, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от <Дата>, ст. ст. 40, 42 Конституции Российской Федерации.
С учётом изложенного, подлежат удовлетворению исковые требования государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах Щеголихиной Т.М. исполнить законное предписание государственной жилищной инспекции <Адрес> №... от <Дата>, а именно: устранить неисправность цокольного перекрытия в районе квартир ..., наибольшей по площади жилой комнате <Адрес> (зыбкость, проседания и уклон); устранить неисправность обшивки цоколя в районе подъезда ... <Адрес> в <Адрес>.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для выполнения возложенной на ответчика обязанности - два месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В соответствии с подпунктами 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, следовательно, в силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина взысканию по данному делу не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░ <░░░░>, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░); ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ... <░░░░░> ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
<░░░░░>