...
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 июня 2018 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Цыдыповой Д.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дымбрыловой Аягмы Павловны, действующей в интересах И., к Администрации г.Улан-Удэ, Правительству Республики Бурятия о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском к Министерству социальной защиты населения РБ, Дымбрылова А.П., действующая в своих интересах и интересах И., просит обязать ответчика предоставить ее дочери жилое помещение по норме предоставления.
Исковые требования мотивированы тем, что И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире с другими гражданами. Совместно с ними проживают супруг Дымбрыловой А.П. - Ф., дочь И., мать – А. В настоящее время семья проживает по договору аренды в частном доме по адресу: .... ДД.ММ.ГГГГ они приняты на учет нуждающихся администрацией ... по категории До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Просила обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить жилое помещение по норме предоставления.
В дополнении к исковому заявлению указывают, что И. находится на диспансерном учете по поводу , и подпадает под действие Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... о невозможном совместном проживании граждан в одной квартире по пункту 4 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время истец принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... – III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» согласно извещения ... ... от ДД.ММ.ГГГГ очередь .... Просит обязать предоставить И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Определением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия на надлежащего – Администрацию г. Улан-Удэ.
Определениями Советского районного суда г. Улан-Удэ к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Бурятия, в качестве соответчика - Правительство Республики Бурятия.
В судебном заседании истец Дымбрылова А.П., действующая в интересах несовершеннолетней И., представитель истца Дашеева Л.Э. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Анучина А.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что предоставление жилья относится к расходным обязательствам субъекта РФ.
Представитель соответчика Правительства РБ – Тришкина Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась в полном объеме по доводам письменных возражений на иск.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Данзанова С.В. в судебном заседании поддержала письменный отзыв на исковое заявление, полагала требования истца не подлежащими удовлетворению.
Представители третьих лиц Министерства финансов РФ, Министерства Республики Бурятия будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела в судебное заседание своих представителей не направили, от представителя Министерство финансов РФ по доверенности Аюшеевой А.Д. поступили письменные пояснения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., родителями ребенка являются Ф. и А.
Дымбрылова А.П. и ее дети И., Ж., зарегистрированы в жилом помещении по адресу: ..., собственником которого является Ю.
В соответствии с распоряжением ... о ДД.ММ.ГГГГ ... И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними с одной квартире невозможно», с составом семьи : И., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно Распоряжению ... от ДД.ММ.ГГГГ ... Дымбрылова А.П. была принята на учет с составом семьи (Дымбрылова А.П., И., И.) в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории
На основании Распоряжения ... от ДД.ММ.ГГГГ ... Дымбрылова А.П. была принята на учет с составом семьи (Дымбрылова А.П., И., И.) в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории
Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона № 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования. Применительно к обстоятельствам настоящего дела таким органом является Администрация города Улан-Удэ.
В настоящем случае суд считает, что общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении в отношении истца все соблюдены, потому оснований для отказа в удовлетворении требований истца о предоставлении ей Администрацией города Улан-Удэ жилого помещения по договору социального найма суд не усматривает.
Также суд считает возможным удовлетворить и требование истца о возложении обязанности на ответчика – Администрацию г.Улан-Удэ по предоставлению жилого помещения по договору социального найма И. вне очереди.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются и являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ... «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой же статьи случаев.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
В соответствие со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно медицинской справке от ДД.ММ.ГГГГ., И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., страдает хроническим заболеванием –
Заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ....
И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является , что подтверждается справкой
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В абз. 2 ст. 5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10.11.2010г. ... указано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации на момент обращения истца Дымбрыловой А.П. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005г. не предусматривал специального регулирования порядка обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и его право на внеочередное предоставление жилья. В Республике Бурятия не принимались специальные нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем , вставших на очередь после 01.01.2005г. и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья.
Как следует, из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении ... от ДД.ММ.ГГГГ, пробел в законодательном урегулировании не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций.
Следовательно, этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, И., являясь , нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма по категории граждане, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, исходя из требований вышеназванных правовых норм, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке, установленном ЖК РФ, за счет муниципального жилищного фонда.
В связи с чем, по вышеизложенным основаниям доводы представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по обеспечению жилым помещением И., страдающей тяжелой формой хронического заболевания, вне очереди, подлежат отклонению. Запрета на предоставление нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма по категории малоимущие граждане, при этом страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, из муниципального жилищного фонда закон не содержит.
Следовательно, требования И. к Администрации г. Улан-Удэ законны и обоснованы. При указанных обстоятельствах, требования истца к Правительству РБ подлежат оставлению без удовлетворения.
Пунктом 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта).
Решением Улан-Удэнского Городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ... установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 17 кв. м общей площади.
Из положений абз.6 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ следует, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза) при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с медицинскими справками от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ И. имеет заболевание включенное в Перечень заболеваний, дающих , страдающим им, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ ... «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ...).
Кроме того, из положений Постановления Конституционного суда РФ ... от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан Р., М. и Н.», следует, что действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ положение по своему конституционно-правовому смыслу: предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного Кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним; само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Таким образом, поскольку И. является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, согласно п.2 ст.49 ЖК РФ и ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной нормы предоставления жилой площади, с учетом права на дополнительную площадь, на состав семьи в количестве с учетом одного взрослого члена семьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить И. ДД.ММ.ГГГГ вне очереди жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей жилой площади с учетом положений части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом права И. на дополнительную площадь, на состав семьи в количестве с учетом одного взрослого члена семьи.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Республики Бурятия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме принято 25.06.2018 г.
Судья: Е.А. Богомазова