Дело № 2-2265/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Пермь 03 сентября 2018 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бородкиной Ю.В.,
при секретаре Ковалевой А.Л.,
с участием истца Паньковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паньковой ФИО7, действующей в защиту прав несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Управлению образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» о возложении обязанности по предоставлению несовершеннолетним места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Панькова А.С. обратилась с иском к Управлению образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» о возложении обязанности по предоставлению ФИО11 Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10 М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающим на территории <адрес>, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Пермского муниципального района с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Заявленные требования мотивирует тем, что ее несовершеннолетние сыновья ФИО3 Д.В. и ФИО3 М.В. проживают совместно с ней по адресу: <адрес>. Дети своевременно были зарегистрированы в отделе образования Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» для направления в муниципальную образовательную организацию по месту жительства. Предложений об устройстве в детский сад детей истца по месту жительства не поступало. С целью реализации права несовершеннолетних детей истца на дошкольное образование ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство образования и науки <адрес>, которое перенаправило обращение по компетенции в Управление образования администрации Пермского муниципального района, однако управлением образования в предоставлении места несовершеннолетним детям истца в дошкольной образовательной организации было отказано в связи с отсутствием свободных мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства детей. Считает, что права детей нарушены, в связи с чем она обратилась в суд в защиту прав своих несовершеннолетних сыновей.
В судебном заседании истец Панькова А.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что в <адрес> находятся два детских сада, ее дети должны посещать детское учреждение для развития. В списках указаны дети, которые рождены позднее даты рождения ее сыновей.
Ответчик Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, представило письменные возражения на иск, из которых следует, что в <адрес> находятся два детских сада <данные изъяты> и <данные изъяты>, которые укомплектованы полностью. Создание дополнительных мест невозможно. ФИО1 и ФИО2 находятся в очереди на зачисление в дошкольные образовательные учреждения <адрес> на № и № позициях. Зачисление ФИО1 и ФИО2 непосредственно в указанные детские сады невозможно ввиду отсутствия свободных мест. В иные дошкольные образовательные организации родители ФИО3 не обращались.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование и каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
На основании пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Таким образом, в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
В силу Положения об Управлении образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 31 мая 2018 года № 319, следует, что Управление является муниципальным органом управления образования на территории Пермского муниципального района, обеспечивающим государственную политику в области образования с учётом региональных и субрегиональных особенностей (пункт 1.2), является самостоятельным юридическим лицом (пункт 1.4), наделяется полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункты 2.1, 2.1.2).
Положение о комплектовании образовательных организаций Пермского муниципального района, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утверждено приказом Управления образования Администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 18 декабря 2013 года № 574.
Согласно указанному Положению (в редакции приказа от 24 августа 2015 года № 322) установлено, что порядок комплектования применяется для комплектования дошкольных образовательных учреждений на текущий учебный год. Под учебным годом понимается период с 01 сентября текущего календарного года по 31 августа следующего календарного года (пункт 4.1); в дошкольные образовательные учреждения могут приниматься дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в исключительных случаях дети, не принятые в 1 класс по медицинским показаниям, могут посещать компенсирующие группы или группы общеразвивающей направленности до 8 лет) (пункт 4.9); комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по дате рождения ребенка. В первую очередь в дошкольное учреждение зачисляются дети более старшего возраста. Для комплектования дошкольных образовательных учреждений в Пермском муниципальном районе считать шаг возраста – 1 месяц, совпадающий с календарным месяцем года (пункт 4.10); непосредственное решение о предоставлении персонального места в дошкольном образовательном учреждении принимает комиссия управления образования по комплектованию дошкольных образовательных учреждений в Пермском муниципальном районе (пункт 4.2).
Комиссия действует на основании Положения о комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Пермского муниципального района (пункт 4.3); срок плановой работы Комиссии с 1 по 15 июня каждого года (пункт 4.4). В случае отсутствия свободного места в дошкольном образовательном учреждении, указанном в заявлении родителей (законных представителей), комиссией может быть предложен вариант устройства ребенка в другие дошкольном образовательном учреждении Пермского муниципального района (пункт 4.15). Приём детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется на основании путёвки Управления образования и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка (пункт 4.19). При зачислении ребёнка в дошкольное образовательное учреждение приоритетным правом пользуются дети, зарегистрированные в населённых пунктах, за которыми закреплено дошкольное образовательное учреждение в соответствии с приказом Управления «О закреплении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, за территориями Пермского муниципального района». После комплектования детьми из закреплённых за учреждением населённых пунктов, при наличии свободных мест принимаются дети из иных населённых пунктов (пункт 4.11).
Положение о Комиссии по комплектованию муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную программу дошкольного образования, утверждено приказом Управления образования Администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район от 11 мая 2012 года № 214, согласно которому Комиссия осуществляет комплектование дошкольного образовательного учреждения к новому учебному году, доукомплектование дошкольного образовательного учреждения в течение учебного года; осуществляет выдачу родителям (законным представителям) путёвок для устройства ребёнка в дошкольное образовательное учреждение; принимает решение о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в очередном, первоочередном или внеочередном порядке (пункты 3.1 и 3.2).
Материалами дела установлено, что Панькова А.С. является матерью ФИО3 Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3 М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.14, 16).
ФИО3 Д.В., и ФИО3 М.В. проживают по адресу: <адрес>, что следует из свидетельств о регистрации по месту жительства (л.д.13, 15).
Из приказа Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что за населённым пунктом – селом <адрес> закреплены следующие образовательные организации, осуществляющие деятельность по образовательным программам дошкольного образования:
МАДОУ «<данные изъяты>» (<адрес>; <адрес>, улицы: <адрес> (кроме <адрес>), <адрес> – дома № №
МАДОУ «<данные изъяты> (<адрес>: улицы – <адрес> <адрес>, <адрес> – дома № №).
Панькова А.С. обращалась в Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» с заявлением о предоставлении ФИО3 Д.В. и ФИО3 М.В. мест (путёвок) в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении МАДОУ «<данные изъяты> что подтверждается соответствующим обращением.
Согласно сообщению Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» по итогам комплектования дошкольных учреждений на ДД.ММ.ГГГГ учебные годы МАДОУ «<данные изъяты>» и МАДОУ «<данные изъяты>» укомплектованы полностью, свободных мест нет. В дошкольные учреждения зачислены дети ДД.ММ.ГГГГ годов рождения, а также дети с датой рождения ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющие льготы на зачисление в образовательное учреждение. ФИО1 и ФИО2 находятся на № позиции. Зачисление ФИО13 Д.В. и ФИО3 М.В. в указанные учреждения невозможно по причине отсутствия свободных мест. Проводится работа по приобретению здания для дошкольного образовательного учреждения проектной мощностью № мест (л.д.10-12).
Письменные возражения ответчика, в том числе полное укомплектование образовательных учреждений, подтверждаются соответствующим приказом Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № и приложениями к нему, списками очередности детей в МАДОУ «<данные изъяты>» и МАДОУ «<данные изъяты>
Вместе с тем, суд находит, что несовершеннолетние ФИО3 Д.В. и ФИО3 М.В. имеют право на получение бесплатного дошкольного образования.
Документы, представленные ответчиком, не указывают на предоставление ФИО3 Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в каком–либо муниципальном дошкольном образовательном учреждении – МАДОУ «<данные изъяты>» и МАДОУ «<данные изъяты>.
Следовательно, нарушено право ребенка на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении,
Из положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.
Суд считает, что Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» должно предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместительности соответствующих образовательных учреждений.
Суд находит, что не предоставление ребенку места в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, полномочия по обеспечению дошкольного образования возложены на Управление образования Администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район».
Таким образом, требование о возложении на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязанности по предоставлению несовершеннолетним ФИО3 Д.В. и ФИО3 М.В. мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Пермского муниципального района <адрес> с учетом требований территориальной доступности, правомерно и подлежит удовлетворению.
Указанная обязанность подлежит исполнению Управлением образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд считает, что месячный срок, в течение которого Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязано предоставить детям место в детском саду, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
Руководствуясь статьями 194 – 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Паньковой ФИО14, действующей в защиту прав несовершеннолетних детей Панькова ФИО15, Панькова ФИО16, удовлетворить.
Возложить на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязанность по предоставлению Панькову ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Панькову ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающим на территории Култаевского сельского поселения <адрес>, мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Пермского муниципального района <адрес> с учетом требований территориальной доступности, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 сентября 2018года.
Судья Ю.В. Бородкина