Решение по делу № 2а-2015/2019 от 14.05.2019

                                                                                                                                                                            Дело

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.                                                                         г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Кутиченко Е.А., при секретаре судебного заседания Махарадзе М.А., рассмотрев административное исковое заявление Гогина ФИО1, Извекова ФИО2 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области об оспаривании решения органов местного самоуправления и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Гогин ФИО3 и Извеков ФИО4 обратились в суд с административным иском к административным ответчикам Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, уточнив который в порядке ст. 46 КАС РФ, просят:

признать незаконным решение Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе Извекову ФИО5 и Гогину ФИО6 в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования: «магазины (<данные изъяты>), обслуживание автотранспорта (<данные изъяты>)», расположенного по адресу: <адрес>;

обязать Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области предоставить в общую долевую собственность Извекова ФИО7 и Гогина ФИО8 за плату без проведения торгов, земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «магазины (<данные изъяты>), обслуживание автотранспорта (<данные изъяты>)», расположенного по адресу: <адрес> путем заключения с истцами договора купли-продажи данного земельного участка.

В обоснование исковых требований истцы указали, что на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и договора от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ являются арендаторами вышеуказанного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м кадастровым номером . Расположенное в    границах    земельного участка нежилое здание с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м принадлежит истцам на праве общей долевой собственности, в равных долях. Желая выкупить арендуемый земельный участок, истцы обратились в Администрацию Наро-Фоминского городского округа с заявлением об оказании государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов». Однако получили отказ, мотивированный тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использоавание земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земльного учаска; невозможность использования испрашиваемого земельного участка, в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования. Административные истцы считают, что отказ не обоснован, действиями Администрации нарушены их права и законные интересы.

Представитель административных истцов по доверенности Терехова ФИО9 действующая на основании доверенности, имеющая диплом о высшем юридическом образовании, уточненные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить требования истцов в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области действующий по доверенности Лепехин ФИО10 в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал.

Представитель административного ответчика - Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа по доверенности Лютикова ФИО11 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель третьего лица – Кометепо по архитектуре и градостроительства Московской области по доверенности Чернова ФИО12 в судебном заседании решение по административному исковому заявлению оставила на усмотрение суда.

<данные изъяты>

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, полагает, что административный иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

              Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.

              Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

             Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.        Согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

        В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

        В соответствии с ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

        Согласно ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

        Согласно ч.2 ст. 4 КАС РФ принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

        Согласно ч.3 ст.4 КАС РФ, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

        В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области передал в аренду сроком на <данные изъяты> (<данные изъяты>) года гражданам: Извекову ФИО13, Гогину ФИО14 и Белякову ФИО15, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м кадастровым номером , категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенный вид использования: «под платную автостоянку», расположенный по адресу: <адрес>

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. к Договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании Постановления Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с КН , вид разрешенного использования земельного участка кадастровым номером изменен: с «под платную автостоянку» на «Магазины (<данные изъяты>), Обслуживание автотранспорта (<данные изъяты>)».

В силу договора от ДД.ММ.ГГГГ г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г., права и обязанности по договору аренды от Извекова ФИО18, Гогина ФИО17 и Белякова ФИО19 перешли арендатору Филимонову ФИО20. Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано обременение в виде аренды от ДД.ММ.ГГГГ. № , с ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> года, в пользу Филимонова ФИО21

Административные истцы Извеков ФИО22 и Гогин ФИО23 являются арендаторами спорного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м кадастровым номером , разрешенный вид использования: «магазины (<данные изъяты>), обслуживание автотранспорта (<данные изъяты>)», по адресу: <адрес>, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г.

Управлением Росреестра Московской области зарегистрировано обременение в виде аренды от ДД.ММ.ГГГГ. за № в пользу Гогина ФИО24 и Извекова ФИО25, согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Расположенное в границах спорного земельного участка нежилое здание с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит административным истцам на праве общей долевой собственности в равных долях, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г.

Решением Комитета градостроительства Администрации Наро-Фоминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. № , земельному участку с кадастровым номером , присвоен адрес: <адрес>; Зданию с кадастровым номером присвоен адрес: <адрес>

         Таким образом, из материалов административного дела усматривается, что истцам Гогину ФИО26 и Извекову ФИО27 по договору от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г. был передан в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , разрешенный вид использования: «магазины (<данные изъяты>), обслуживание автотранспорта (<данные изъяты>)», по адресу: <адрес> В соответствии с целевым назначением на арендуемом земельном участке возведено нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащее истцам на праве общей долевой собственности.

Реализуя свое право, предусмотренное ст. 39.17 Земельного Кодекса РФ, истцы обратились в Администрацию Наро-Фоминского городского округа с заявлением об оказании государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов», где им было отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, лишив их возможности реализовать право приобрести в собственность указанный земельный участок.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ. № Администрация Наро-Фоминского городского округа, учитывая согласование Министерства имущественных отношений Московской области (сводное заключение от ДД.ММ.ГГГГ за № )    отказала истцам в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов», по следующим основаниям в соответствии с Административным регламентом: ) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка: невозможность использования испрашиваемого земельного участка, в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования.     В разъяснении причин отказа указано: учитывая сведения о расположении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования «магазины (<данные изъяты>), обслуживание автотранспорта (<данные изъяты>)», расположенного по адресу: <адрес>, в границах красных линий, согласно утвержденному проекту планировки территории, изложенные в Заключении Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования; ) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, т.к. в границах земельного участка расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества, создание которого осуществляется в соответствии положениями ст. 51,55 Градостроительного Кодекса РФ: отсутствует разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

          Согласно Заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, ограничений в соответствии с п.1,2,3,4,7,14ч.5,ч.8 ст.27 и ч.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ не установлено: испрашиваемый земельный участок не расположен в границах территорий общего пользования, утвержденных документацией по планировке территории; не расположен в границах красных линий (согласно проекту планировки территории с проектом межевания транспортно-пересадочного узла «<данные изъяты>», утвержденного постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ. № ); пересечение с Гослефондом, с сельскими лесами, с иными лесничествами или лесопарками отсутствует (ИСОГД Московской области).

          Как следует из Заключения, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах приэродромных территорий аэродромов: <данные изъяты> (<данные изъяты>), <данные изъяты> (ИСОГД Московской области); полностью расположен в санитарно-защитной зоне от проектируемых и существующих объектов и в зоне санитарного разрыва от железной дороги. (Генеральный план г.п. Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района МО, утвержденный Решением Совета депутатов Наро-фоминского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ. № ).

           Истцы не согласны с выводами заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, считают, он сделан без каких-либо оснований.

Суду представлен ответ на запрос Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области Комитет градостроительства – выкопировка из Генерального плана городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета Депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ из карты существующих и планируемых зон с особыми условиями использования территории; - выкопировка о приаэродромных территорий аэродромов <данные изъяты>, <данные изъяты> (<данные изъяты>); - выкопировка из проекта планировки территории с проектом межевания трансортно-пересадочного узла «<данные изъяты>» из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области. Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, расположен вне красных линий.

Согласно ответу Комитета по Архитекруре и градостроительству Московской области на судебный запрос: рассматриваемый участок полностью расположен в границах приаэродромных территорий аэродромов <данные изъяты> (<данные изъяты>) и <данные изъяты>. В соответствии с генеральным планом г.п. Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района, утвержденным решением Совета Депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и Правилами землепользования и застройки территории (части территорий) Наро-Фоминского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, участок полностью расположен в нормативной санитарно-защитной зоне от промышленной территории <адрес>. Сведения об установленной в соответствии с законодательством порядке санитарно-защитной зоне в Мособлархитектуре отсутствуют. В соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ. № в границах <адрес> предусмотрено строительство транспортно-пересадочного узла «<данные изъяты>» Киевского направления Московской железной дороги. Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла «<данные изъяты>» в <адрес>. Рассматриваемый земельный участок расположен за границами зон планируемого размещения объекта регионального значения – транспортно-пересадочного узла «<данные изъяты>» и вне красных линий.

Согласно проекта планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла «<данные изъяты>» в городсом поселении Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области, испрашиваемый земельный участок не входит в список земельных участков предполагаемых к изъятию для государственных и муниципальных нужд для стоительства объетков ТПУ «<данные изъяты>».

          Таким образом, документов, подтверждающих расположение спорного земельного участка с кадастровым номером в таких зонах ответчиком не представлено, то вывод Администрации Наро-Фоминского городского округа о попадании испрашиваемого земельного участка в зоны с особыми условиями, является безосновательным.

          Согласно ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

          В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

          В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. N 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.

         В силу Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий (ч. 1 ст. 32).

В соответствии с частью 18.1 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 9 части 1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон.

         Согласно ч.1 ст. 8.1. ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

В силу ч.2 ст. 8.1. ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Следуя приведенным нормам права, решение, в соответствии с которым земельный участок ограничивается в обороте, подлежит обязательной государственной регистрации в установленном законом порядке с внесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Однако, из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что единственное ограничение (обременение) прав на спорный земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования «магазины (<данные изъяты>), обслуживание автотранспорта (<данные изъяты>)», расположенного по адресу: <адрес>, это - аренда в пользу Гогина ФИО28 и Извекова ФИО29 (от ДД.ММ.ГГГГ. за № ) с ДД.ММ.ГГГГ. на три года, установлено на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г.; договора от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г.; договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. №

В силу указанных норм права ограничение прав на землю возникает лишь с момента государственной регистрации, поскольку таковая не производилась в отношении спорного земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН ( ), то отсутствовали основания считать, что спорный участок ограничен в обороте.

В силу ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Нежилое здание с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, количество этажей: <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, возведено в пределах спорного земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, строение поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ., произведена государственная регистрация права общей долевой собственности истцов (по <данные изъяты> доле за каждым) на здание – ДД.ММ.ГГГГ., ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, указанное нежилое здание полностью отвечает критериям недвижимого имущества и законных оснований для оспаривания этого не имеется.

В материалы дела ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, оспаривание кем-либо права собственности истцов на указанное нежилое здание, или действий истцов по возведению нежилого здания на арендуемом земельном участке.

У суда есть основания полагать, что отсутствие разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию не может являться основанием для отказа в выкупе земельного участка, поскольку нежилое здание поставлено на кадастровый учет, произведена государственная регистрация права собственности.

При этом, для предоставления земельного участка в собственность по основаниям п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, существенным является установление не только нахождения на нем принадлежащего истцам недвижимого имущества, но и то, что земельный участок необходим для использования этого объекта и используется в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

Оценивая доводы сторон относительно законности, обоснованности оспариваемого акта, суд исходит из следующих требований закона, действовавших на момент издания оспариваемого акта.

Подпунктом 5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании п. 2.2 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Из указанной нормы закона следует, что наличие действующего договора аренды земельного участка не является препятствием для реализации права на приобретения земельного участка в собственность.

В соответствии с пунктами 4 - 7 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

В силу п.2 ч.1 ст. 39.1. ЗК РФ, Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с пп.6 п.2 ст. 39.3. Земельного Кодекса РФ, Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

          Согласно п. Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. №, органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района Московской области, на территории которого расположен земельный участок.

Согласно Порядка предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" на территории Наро-Фоминского городского округа", утвержденного Постановлением главы Наро-Фоминского городского округа МО от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление данной государственной услуги осуществляется Администрацией Наро-Фоминского городского округа (далее- Администрация) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. №

Согласно п. Административного регламента, Заявитель обращается в Администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги для получения земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, в случаях: если испрашиваемый земельный участок предоставляется юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации, Если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации, при этом: указанные объекты капитального строительства должны отвечать признакам объектов недвижимого имущества/возведены на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию/ зарегистрированы в ЕГРН на основании решения суда/зарегистрированы в ЕГРН на основании декларации ввиду прямого указания закона. Площадь испрашиваемого земельного участка должна быть необходимой и достаточной для эксплуатации, расположенного на нем объекта капитального строительства в соответствии с его назначением, вместе с тем, площадь застройки не должна быть менее <данные изъяты> % от общей площади испрашиваемого земельного участка (за исключением случаев, обращения за выкупом при установленном виде разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, ведение садоводства).

          Согласно Административного регламента, результатом предоставления Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» является: Договор купли-продажи земельного участка.

           Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.       Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административные истцы представили доказательства в подтверждение обстоятельств указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ.

         Без предоставления данной государственной услуги административные истцы лишены возможности реализовать свои права на приобретение в собственность земельного участка.

         Поскольку оспариваемым отказом в предоставлении в собственность за плату земельного участка нарушены права административных истцов Гогина ФИО30 и Извекова ФИО31 на приобретение за плату в собственность земельного участка, истцами соблюден предусмотренный ст.219 КАС РФ трехмесячный срок со дня, когда они узнали о вынесении административным ответчиком оспариваемого решения, основания, по которым административным ответчиком принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность истцам за плату противоречат требованиям ст.39.20 Земельного кодекса РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований частично.

    Удовлетворяя частично требования административного истца, суд приходит к выводы, что требования Гогина ФИО32, Извекова ФИО33 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области об оспаривании решения органов местного самоуправления и возложении обязанностей. Приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворения в части заявленных требований к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, так как в соответствии с Административным регламентом п. Органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района Московской области, на территории которого расположен земельный участок. В части требований к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области требования административного истца не подлежат удовлетворению.

    В связи с тем, что суд приходит к выводу о том, что решение Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе Извекову ФИО34 и Гогину ФИО35 в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования: «магазины (<данные изъяты>), обслуживание автотранспорта (<данные изъяты>)», расположенного по адресу: <адрес> являются незаконными и необоснованными, требования административного истца об обязании Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области предоставить в общую долевую собственность Извекова ФИО36 и Гогина ФИО37 за плату без проведения торгов, земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «магазины (<данные изъяты>), обслуживание автотранспорта (<данные изъяты>)», расположенного по адресу: <адрес> путем заключения с истцами договора купли-продажи данного земельного участка подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177 - 180, 219,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,-

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░38, ░░░░░░░░ ░░░39 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░40 ░ ░░░░░░ ░░░41 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № , ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: «░░░░░░░░ (), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ()», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░42 ░ ░░░░░░ ░░░43 ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № , ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: «░░░░░░░░ (), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ()», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

     ░░░░░                                                   ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

2а-2015/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Извеков Олег Вадимович
Гогин Игорь Юрьевич
Ответчики
Министерство имущественных отношений Московской обл.
Администрация Наро-Фоминского городского округа
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской обл.
Комитет градостроительства Администрации Наро-Фоминского городского округа
Суд
Наро-Фоминский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
naro-fominsk.mo.sudrf.ru
24.04.2020Регистрация административного искового заявления
24.04.2020Передача материалов судье
24.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2020Подготовка дела (собеседование)
24.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.04.2020Предварительное судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2020Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее