Дело № 2а-805/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2018 года г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Кирилловой О.В.,
при секретаре Есенеевой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республики к Копысову К.И. о взыскании задолженности,
установил:
Межрайонная ИФНС России № по Удмуртской Республики обратилась в суд с административным иском к Копысову К.И. о взыскании задолженности, обосновав свои требования тем, что налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством. Обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законом.
Согласно представленным сведениям и соответствии со ст.357 НК РФ Копысов К.И. является налогоплательщиком транспортного налога, на которого в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ. Обязанность по уплате транспортного налога установлена Законом УР от 27 ноября 2002 г №63-РЗ « О транспортном налоге в Удмуртской Республике.
В соответствии с п.2 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Согласно п.1 ст.359 НК РФ налоговая в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (ст.361 НК РФ).
В соответствии с ос ст.2 Закона УР от 27.11.2002 №63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» установлены налоговые ставки для легковых автомобилей.
Налоговым органом начислена сумма налога по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в размере 8500,00 руб. за 2015 год.
На основании представленных сведений, в соответствии с п.1 ст.388 НК РФ, ответчик является плательщиком земельного налога.
В соответствии с п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. В соответствии со ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ. Согласно ст.391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных муниципальных образований (ст.394 НК РФ).
Земельный участок с кад.№, расположенный по адресу: <адрес>, категория земельного участка – жилищное строительство. Решением Глазовской городской Думы от 25.11.2005 года №21 «Об утверждении Положения «О земельном налоге на территории муниципального образования «город Глазов» для соответствующих земельных участков в размере 0.3 %.
Налоговым органом начислена сумма налога по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в размере 257,00 руб. за 2015 год.
О наличии задолженности в адрес налогоплательщика направлено в соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ на сумму 8789,11 руб. Требование в установленный срок не исполнено.
О наличии задолженности в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.70 НК РФ направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ на сумму 5481,18 руб. Требование в установленный срок не исполнено. Числится неоплаченная сумма пени в размере 5481,18 руб., в том числе задолженность по пени по земельному налогу 265, 25 руб. задолженность по пени по транспортному налогу 5215, 93 руб.
На основании изложенного, истец просит взыскать с налогоплательщика Копысова К.И. задолженность в размере 14270, 29 рублей в том числе: недоимка по транспортному налогу в размере 8500,00 руб. (КБК 18210604012021000110, ОКТМО 94720000), недоимка по земельному налогу в размере 257, 00 руб. (КБК 18210606042041000110, ОКТМО 94720000), недоимка по транспортному налогу в размере 5247, 10 руб. (КБК 18210604012021000110, ОКТМО 94720000), недоимка по земельному налогу в размере 266, 19 руб. (КБК 18210606042041000110, ОКТМО 94720000).
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по УР не явился, представил заявление о возможности рассмотрения административного искового заявления в его отсутствие. Представил заявление, в соответствии с которым просит принять отказа от исковых требований в части взыскания задолженности по транспортному налогу в размере 8500,00 руб., по земельному налогу в размере 257,00 руб.
Ответчик Копысов К.И. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Согласно поступившим возражениям, с требованиями Межрайонной ИФНС № по УР не согласен. Указал, что административным истцом пропущен срок на подачу искового заявления. Просил в удовлетворении иска отказать.
Суд, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате законно установленных налогов предусмотрена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 45, части 9 статьи 46, статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.
Частью 1 ст. 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Положения пункта 2 статьи 48 НК РФ предусматривают, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из административного искового заявления следует, что истец просит взыскать с Копысова К.И. транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 5247,10 руб., транспортный налог в размере 266,19 руб., которые последним в установленный законом срок не оплачен, в связи с чем, на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены пени.
В связи с неоплатой налога в указанный срок, в адрес налогоплательщика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку до настоящего времени указанные требования ответчиком не исполнены, Инспекция обратилась с иском для взыскания транспортного налога, земельного налога и пени в судебном порядке.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 КАС РФ.
В соответствии с абз.2 п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Согласно материалам дела, ранее инспекция обращалась в судебный участок № города Глазова за выдачей судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени. Но, в связи с поступлением от должника в судебный участок возражения согласно его исполнению, определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ст.48 НК РФ).
Определением мирового судьи судебного участка № города Глазова УР от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени с Копысова К.И. отменен.
Заявление о взыскании задолженности по налогу и пени могло быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по УР о взыскании задолженности по налогам и пени с Копысова К.И. поступило в Глазовский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами шестимесячного срока на обращение в суд.
Таким образом, срок на подачу административного искового заявления Межрайонной ИФНС Росси № по УР пропущен.
Частью 2 ст. 286 КАС Российской Федерации, абз. 4 п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Исходя из положений, предусмотренных п. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, а также соблюдение срока обращения в суд возлагается на административного истца.
Кроме того, бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Межрайонная ИФНС России № по УР является юридическим лицом, органом исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
Исходя из положений, предусмотренных п. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, а также соблюдение срока обращения в суд возлагается на административного истца.
Доказательств обращения Межрайонной ИФНС России № по УР в суд с требованиями о взыскании задолженности в пределах, установленного Налоговым кодексом РФ срока, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для восстановления пропущенного налоговым органом срока предъявления требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц. О наличии уважительных причин пропуска срока налоговым органом не заявлено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к убеждению, что в нарушение ст. 62 КАС РФ налоговым органом не представлено бесспорных доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд.
Суд считает необходимым в удовлетворении ходатайства истца о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании указанной задолженности необходимо отказать, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока на подачу заявления в суд.
Таким образом, истец на дату обращения с настоящим иском в суд утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по оплате пени по транспортному налогу в размере 5247,10 руб., пени по земельному налогу в размере 266,19 руб.
В силу ч. 2 ст. 114 КАС РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец в порядке ст. 333.35 НК РФ освобожден при подаче иска от уплаты государственной пошлины, то расходы по государственной пошлине с административного истца в доход государства взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ ГПК РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 266,19 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5247, 10 ░░░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░