Дело № 2-387/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Анива Сахалинская область 24 июля 2020 года
Анивский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Болдыревой Н.С., при секретаре судебного заседания Авериной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прутенко Тамары Васильевны к Прутенко Дмитрию Геннадьевичу, Прутенко Владимиру Геннадьевичу, отказать в удовлетворении исковых требований Ерофеева Сергея Ануфриевича к Ерофееву Василию Сергеевичу, Петренко Наталье Сергеевне о взыскании алиментов на содержание нетрудоспособного нуждающегося в помощи родителя,
установил:
29 мая 2020 года Прутенко Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением, указав в его обоснование, что состояла в браке с Прутенко Г.Г., который ДД.ММ.ГГГГ умер. От брака имеются двое сыновей Прутенко Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Прутенко В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Сыновья проживали отдельно в других населенных пунктах. Старший сын ФИО4 в силу своих возможностей всегда помогал родителям и морально и материально, младший сын – Дмитрий помощи не оказывал. После смерти супруга истец переехала на постоянное место жительства к старшему сыну в г. Анива и с указанного времени последний осуществляет заботу и уход за матерью.
Изложив в заявлении указанные обстоятельства, Прутенко Т.В. просит взыскать с Прутенко В.Г. и Прутенко Д.Г. в свою пользу алименты на свое содержание в твердой денежной сумме в размере 7500 рублей с каждого ежемесячно с момента подачи искового заявления.
В судебном заседании истец Прутенко Т.В. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик Прутенко В.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.
Ответчик Прутенко Д.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с исковыми требованиями не согласился.
Выслушав пояснения истца Прутенко Т.В., ответчика Прутенко В.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельствам о рождении серии II-ФС №, серии II-ФС № истец Прутенко Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является матерью ответчиков – Прутенко В.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Прутенко Д.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.
Истец Прутенко Т.В. является получателем пенсии по старости, не работает.
С учетом ее возраста, исходя из положений Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Прутенко Т.В. является нетрудоспособной.
Согласно статье 38 Конституции РФ, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
В силу стать 87 Семейного кодекса РФ, трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них (пункт 1). При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке (пункт 2). Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно (пункт 3).
Из приведенных правовых норм следует, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих родителей, если те являются: нетрудоспособными (в том числе, инвалидами), нуждающимися в помощи (не имеющими достаточных средств к существованию).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 21.05.2015 № 1166-О, пункт 1 статьи 87 Семейного кодекса РФ, устанавливающий условия, при одновременном наличии которых у детей возникает обязанность содержать своих родителей, следует рассматривать в системной связи с другими нормами данного Кодекса, регулирующими алиментные обязательства родителей и детей и направленными на обеспечение сохранения необходимого уровня жизнеобеспечения как получателя, так и плательщика алиментов. Нуждаемость родителя определяется судом в конкретном деле путем соотнесения его доходов с расходами, необходимыми для удовлетворения его жизненно важных потребностей, а также с учетом иных обстоятельств.
При этом, нуждаемость родителей в материальной помощи означает, что они не имеют возможности обеспечить свое достойное существование из-за неполучения пенсий (пособий) или их низкого размера, а также в связи с отсутствием у них иных источников дохода. Определение нуждаемости родителей производится судьей в каждом конкретном случае при помощи сопоставления доходов родителей и необходимых потребностей (питание, лечение, покупка одежды, предметов домашнего обихода, посторонний уход и т.п.). Родитель является нуждающимся в материальной помощи как при отсутствии у него средств к нормальному существованию, так и при недостаточности этих средств.
Именно при таких обстоятельствах Семейный кодекса РФ обязывает детей содержать своих родителей, то есть предоставлять им необходимую материальную помощь в виде алиментов. При этом не имеет значения - располагают или нет дети достаточными средствами для уплаты алиментов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 8, 9 Постановления Пленума Верховного суда от 26 декабря 2017 года № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов», решая вопросы об установлении размера алиментов, подлежащих взысканию в твердой денежной сумме (статьи 83, 85, 87, 91, 98 СК РФ), размера дополнительных расходов на детей или родителей (статьи 86, 88 СК РФ), а также иные вопросы, которые в соответствии с нормами раздела V СК РФ подлежат разрешению судом с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств или интересов сторон, необходимо исходить из следующего: при определении материального положения сторон следует учитывать все виды их доходов (заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, от использования результатов интеллектуальной деятельности, пенсии, пособия, выплаты в счет возмещения вреда здоровью и другие выплаты), а также любое принадлежащее им имущество (в том числе ценные бумаги, паи, вклады, внесенные в кредитные организации, доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью); при установлении семейного положения плательщика алиментов следует, в частности, выяснить, имеются ли у него другие несовершеннолетние или нетрудоспособные совершеннолетние дети либо иные лица, которых он обязан по закону содержать; иными заслуживающими внимания обстоятельствами являются, например, нетрудоспособность плательщика алиментов, восстановление трудоспособности получателя алиментов.
Разрешая вопрос о том, является ли лицо, претендующее на алименты, нуждающимся в помощи, если с наличием этого обстоятельства закон связывает возможность взыскания алиментов (статьи 85 и 87, абзацы второй и четвертый пункта 2 статьи 89, абзацы третий - пятый пункта 1 статьи 90, статьи 93 - 97 СК РФ), следует выяснить, является ли материальное положение данного лица достаточным для удовлетворения его жизненных потребностей с учетом его возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств (приобретение необходимых продуктов питания, одежды, лекарственных препаратов, оплата жилого помещения и коммунальных услуг и т.п.) (далее - жизненные потребности).
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей и иных совершеннолетних лиц, подлежащих взысканию в твердой денежной сумме, определяется судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон (статьи 85, 87, 89, 90, 93 - 97 СК РФ). При этом судам следует также исходить из необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных правоотношений.
Оценивая нуждаемость истца в помощи ответчиков, соотнося общую сумму денежных средств, получаемых им на свое содержание, и его расходы, необходимые для удовлетворения его жизненно важных потребностей, суд полагает, что в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ Прутенко Т.В. не представила доказательств недостаточности для существования собственных средств.
Так, согласно пояснениям истца единственным источником ее дохода является пенсия в сумме 31374 рубля 29 копеек, зачисляемая на счет в банке.
Согласно сведениям, представленным ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области», Прутенко Т.В. является получателем мер социальной поддержки:
- ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Постановлением Правительства Сахалинской области от 03.09.2019 № 397 «О внесении изменений в государственную программу Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области» и утверждении Порядка предоставления ежемесячной социальной доплаты к пенсии пенсионерам, проживающим в Сахалинской области и получающим пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации» в размере 1000 рублей;
- ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда в соответствии с Законом Сахалинской области от 28.12.2010 № 127-ЗО «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области» в размере 1088 рублей;
- ежемесячной выплаты денежных средств на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда по вышеуказанному закону, в размере 1060 рублей 51 копеек;
- ежеквартальной социальной выплаты гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям 40 и более календарных лет в размере 5371 рубль.
Таким образом, общий доход истца Прутенко Т.В. в месяц составляет 35313 рублей 13 копеек, который выше установленной в Сахалинской области величины прожиточного минимума в расчете для пенсионеров – 12333 рубля, установленной Постановлением Правительства Сахалинской области за 1 квартал 2020 года.
Кроме того, ежемесячно ей частично компенсируются понесенные затраты на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, как детям войны, в соответствии с Законом Сахалинской области от 25.12.2015 № 126-ЗО «О детях войны в Сахалинской области» в размере 358 рублей 47 копеек.
Из пояснений сторон, следует, что муж истца Прутенко Г.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, после смерти супруга с января 2020 года Прутенко Т.В. проживает у старшего сына в <адрес>, который полностью содержит ее. При этом, по соглашению с сыном, она несет расходы по оплате коммунальных услуг за свое жилое помещение в городе Макаров, приобретает для себя медикаменты, ежемесячные расходы составляют в среднем около 12000 рублей, которые истец ежемесячно снимает со своего счета наличными, что подтверждается представленной выпиской по счету карты ПАО «Сбербанк» за период с 01.03.2020 по 25.05.2020, согласно которой помимо ежемесячного зачисления пенсии в размере 31374 рублей 29 копеек, на счет истца поступали следующие социальные выплаты: в марте 2020 года на общую сумму 11727 рублей 17 копеек, в апреле 2020 года на общую сумму 19148 рублей 20 копеек, в мае 2020 года на общую сумму 5173 рубля 37 копеек. Кроме того, с учетом условий вклада, в мае 2020 года начислены проценты на сумму вклада в размере 733 рубля 88 копеек.
Ответчик Прутенко В.Г. получает военную пенсию в сумме 29897 рублей 39 копеек, имеет в собственности квартиру в г. Анива, а также транспортное средство «Тойота Королла Филдер», 2010 года выпуска.
Размер заработной платы ответчика Прутенко Д.Г. составляет 70000 рублей, ответчик имеет в собственности автомобиль «Хонда Фрид», 2010 года выпуска. Прутенко Д.Г. имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей, оплачивает обучение дочери в университете, выплачивает кредит.
В обоснование понесенных истцом расходов Прутенко Т.В. представлены квитанции об оплате коммунальных услуг за жилое помещение, расположенное в г. Макаров Сахалинской области за январь 2020 года на общую сумму 7764 рубля 16 копеек, а также квитанции о приобретении медикаментов: в мае 2020 года на сумму 1246 рублей, в июне 2020 года на сумму 1296 рублей, в июле 2020 года на сумму 9511 рублей.
Иных документов, в подтверждение ежемесячных расходов, истцом суду не представлено. При этом, из пояснений последней следует, что ежемесячные расходы по оплате коммунальных услуг за квартиру в г. Макаров примерно равны расходам в январе 2020 года, в подтверждение которых представлены квитанции, а медикаменты приобретаются ею по мере необходимости, определяемой самим истцом, без рецептов и назначений врача, какими-либо хроническими заболеваниями, требующими постоянного приема лекарственных средств, истец не страдает, бесплатно лекарственные препараты ей не выделяются.
Каких-либо доказательств в подтверждение необходимости проведения лечения, в том числе с использованием дорогостоящих медицинских препаратов либо форм лечения, требующих затрат, превышающих доходы истца, либо постоянного применения, последней суду не представлено. Согласно представленным документам, последние значительные затраты Прутенко Т.В. понесла в мае 2020 года на приобретение очков в размере 4600 рублей.
Таким образом, расходы истца Прутенко Т.В. на личные нужды кратно меньше размера ее общего дохода и компенсационных выплат, что не оспаривалось в судебном заседании самим истцом и следует из выписки движения по счету, согласно которой 20.03.2020 и 19.05.2020 производилось снятие наличных денежных средств в размере 12000 рублей и 12.05.2020 в размере 10000 рублей, а на начало 25.05.2020 остаток денежных средств составлял 161013 рублей 223 копейки.
При этом, не могут быть отнесены к необходимым расходы истца на обустройство могилы умершего мужа, на цели которого с ее банковского счета были сняты 150000 рублей.
Учитывая обстоятельства, приведенные выше, а так же прожиточный минимум для пенсионеров, установленный в Сахалинской области (в размере 12333 рубля), материальное и семейное положение и другие заслуживающие внимания интересы сторон, соотнеся доходы истца с ее расходами, необходимыми для удовлетворения жизненно важных потребностей, сохранение необходимого уровня жизнеобеспечения истца, суд приходит к выводу о достаточности денежных средств к проживанию истца с учетом нуждаемости. А приведенные истцом доводы о необходимости в дополнительных 15000 рублей в месяц (по 7500 рублей с каждого из ответчиков), суд находит голословными, опровергающимися представленными сами истцом в обоснование своих доводов и исследованными в судебном заседании доказательствами.
При отсутствии доказательств несения Прутенко Т.В. иных расходов у суда не имеется оснований для удовлетворения иска и взыскания с ответчиков в ее пользу алиментов в сумме 7500 рублей с каждого ежемесячно.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Прутенко Тамары Васильевны к Прутенко Дмитрию Геннадьевичу, Прутенко Владимиру Геннадьевичу о взыскании алиментов на содержание нетрудоспособного нуждающегося в помощи родителя.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 03 августа 2020 года
Председательствующий: судья Н.С. Болдырева