Дело № 2а-1971/2021
УИД 42RS0037-01-2021-004240-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года г. Юрга Кемеровской области
Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Ёлгиной Ю.И., с участием секретаря судебного заседания Афанасьевой А.С., представителя административных истцов Колбенко А.Ю., представителя административного соответчика Солдатовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова В.А., Степановой Е.Б. к Администрации города Юрги о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу,
УСТАНОВИЛ:
Степанов В.А. и Степанова Е.Б. обратились с административными исковыми требованиями к Администрации города Юрги о признании незаконными заключения Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 30.08.2021 №14.
Определением Юргинского городского суда от 03.11.2021 (л.д. 1) в соответствии с ч. 5 ст. 41 и ч. 2 ст. 221 КАС РФ вторым административным соответчиком привлечена Межведомственная комиссия для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Административные исковые требования обосновывались тем, что Степанову В.А. и Степановой Е.Б. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу г. ***. В результате произошедшего 16.08.2019 пожара жилой дом, получил значительные повреждения, обгорели стены дома внутри помещений, потолочное покрытие, деревянные строительные элементы крыши. Собственники жилого дома обратились в Межведомственную комиссию, назначенную постановлением главы города от 16.03.2015 № 379, с заявлением о признании жилого помещения, непригодным для проживания, к которому были приложены правоустанавливающие документы и заключение специализированной организации, проводившей обследование жилого помещения. По результатам рассмотрения заявления Межведомственной комиссией было принято заключение от 30.08.2021 № 14 о выявлении оснований для признания помещения по пер. Кузбасский, 15, подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристики жилого помещения. Считают заключение незаконным по тем основаниям, что межведомственной комиссией не принято во внимание, что на земельном участке, на котором расположен жилой дом, установлены ограничения прав на площади 663 кв.м., предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса РФ, зона с особыми условиями использования территорий, 42.00.2.2. Пунктом 10 постановления правительства РФ № 160 от 24.02.2009 «О порядке становления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», запрещается строительство, реконструкция зданий в охранных зонах без письменного согласия сетевой организации. О данном обстоятельстве было известно Администрации города Юрги, кроме того, данный вывод следует из заключения эксперта № *** от 28.06.2021. Также, из указанного заключения следует, что несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном техническом состоянии, новое строительство и реконструкции жилого дома и иных строений, в части охранной зоны, невозможны. Просят признать незаконным заключение Межведомственной комиссии, обязать Администрацию города Юрги в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу провести обследование и оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: ***, требованиям о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания сносу или реконструкции.
Административные истцы Степанов В.А., Степанова Е.Б., председатель Администрации города Юрги, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явились.
Представитель административных истцов Колбенко А.Ю., действующий на основании доверенности (л.д.116-117,118), в судебном заедании требования поддержал.
Представитель Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Солдатова Т.И., действующая на основании доверенности (л.д.146,147) в судебном заседании возражала по заявленным требованиям по тем основаниям, что в представленном заключении эксперта № *** от 28.06.2021 не указаны замеры электропередачи переменного тока и индукцию магнитного поля промышленной частоты, не установлено влияние электромагнитного поля на человека.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд пришел к нижеизложенному.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, собственниками земельного участка с кадастровым номером *** и жилого дома, расположенных по адресу *** являются Степанов В.А. и Степанова Е.Б.
Заключением эксперта № *** Общества с ограниченной ответственностью «Полярник» подтверждается, что обследовался объект: жилой дом по адресу ***. Указанный жилой дом на момент исследования пострадал от пожара, и не соответствует строительным, градостроительным нормам и правилам, несущие конструкции находится в аварийном техническом состоянии. Состояние строительных конструкций не обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, и несут угрозу жизни и здоровья людей, нарушают права и интересы третьих лиц. Новое строительство и реконструкция в части охранной зоны, невозможны (л.д. 10-110).
Постановлением Администрации г. Юрги от 16.03.2015 г. № 379 (л.д. 167) утвержден состав постоянно действующей Межведомственной комиссии для признания помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Постановлениями Администрации г. Юрги № 1562 от 1.10.2015 г., № 33 от 22.01.2016 г., № 1189 от 23.09.2016 г., № 1331 от 21.10.2016 г., № 1363 от 31.10.2016 г., от 27.09.2017 №1070, от 19.01.2017 №39, от 15.11.2019 №1171, от 30.12.2019 №1352, от 18.04.2019 №403, от 12.10.2020 №1026,внесены изменения в ее состав (л.д. 170-180).
Из копии заявления следует, что 5.07.2021 Степанов В.А. обратился к председателю Межведомственной комиссии для признания жилого помещения непригодным для проживания *** (л.д. 150).
Из заключения от 30.08.2021 №14 следует, что Межведомственная комиссия для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу пришла к выводу о выявлении оснований для признания помещения по пер. Кузбасский, 15 подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом или жилого дома садовым дом», утверждённого Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 № 47. В целях рассмотрения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания на основании п.п. 35, 37 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 рекомендовать собственнику предоставить соответствующие замеры (л.д.134-135).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 КАС РФ).
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности этих решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи, в полном объеме.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее также - Положение N 47), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктом 7 Положения N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно части 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (пункт 33 Положения).
В соответствии с п.35 Положения являются непригодными для проживания жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
Кроме того, непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл (п.37).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в том числе рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкции жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 44 Положения).
Согласно пункту 47 Положения N 47 по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в названном Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
Содержащийся в указанном пункте перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из материалов дела следует, что выводы оспоренного административными истцами заключения основаны лишь на заключении эксперта № *** от 28.06.2021, копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, копии справки о пожаре, копии технического паспорта, копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. при отсутствии визуального осмотра помещения, его состояние на предмет пригодности, отсутствует измерение параметров микроклимата жилого помещения, обеспечивающих соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к нему, напряженность электрического поля.
Более того, выводы заключения содержат указания необходимость дополнительного проведения исследования на соответствующие замеры, между тем, в нарушение п. 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, дополнительные обследования жилого помещения дома не проведены.
Кроме того, в заключении межведомственной комиссии N 14 от 30.08.2021 комиссия учитывает представленное истцом заключение ООО «Полярник», однако, без дополнительных обследований жилого помещения, замеров, приходит к выводу о необходимости выполнения капитального ремонта.
Таким образом, возлагая на административного истца обязанность представить замеры в соответствии с п.35,37 Постановления правительства РФ от 28.01.2006 № 47, межведомственная комиссия фактически отказала в предоставлении муниципальной услуги и не приняла одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения N 47.
Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем 3 пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить в комиссию указанные в пункте 45(2) настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе.
Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем 3 пункта 44 Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце 5 пункта 7 Положения.
Согласно абзацу 3 пункта 44 Положения определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям отнесено к усмотрению комиссии.
Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Иных решений либо условий для принятия решения Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного жилого помещения. Принятое межведомственной комиссией решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заявления. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заявления и вынесла формальное решение об истребовании документов.
Из системного анализа норм права и обстоятельств, установленных в рассмотрении дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению исходя из того, что администрация муниципального образования должна была принять меры к разрешению вопроса о пригодности или непригодности для проживания жилого помещения в силу возложенных на нее обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда. Межведомственная комиссии обязана проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей, что по настоящему делу выполнено не было. Оснований для возложения на административного истца обязанности по проведению замеров электрического поля и предоставления соответствующего заключения у административного ответчика, не имелось. В случае необходимости межведомственная комиссия могла самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного помещения, однако уклонилась от рассмотрения заявления административного истца и вынесла формальное решение об истребовании с него непредусмотренных законом документов.
В связи с тем, что доказательств того, что обследование жилого помещения проведено в соответствии с приведенными выше требованиями и заключение Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу соответствует требованиям указанного Положения, отсутствуют, заключение подлежат признанию незаконными.
Административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Степанова В.А., Степановой Е.Б. к Администрации города Юрги о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу,
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии Администрации города Юрги Кемеровской области N 14 от 30.08.2021 года.
Возложить на Администрацию города Юрги Кемеровской области обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, провести оценку жилого помещения по адресу: *** на предмет его соответствия требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, с вынесением соответствующего решения.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2021.
Председательствующий Ю.И. Ёлгина