Административное дело № 2а-435/2020
УИД:№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань 05 июня 2020 года
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Панкиной Г.Н.,
при секретаре судебного заседания Белокуровой С.А.,
с участием помощника Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Алексеева И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Тимошенко Владимиру Михайловичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Рязанский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в Рязанский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному ответчику Тимошенко Владимиру Михайловичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, в обосновании заявленных требований указав, что Рязанской транспортной прокуратурой Московской межрегиональной транспортной прокуратуры при осуществлении надзора за уголовно-процессуальной деятельностью Рязанского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте выявлены нарушения требований законодательства в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничений к водительской деятельности. Изучением материалов уголовного дела №, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что Тимошенко В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, совершил незаконные приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств в значительном размере. Согласно заключения комиссии судебно-психиатрических экспертов Государственного бюджетного учреждения Рязанской области « Областная клиническая больница им.Н.Н.Баженова» от 27 февраля 2020 года № 23, в период времени, относящийся к совершению Тимошенко В.М. инкриминируемого ему деяния, равно как и в настоящее время, обнаруживает психическое расстройство, относящееся к категории « Хронические психические расстройства» в форме Параноидной шизофрении, и ему рекомендовано принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях. Вместе с тем, административный ответчик Тимошенко В.М. имеет водительское удостоверение серия № на право управления транспортными средствами категории «В» «В1», выданное 30 сентября 2014 года сроком действия до 30 сентября 2024 года, что в соответствии с Переченем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 и ст.,ст.23,25,28 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», является противопоказанием для допуска к водительской деятельности. Поскольку непринятие мер по прекращению права административного ответчика Тимошенко В.М. на управление транспортными средствами может повлечь создание аварийных ситуаций на автодорогах, нарушение прав, свобод и законных интересов граждан - участников дорожного движения, совершение дорожно-транспортных происшествий, что повлечет за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, точный круг лиц, права которых на безопасные условия движения по дорогам нарушаются и могут быть нарушены в будущем, в настоящее время определить невозможно, Рязанский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, ссылаясь на ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации, ст., ст.7, 8 Венской Конвенции ООН о дорожном движении от 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета ССР от 29 апреля 1974 года, с изменениями и дополнениями, Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и реализации прав граждан при ее оказании», обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Тимошенко Владимиру Михайловичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами и просит прекратить действие права Тимошенко Владимира Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами, предоставленного на основании водительского удостоверения серии № от 30 сентября 2014 года, на управление транспортными средствами категории «В», «В1»; решение суда направить в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области для изъятия водительского удостоверения у Тимошенко В.М..
Помощник Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Алексеев И.С. в судебном заседании 05 июня 2020 года заявленные административные исковые требования Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Тимошенко Владимиру Михайловичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просила их удовлетворить.
Административный ответчик Тимошенко В.М. в судебном заседании 05 июня 2020 года возражал против заявленных административных исковых требований Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры о прекращении действия его права на управление транспортными средствами, на основании выданного 30 сентября 2014 года водительского удостоверения серии №, пояснив, что не считает себя страдающим психическим расстройством, которое было у него выявлено в ходе расследования уголовного дела комиссией в 2020 году, заключение которого он не обжаловал, ранее в связи с психическим расстройством был освобожден от прохождения воинской обязанности, но с того времени каких-либо признаков психического заболевания не испытывал, за медицинской помощью не обращался, в связи с чем полагал, что оснований для удовлетворения административного иска в части прекращения права управления транспортными средствами и изьятии водительского удостоверения, не имеется, при себе у него отсутствует водительское удостоверение, которое находится дома по месту его жительства.
Представитель заинтересованного лица Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области в судебное заседание 05 июня 2020 года не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, об его отложении не просил, в связи с чем суд на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации продолжил судебное разбирательство по делу в его отсутствие.
Выслушав объяснения помощника Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Алексеева И.С., административного ответчика Тимошенко В.М., исследовав письменные доказательства по делу, представленные в порядке ст.62, ст.63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Тимошенко Владимиру Михайловичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Из положений ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что управление транспортным средством отнесено к деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности.
Пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Регулируемые Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как предусмотрено ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств ) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Статьей 23.1 данного Федерального закона установлено, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (п. 1). Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4).
В силу абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в частности, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 2 раздела I, к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения: Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, что соответствует группе кодов F20 - F29 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
В судебном заседании установлено, что Тимошенко Владимиру Михайловичу, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, зарегистрированному по месту жительства по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке 30 сентября 2014 года было выдано водительское удостоверение 6218620261 на управление транспортными средствами категории «В», «В1», данное юридически значимое обстоятельство по делу подтверждается сведениями Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области от 05.03.2020г.(л.д.18).
Судом установлено, что 25 октября 2019 года Рязанским Линейным отделом Министерства внутренних дел России на транспорте было возбуждено уголовное дело № в отношении Тимошенко В.М. по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д.9), в рамках которого в отношении Тимошенко В.М. была назначена стационарная первичная судебно-психиатрическая экспертиза в экспертном отделении ГБУ РО «ОКПБ им.Н.Н.Баженова».
Согласно заключения комиссии судебно-психиатрических экспертиз от 27 февраля 2020 года № 23 Государственного бюджетного учреждения Рязанской области « Областная клиническая больница им.Н.Н.Баженова» в период времени, относящийся к совершению Тимошенко В.М. инкриминируемого ему деяния, равно как и в настоящее время, обнаруживает психическое расстройство, относящееся к категории « Хронические психические расстройства» в форме Параноидной шизофрении, и ему рекомендовано принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях ( л.д.,л.д.14-17).
Оснований сомневаться в достоверности выводов экспертов суд не усматривает, поскольку оно является ясным, полным, объективным, определённым, не имеющим противоречий, содержит подробное описание проведённого исследования, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренной статьёй 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Рязанский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в Рязанский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному ответчику Тимошенко Владимиру Михайловичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, ссылаясь на наличие у него медицинских показаний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются, в том числе, психические расстройства - шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства (F20 - F29). Там же отмечено, что допуск к управлению транспортными средствами возможен при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств вопрос о допуске решается индивидуально.
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
В соответствии с п. 1 Порядка он устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология».
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В силу п. 12 Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае прохождения лечения и подтверждения ремиссии.
Однако, сведения о прохождении административным ответчиком Тимошенко В.М. лечения в амбулаторных условиях и наличии у административного ответчика Тимошенко В.М. ремиссии, в материалах административного дела отсутствуют.
Таким образом, состояние здоровья административного ответчика Тимошенко В.М., по мнению суда, не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющегося у него заболевания являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
При этом доказательств в подтверждение полного выздоровления, а также принятия медицинским учреждением решения, свидетельствующего о допуске административного ответчика Тимошенко В.М. к осуществлению водительской деятельности, в соответствии с положениями ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком суду не представлено, в связи с чем состояние здоровья административного ответчика, препятствует безопасному управлению им транспортным средством, что является нарушением принципов обеспечения безопасности дорожного движения и прав неопределенного круга лиц, установленных и гарантированных действующим законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, доводы административного ответчика Тимошенко В.М. о том, что он на протяжении длительного времени не страдал никакими психическими заболеваниями, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сами по себе, при отсутствии доказательств стойкой ремиссии после лечения, не могут являться основанием для допуска к управлению транспортными средствами.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортными средствами административного ответчика Тимошенко В.М., прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Рязанский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав участников дорожного движения.
Таким образом, оценив обстоятельства дела с точки зрения положений Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", суд находит установленным, что административный ответчик Тимошенко В.М. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, являющими источником повышенной опасности для окружающих, чем создается реальная угроза для неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения, и приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.
При таких обстоятельствах заявленные требования Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Одновременно с этим суд приходит к выводу о необходимости в установленном законом порядке объявления в розыск и изъятия водительского удостоверения №, выданного 30 сентября 2014 года Тимошенко В.М. на управление транспортными средствами категории «В», «В1», который следует осуществить компетентным органом Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области.
Возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства с административного ответчика Тимошенко В.М. подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в сумме №), от уплаты которой сторона административного истца по делу освобождена на основании п. 9 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Рязанского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Тимошенко Владимиру Михайловичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, удовлетворить.
Прекратить действие права Тимошенко Владимира Михайловича, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения №, выданного 30 сентября 2014 года, на управление транспортными средствами категории «В», «В1».
Обязать Тимошенко Владимира Михайловича сдать водительское удостоверение № от 30 сентября 2014 года на управление транспортными средствами категории «В», «В1» в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области, незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.
Копию решения суда после вступления его в законную силу направить в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области для розыска и изъятия водительского удостоверения №, выданного 30 сентября 2014 года, на управление транспортными средствами категории «В», «В1» на имя Тимошенко Владимира Михайловича.
Взыскать с Тимошенко Владимира Михайловича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере №).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:подпись.
Копия верна:судья Г.Н.Панкина
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Г.Н.Панкина