Решение по делу № 3а-322/2020 от 16.03.2020

***а-322/2020

22OS0***-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе

председательствующего судьи Запаровой Я.Е.

при секретаре Нечай А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Текутьевой Я.В., представителя административных истцов <данные изъяты> представителя административного ответчика и заинтересованного лица <данные изъяты>

административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Генеральный план городского округа – <адрес> Алтайского края (далее также – Генеральный план <адрес>).

Решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» ДД.ММ.ГГ *** (5026), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов ДД.ММ.ГГ с присвоением номера государственной регистрации ***.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ утверждены Правила землепользования и застройки городского округа – <адрес> (далее также – Правила землепользования и застройки <адрес>).

Решение опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» ДД.ММ.ГГ *** (5088), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов ДД.ММ.ГГ с присвоением номера государственной регистрации RU***.

<данные изъяты> обратились в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа – <адрес> в части распространения территориальной зоны озелененных территорий общего о назначения Р-1 на земельный участок по адресу: <адрес>, ссылаясь в обоснование требований на несоответствие нормативного правового акта в оспариваемой части фактическому землепользованию с учетом возведения принадлежащего административным истцам жилого дома в ДД.ММ.ГГ. Нахождение земельного участка в территориальных зонах Р-1 и СОД-2 противоречит статье 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации о принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне. Земельный участок не относится к указанным в части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации объектам общего пользования.

Барнаульская городская Дума в письменных возражениях полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, установление территориальной зоны Р-1 в соответствии с документами территориального планирования.

В судебном заседании представитель административных истцов <данные изъяты> уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы, заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> <данные изъяты> возражала против удовлетворения требований.

Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежаще согласно телефонограмме.

Руководствуясь требованиями статей 150,213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, <данные изъяты> являются владельцами земельного участка и жилого дома, являющегося согласно отметке в техническом паспорте самовольной постройкой, по адресу: <адрес>. Земельный участок согласно объяснениям стороны административного истца в ходе рассмотрения административного дела не поставлен на кадастровый учет.

Письмом комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> отказано в предварительном согласовании предоставления на праве собственности и утверждении схемы расположения земельного участка по указанному адресу в связи с нахождением земельного участка частично в территориальной зоны озелененных территорий общего пользования (Р-1), градостроительный регламент которой не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов, на территории общего пользования согласно проекту планировки улично – дорожной сети городского округа – <адрес> от ДД.ММ.ГГ ***.

Поскольку регламент территориальной зоны Р-1, предусмотренный статьей 77 Правил землепользования и застройки <адрес>, не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов, постольку <данные изъяты> являются с учетом положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащими административными истцами по требованиям об оспаривании Правил землепользования и застройки <адрес>.

Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта судом проверена, нарушений порядка принятия и обнародования нормативного правового акта не установлено, по данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается. Вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда *** по административному исковому заявлению <данные изъяты> об оспаривании нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления также не установлено нарушений порядка принятия Правил землепользования и застройки <адрес>.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6).

Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 1,2,4 статьи 30, частей 3,9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа является документом территориального планирования, обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Согласно пунктам 2,4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В силу части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам.

Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.

Из представленных административным ответчиком фрагментов Приложения 4 «Карта функциональных зон» Генерального плана <адрес> следует нахождение земельного участка по адресу: <адрес> частично в функциональной зоне озелененных территорий общего пользования и частично в функциональной зоне смешанной и общественно – деловой застройки.Из фрагмента Приложения 1 Правил землепользования и застройки <адрес> следует нахождение земельного участка преимущественно в территориальной зоне Р-1 (зоне озелененных территорий общего пользования) и частично в территориальной зоне СОД-2 (зоне смешанной и общественно – деловой застройки).

В соответствии с ранее действовавшим Генеральным планом городского округа – <адрес>, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, земельный участок также располагался преимущественно в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования и частично в функциональной зоне преимущественно общественной застройки, а в соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки городского округа – <адрес>, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, земельный участок также находился преимущественно в территориальной зоне озелененных территорий общего пользования и частично территориальной зоне общественно – деловой застройки.

Согласно Карте планируемого размещения объектов местного значения, планируемого размещения автомобильных дорог и объектов транспортной инфраструктуры (приложение 3 к Генеральному плану <адрес>), таблице 2.2 «Объекты транспортной инфраструктуры» раздела 2 «Сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения <адрес>, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов» Положения о территориальном планировании городского округа – <адрес> (приложение 1 к Генеральному плану <адрес>) в качестве планируемого объекта указано на реконструкцию <адрес>, строительство участка автомобильной дороги в продолжение <адрес>.

Функциональная зона озелененных территорий общего пользования в силу самого ее наименования, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1.1.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утв. приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГ ***, относится к территории общего пользования.

Согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; 2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; 3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

В соответствии с частью 4 статьи 41, частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию (часть 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из представленных по запросу суда комитетом по строительству, архитектуре и развитию <адрес> ДД.ММ.ГГ документов следует, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** утвержден проект планировки и межевания территории восточнее проспекта Комсомольского в границах улиц Некрасова, молодежной, Промышленной (бровка откоса надпойменной террасы) и Димитрова», которым в районе земельного участка административных истцов предусмотрено обустройство Обского бульвара, включающего автомобильные дороги и озеленение.

Мероприятия по обустройству Обского бульвара как территории общего пользования указаны и в материалах по обоснованию Генерального плана <адрес>, утвержденного в 2019 году.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Проект планировки улично – дорожной сети городского округа – <адрес> Алтайского края, содержащий в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации план красных линий улично – дорожной сети городского округа, согласно которому земельный участок находится на территории общего пользования.

Поскольку территориальное зонирование в районе земельного участка административных истцов соответствует функциональному зонированию согласно генеральному плану, граница территориальной зоны установлена по красным линиям, правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований в части отнесения земельного участка по <адрес> к территориальной зоне озелененных территорий общего пользования не имеется.

Довод административных истцов о несоответствии территориального зонирования фактическому землепользованию подлежит отклонению, поскольку в силу прямого указания в статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации фактическое землепользование не является единственным фактором, подлежащим учету при определении границ территориальных зон. Более того, земельный участок административных истцов не оформлен, границы его не определены, в техническом паспорте на жилой дом имеется отметка о самовольном строительстве, что не свидетельствует о сложившемся землепользования.

Нахождение земельного участка на планируемой территории общего пользования (бульвар, автомобильная дорога), на которую в силу статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не распространяется действие градостроительного регламента, не свидетельствует в данном конкретном случае о противоречии нормативного правового акта положениям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Несоответствие планируемого использования части территории городского округа фактическому землепользованию в районе земельного участка административных истцов не является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим. Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.

При этом нахождение согласно объяснениям представителя административных истцов в производстве иного суда административного дела об оспаривании нормативного правового акта администрации <адрес> в части установления красных линий не препятствует рассмотрению настоящего административного дела, но не лишает административных истцов в случае удовлетворения требований об оспаривании красных линий правом на повторное обращение в суд. По тем же основаниям (как не имеющие значения для рассмотрения настоящего дела) и в связи с несоответствием материалам административного дела (в частности, представленному административными истцами техническому паспорту) судом отклоняются доводы стороны административного истца о том, что жилой дом не является самовольной постройкой.

На основании вышеприведенных норм и установленных по административному делу обстоятельств административные исковые требования не подлежат удовлетворению, что исключает и возмещение административным истцам судебных расходов в размере <данные изъяты>. пропорционально требованию об оспаривании одного нормативного правового акта.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании не действующим решения от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – <адрес> Алтайского края» в части распространения территориальной зоны озелененных территорий общего пользования (Р-1) на земельный участок по <адрес> в кадастровом квартале *** оставить без удовлетворения.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.

Судья Я.Е. Запарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ

3а-322/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Светоносов Владимира Александрович
Прокуратура Алтайского края
Светоносов Александр Александрович
Ответчики
Барнаульская городская Дума
Другие
Юрьева Алена Владимировна
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Запарова Яна Евгеньевна
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
16.03.2020Регистрация административного искового заявления
16.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.06.2020Предварительное судебное заседание
02.06.2020Предварительное судебное заседание
19.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Дело оформлено
25.08.2020Дело передано в архив
02.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее