Дело № 2-1233/2021
11RS0004-01-2021-002094-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.В.
при секретаре Колесниковой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 09 ноября 2021 года дело по иску Сулейменова С.Б. к администрации МР «Печора» о возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд и направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и направлении проекта соглашения об изьятии недвижимости для муниципальных нужд,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к администрации МР «Печора» о возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд и направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и направлении проекта соглашения об изьятии недвижимости для муниципальных нужд, в обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого помещения – ********** **********. Актом межведомственной комиссии № 10 от 14.07.2017 многоквартирный ********** ********** признан аварийным и подлежащим сносу сроком исполнения - 31.01.2021. До настоящего времени указанный дом не снесен. В адрес истца администрацией МР «Печора» было направлено требование, в котором предлагалось в срок до 31.01.2018 совместно с другими собственниками жилых помещений, осуществить снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: **********. Иного жилого помещения у истца не имеется, он вынужден проживать в указанной квартире только в летнее время, не смотря, на то, что проживать в квартире опасно для жизни и здоровья, а в зимнее время истец вынужден проживать у знакомых в **********. Бездействие ответчика, выразившееся в не направлении истцам проектов соглашений об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд нарушает жилищные права истца и права как собственника недвижимого имущества.
Истец просит обязать администрацию МР «Печора» в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: **********, и ********** нем, обязать администрацию МР «Печора» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить Сулейменову С.Б. проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного жилого дома по адресу: **********, и расположенного в указанном доме жилого помещения по адресу: ********** определением размера возмещения за изымаемое имущество в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены КУМС МР «Печора», Лунько А.А., Лунько М.С., Тронин К.С., Вильдяева В.А., Проскурякова Н.А., Сюрвасева О.Н.
В судебном заседании третьи лица Лунько М.С., Сюрвасева О.Н. исковые требования поддержали.
Дело рассматривалось в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Сулейменов С.Б. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: **********.
02.12.2014 администрацией муниципального района «Печора» с Сулейменовым С.Б. заключен договор социального найма № 477 на квартиру 5 **********
На основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 02.06.2016 Сулейменов С.Б. является собственником квартиры **********.
С 09.12.2014 Сулейменов С.Б. имеет регистрацию по месту жительства в квартире **********.
Актом межведомственной комиссии муниципального района «Печора» № 10 от 14.07.2017 по обследованию многоквартирного жилого ********** ********** общее техническое состояние здания в целом оценивается как аварийное техническое состояние, имеется недопустимое разрушение и неравномерное проседание фундамента; недопустимые отклонения наружных стен вертикальной и горизонтальной плоскости; неудовлетворительное состояние кровли, стропильной системы и чердачного покрытия, что привело к исчерпанию несущей способности конструкции и опасности обрушения, невозможности обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, изменению параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить санитарно – эпидемиологические требования и гигиенические нормативы. Дальнейшая эксплуатация здания не допустима, затруднена и нецелесообразна, восстановление работоспособности конструкции здания не возможна.
Распоряжением администрации МР «Печора» от 18 августа 2017 года № 977-р многоквартирный ********** признан аварийным и подлежащим сносу, срок сноса многоквартирного дома и отселения определен до 31.01.2021.
До настоящего времени указанный многоквартирный жилой дом не снесен.
В адрес истца администрацией МР «Печора» было направлено требование, в котором предлагалось в срок до 31.01.2018 совместно с другими собственниками жилых помещений, осуществить снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: **********. Требование не исполнено.
Жилой ********** ********** в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2024 годы» не включен.
Решение об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: **********, в том числе жилых помещений, в т.ч. принадлежащего на праве собственности истцу, ответчиком администрацией МР «Печора» не принято.
В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 предусмотрено, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии со ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу пп.3 п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно пп.4 п.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Как следует из п.4 указанной нормы, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.
В соответствии с требованиями ст.56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с положениями п.3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.
Обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение, а также уведомить о нем собственника жилых помещений в разумный срок непосредственно после признания дома аварийным и подлежащим сносу усматривается из системного толкования ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Из п.5 ст.56.7 Земельного кодекса РФ следует также обязанность органа местного самоуправления определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.
Из объяснений истца в судебном заседании следует, что вынужден проживать в указанной квартире только в летнее время, не смотря, на то, что проживать в квартире опасно для жизни и здоровья, а в зимнее время истец вынужден проживать у знакомых в **********. Обстоятельства невозможности проживания в жилом ********** ********** подтвердили третьи лица Лунько М.С., Проскурякова Н.А., Сюрвасева О.Н.
Иного жилого помещения, находящегося у истца в собственности, либо пользовании не имеется.
Сведений об увеличении срока сноса многоквартирного дома и отселения с объективным обоснованием причин увеличения срока сноса и отселения в материалах дела не имеется. Также не представлено доказательств проведения оценки объекта, заключения договора на проведение оценочных работ и пр.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование истца подлежит удовлетворению.
По правилам ст. 206 ГПК РФ суд вправе устанавливать срок исполнения судебного решения.
С учетом конкретных обстоятельств дела, сроков проведения процедур, связанных с согласованием проекта соответствующего соглашения, но вместе с тем, учитывая, что ответчиком своевременных мер к принятию такого решения не принято, суд находит, что разумным сроком для устранения допущенных нарушений является срок - одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу для принятия решения об изъятии недвижимого имущества, шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для подготовки и направления проекта соглашения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального района «Печора» в течение одного месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: **********, и расположенного в указанном доме жилого помещения по адресу: **********, принадлежащего на праве собственности Сулейменову С.Б..
Обязать администрацию муниципального района «Печора» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить Сулейменову С.Б. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, с определением размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество по адресу: ********** **********, в соответствии с требованиями ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 10 ноября 2021 года.
Председательствующий: судья И.В. Филиппова