Дело № 33а-1547/2019 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Кныш Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Кондрак Н.И.,
судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре Михайловой В.Г.
с участием представителя административного истца Ведмидь А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя Гоголева А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента капитального строительства города Севастополя Райского Дмитрия Игоревича на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 января 2019 года, которым административный иск удовлетворен, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Нахимовского района города Севастополя Гоголев А.Н., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Департамента капитального строительства города Севастополя, выразившееся в неисполнении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории города федерального значения Севастополь, утвержденной постановлением Правительства Севастополя №248 от 28.08.2014 года, в части длительного не расселения жильцов квартир № многоквартирного жилого <адрес> в г. Севастополе, возложить на административного ответчика обязанность осуществить в установленном порядке расселение граждан – жильцов указанных квартир в соответствии с положениями ч.ч. 1, 8 ст. 32 ЖК РФ не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 января 2019 года административный иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель административного ответчика подал жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушение норм материального и процессуального права при неполном выяснении всех обстоятельств дела, постановить новое об отказе в удовлетворении иска.
Указывает, что принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался исключительно доводами административного иска и не принял во внимание представленные административным ответчиком документы, которые подтверждают, что им в рамках реализации постановления Правительства Севастополя №248 от 28.08.2014 года были предприняты действия к ее исполнению, а обжалуемое решение суда принято при неполном выяснении всех обстоятельств дела.
Квартиры № по <адрес> в г. Севастополе остались не расселенными по следующим причинам: квартира № – о правах на собственность на изымаемую недвижимость не заявлено, проводятся мероприятия по подготовке материалов для подачи искового заявления в суд; квартиры № – проекты соглашений направлены собственникам, однако последние не согласны с размером доплаты за предоставляемые объекты недвижимости взамен изымаемых, проводятся мероприятия по замене предоставляемого жилого помещения, о чем прокуратура города извещена письмом №-исх. от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, полагала решение суда законным и обоснованным. Указывает, что до настоящего времени жильцы не переселены, невзирая на изменение сроков и какие-либо меры ответчиком не принимаются.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 4 статьи 218 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждены акты городской межведомственной комиссии по обследованию технического состояния жилых домов (помещений), согласно пункта 2 которого <адрес> в г. Севастополе признан несоответствующим санитарным и техническим требованиям.
Согласно приложения №1 к Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь, утвержденной постановлением Правительства Севастополя №248 от 28.08.2014 года <адрес> входит в перечень домов и помещений, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в 2014-2016 годах.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Севастополя внесено представление административному ответчику об устранении нарушений федерального законодательства о расселении из аварийного жилого фонда, которые исполнены не были.
Поскольку в установленные сроки жильцы квартир № по <адрес> в г. Севастополе отселены не были, прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился с административным иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности требований прокурора и наличия противоправного бездействия.
С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.
Постановлением Правительства Севастополя №248 от 28.08.2014 года утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь (далее Программа), целями и задачами которой являются расселение многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Снижение доли аварийного жилищного фонда в городе Севастополе. Оптимизация и развитие территорий, занятых аварийным жилищным фондом.
Финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, формируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации путем предоставления субсидии на основании соглашения (договора) между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также средств бюджета города Севастополя (п. 4 Программы).
Общий объем финансирования составляет 643338,0 тыс. рублей, в том числе: 330012,0 тыс. рублей - федеральный бюджет; 313326,0 тыс. рублей - бюджет города Севастополя.
Ответственный исполнитель Программы - Департамент капитального строительства города Севастополя.
Реализация Программы осуществляется ответственным исполнителем, который осуществляет (п. 7 Программы):
- нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы, включая разработку финансовых и организационных механизмов;
- организацию и проведение работы с собственниками жилых помещений в аварийном доме, направленной на достижение соглашений с собственниками о способе переселения;
- формирование необходимой для выполнения Программы нормативно-правовой базы в соответствии с законодательством Российской Федерации и города федерального значения Севастополь;
- информирование населения о реализации Программы;
- определение структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за реализацию Программы на территории субъекта Российской Федерации;
- привлечение в установленном порядке бюджетных средств, необходимых для реализации Программы;
- организацию размещения заказов на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах.
Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент капитального строительства города Севастополя.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Департамент капитального строительства города Севастополя (п. 9 Программы).
Подпунктом 2.2 пункта 2 Приложения №3 Программы установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь, осуществляется, в том числе, за счет средств бюджета города Севастополя на возмещение (частичное возмещение) стоимости жилых помещений, приобретаемых с целью реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь (далее - средства бюджета города Севастополя на возмещение стоимости жилых помещений).
Согласно п. 4 Приложения №1 Программы средства бюджета города Севастополя на возмещение стоимости жилых помещений предусмотрены на возмещение (частичное возмещение) разницы между предельной (максимальной) стоимостью одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Правительством Севастополя на текущий год, и стоимостью одного квадратного метра общей площади жилого помещения, устанавливаемой по городу Севастополю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6, 7 Приложения №3 Программы установлено, что главным распорядителем бюджетных средств и заказчиком работ по мероприятиям переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь является Департамент капитального строительства города Севастополя.
Для осуществления финансирования главный распорядитель бюджетных средств предоставляет в Департамент финансов города Севастополя заявку на финансирование.
Как установлено судом, в соответствии с приложением к Подпрограмме <адрес> в г. Севастополе подлежал расселению до декабря 2016 года.
Таким образом, приняв решение о признании аварийным и сносе <адрес> в г. Севастополе ответственный исполнитель - Департамент капитального строительства города Севастополя, обязан выполнить переселение граждан из аварийного жилья в разумный срок в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК Российской Федерации.
В нарушение Программы, Департаментом капитального строительства города Севастополя жильцы квартир № из аварийного жилья не переселены, жилой <адрес> в г. Севастополе эксплуатируется по своему назначению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и указывает, что на протяжении длительного времени Департамент капитального строительства города Севастополя реальных действий по переселению жильцов из указанного дома не предпринимал, что влечет нарушение жилищных прав граждан-собственников жилых помещений и членов их семей, создает угрозу их жизни и здоровью.
Таким образом, Департамент капитального строительства города Севастополя, является единственным исполнителем Программы, <адрес> в г. Севастополе в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим расселению, однако Департамент капитального строительства города Севастополя, как ответственное лицо за осуществление Программы, возложенных на него обязанностей по расселению жильцов из аварийного дома в установленные сроки не выполнил.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, как и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, сводятся к изложению являвшихся предметом исследования обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Причин для их удовлетворения не имеется.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи