Решение по делу № 2а-583/2020 от 14.05.2020

Дело а – 583/2020                             05 августа 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сестрорецкий районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Прокофьевой А.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности за 2016-2018 года по имущественному налогу в сумме 3 755 792 руб., за 2018 год по земельному налогу в сумме 351741 руб., а всего 4 107 533 руб., указав, что на имя ответчика было зарегистрировано недвижимое имущество – здания, строения, сооружения, жилые дома, земельные участки, расположенные в <адрес>, д. Корокино, д. <адрес>, строение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, пом. 4Н А, квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, после направления требования о добровольном погашении задолженности, обязанность по уплате налогов ответчик не исполнил (л.д. 2-3).

Представитель административного истца МИФНС России по <адрес>, административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебное заседание явился, против удовлетворения административного искового заявления возражал.

Выслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ст. 388, ст. 389 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса, согласно которой, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 397 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 4 ст.57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу ст.52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

ФИО1 в 2016-2018 годах являлся собственником недвижимого имущества – зданий, строений, сооружений, жилых домов, земельных участков, расположенных в <адрес>, д. <адрес> с кадастровыми номерами 40:04:050102:514, 40:04:050129:19, 40:04:050101:8, 40:04:050129:79, 40:04:050129:9, 40:04:050131:164, 40:04:050119:272, 40:04:050119:270, 40:04:050119:271, 40:04:050119:19, 40:04:050131:23, 40:04:050102:2, 40:04:050129:112, 40:04:050131:212, 40:04:211501:53, 40:04:050129:45, 40:04:000000:447, 40:04:050102:504, 40:04:040301:572, 40:04:000000:680, 40:04:050119:221, 40:04:050119:242, 40:04:050102:473, 40:04:050119:214, 40:04:050105:2813, 40:04:000000:724, 40:04:000000:744, 40:04:000000:723, 40:04:000000:740, 40:04:050119:213, 40:04:040301:644, 40:04:050119:216, 40:04:050119:243, 40:04:000000:761, 40:04:050106:492, 40:04:050102:250, 40:04:050102:524, 40:04:050102:523, 40:04:141003:26, 40:04:220301:327, 40:04:050119:225, 40:04:050131:196, 40:04:050119:210, 40:04:211501:52, 40:04:050119:240, 40:04:050119:236, 40:04:050131:199, 40:04:000000:726, 40:04:050119:238, 40:04:050119:121, 40:04:050129:76, 40:04:000000:728, 40:04:000000:725, 40:04:050119:199, 40:04:040301:634, 40:04:050101:917, 40:04:211501:52,

строения, (помещения, сооружения) расположенного по адресу: д. <адрес> 40:04:141003:26,

строения, (помещения, сооружения) расположенного по адресу: д. <адрес> 40:04:220301:327,

строения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, пом. 4Н А,

квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в личном кабинете налогоплательщика получено переданное в электронной форме налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ , о начислении земельного налога в размере 351741 руб. за 2018 год и налога на имущество физических лиц за 2016-2018 года в размере 3 762 371 руб. (л.д. 25-27).

В связи с неуплатой налогов на основании уведомления ответчику было направлено требование об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Перерачет налога на имущество физических лиц за 2016 - 2017 года произведен налоговым органом в связи с уточнением вида объектов недвижимости и увеличением ставки по налогу с 1% до 2 % на основании 54 НК РФ. С учетом ранее уплаченных административным ответчиком сумм, сумма налога подлежащего доплате составила за 2016г. – 1 411 082 руб., за 2017- 1 520 758 руб. (л.д. 42-44).

Статья 54 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52, пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Положения статей 52 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом МИФНС России по <адрес> соблюдены, налоговое уведомление и требование переданы в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с положениями главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение требований о взыскании обязательных платежей и санкций производится в порядке приказного производства.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> отказано в принятии заявления МИФНС России по <адрес> о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 указанной задолженности в связи с поступившим от ответчика заявлением (л.д. 49).

Из разъяснений, данных в постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что в случае отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, взыскатель обращается в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Административный иск подан в районный суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа - ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно подпункту 1 п.3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

ФИО1 доказательств оплаты земельного и имущественного налогов не представлено, в связи с чем, исковое заявление подлежит удовлетворению.

Довод представителя административного ответчика о том, что с ДД.ММ.ГГГГ у налогового органа отсутствуют правовые основания на применения для целей налогового обложения сведений об инвентарной стоимости, не может быть принят судом во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм права.

В силу ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Пунктом 3 ст. 402 вышеуказанного кодекса определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно п.7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, при расчете налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016-2018 года МИФНС России по <адрес> обоснованно исходила из кадастровой и инвентарной стоимости (с учетом коэффицициентов-дефляторов) объектов недвижимости.

Установленный статьей 404 Кодекса порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ.

После принятия решения субъекта Российской Федерации сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется, в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 408 Кодекса, по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где, Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 статьи 408 Кодекса) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 Кодекса, либо сумма налога, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 Кодекса начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, значение инвентаризационной стоимости объектов налогообложения может использоваться в случаях, предусмотренных главой 32 Кодекса в целях определения налоговой базы как до, так и после принятия решения субъекта Российской Федерации, в т.ч. если расчет налога осуществляется по вышеуказанной формуле.

Кроме того, инвентаризационная стоимость объекта может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пунктов 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации и признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости. А также отметил, что, если кадастровая стоимость конкретного объекта недвижимости не определена, это не исключает применения взамен нее для целей налогообложения (по решению налогового органа, а при наличии спора - суда) рыночной стоимости соответствующего объекта, определенной в соответствии с требованиями нормативного регулирования оценочной деятельности.

В соответствии Порядком оценки строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» обязанность по определению инвентаризационной стоимости возложена на местные бюро технической инвентаризации.

При этом налоговые органы не наделены полномочиями по проверке достоверности или изменению сведений об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке.

Доводы представителя ФИО3 о том, что налоговым органом инвентаризационная стоимость имущества ФИО1 не была установлена, опровергаются сведениями, представленными уполномоченным органом, а именно, Казенным предприятием <адрес> «Бюро технической инвентаризации», а также сведениями налогового учета.

Административным ответчиком доказательств, опровергающих доводы административного истца об иной стоимости указанного в уведомлении имущества не представлены.

Довод представителя административного ответчика о неправильном определении налоговым органом кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: в <адрес>, д. <адрес> с кадастровым номером 40:04:050129:19, поскольку решением комиссии по рассмотрению споров и результатах определения кадастровой стоимости на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ стоимость земельного участка изменена с 13523412 руб. до 5223900 руб. несостоятелен.

Согласно части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, при этом налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с частью 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Аналогичное правило определения налоговой базы по объектам недвижимости установлено статьей 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Расчет сумм налога, приведенный налоговым органом определен из расчета кадастровой стоимости земельного участка в размере 13523412 руб. (13523412 * 1,5 * 12 / 12).

Решением комиссии по рассмотрению споров и результатах определения кадастровой стоимости на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 5223900 руб. (л.д. 63).

Согласно данным, указанным на официальном сайте http://rosreestr.ru стоимость земельного участка, расположенного по адресу: в <адрес>, д. <адрес> с кадастровым номером 40:04:050129:19 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год составляет 5223900 руб..

В силу позиции, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

С учетом изложенного, доводы представителя ответчика, согласно которым при определении суммы подлежащего уплате налога, необходимо руководствоваться решением комиссии по рассмотрению споров и результатах определения кадастровой стоимости на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отклонению.

Поскольку истец, как государственной орган, освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст.111, 114 КАС РФ, государственная пошлина в размере определенном п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию с ответчика.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по <адрес> удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в бюджет <адрес> задолженность по имущественному налогу за 2016-2018 года в сумме 3755792 рубля, по земельному налогу за 2018 год в сумме 351741 рубль, а всего 4 107 533 рубля, в бюджет Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 28738 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Сестрорецкий районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

       Судья                    (подпись)            А.В. Прокофьева

Дата принятия решения суда

в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГг.

                Копия верна:

                Судья:

2а-583/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 2 по Калужской области
Ответчики
Кондратьев Сергей Васильевич
Суд
Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Прокофьева Анна Владимировна
Дело на сайте суда
srt.spb.sudrf.ru
14.05.2020Регистрация административного искового заявления
14.05.2020Передача материалов судье
14.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2020Судебное заседание
05.08.2020Судебное заседание
13.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее