Дело № 2-5414/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года г.Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Тращенковой О.В.,
при секретаре Сазоновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семянникова А.Ю. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, Специальному приемнику для содержания лиц, подвергнутых административному аресту ОМВД России по Центральному району г.Калининграда, УМВД России по Калининградской области и МВД России о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Семянников А.Ю. обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, впоследствии уточнив их, указав, что постановлением мирового судьи Октябрьского района г.Калининграда он был привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему было назначено наказание в виде административного ареста сроком на 3-е суток. В этой связи в период времени с < Дата > по < Дата > он содержался в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г.Калининграду (ныне - специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту ОМВД России по Центральному району г.Калининграда), где условия содержания являлись ненадлежащими. Так, он не был обеспечен прогулками на свежем воздухе; камера, в которой он содержался, не соответствовала установленным законом нормам, предусматривающим 4,5 кв.м на одного человека, в ней отсутствовали кран с водопроводной и питьевой водой, санузел и сливной бачок, естественной освещение; средства гигиены не выдавались, санитарная обработка камеры не проводилась. Вместо санузла в камере находился железный бак-ведро без какой-либо перегородки. Ссылаясь на то, что условия содержания в специальном приемнике унижало его человеческое достоинство и причиняли ему нравственные и физические страдания, в связи с чем просил суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в его пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Семянников А.Ю. отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области. В судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы, для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте судебного разбирательства истец извещен надлежащим образом, представителя для участия в деле в суд не направил, дело просил рассмотреть в его отсутствие, о чем указано в соответствующей расписке.
Представитель Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту ОМВД России по Центральному району г.Калининграда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области в судебное заседание также не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УМВД России по Калининградской области и МВД России.
Представитель УМВД России по Калининградской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом. Представил суду письменные возражения на иск, в которых с заявленными Семянниковым А.Ю. исковыми требованиями не согласился, в их удовлетворении просил отказать. Возражения на иск приобщены к материалам дела.
Представитель МВД России в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом.
Изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство – участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.
В соответствии со ст.27.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в ст.27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 627 от 15 октября 2003 года утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.
В соответствии с данным Положением задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205. В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205. Указанные лица также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц. Медицинское обслуживание задержанных лиц осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации специалистами государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в районе расположения органа, осуществившего задержание таких лиц. Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна. Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение. В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже +18 градусов по Цельсию. Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета. Задержанные лица не размещаются в специальном помещении при наличии документов, свидетельствующих о болезни, а также на основании заключения, выданного старшим медицинским работником бригады скорой помощи либо специалистом государственного или муниципального учреждения здравоохранения по результатам осмотра задержанного лица. При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения. При убытии задержанных лиц с инфекционными заболеваниями (в том числе туберкулезом) производится заключительная дезинфекция специальных помещений, где они содержались.
При разрешении возникшего спора судом установлено и следует из материалов дела, что Семянников А.Ю. в период времени с < Дата > по < Дата > отбывал административный арест в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г.Калининграду (ныне - специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту ОМВД России по Центральному району г.Калининграда) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство подтверждается книгой учета административно арестованных СПАА УМВД РФ по г.Калининграду №, копия которой имеется в материалах дела, а также сообщением врио начальника СПАА ОМВД России по Центральному району г.Калининграда.
Как указано выше, обращаясь в суд с исковыми требованиями о компенсации морального вреда, Семянников А.Ю. ссылался на ненадлежащие условия его содержания в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г.Калининграду, что повлекло причинение ему нравственных и физических страданий.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 ГК РФ указанный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Из приведенных норм материального права вытекает возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного виновного действия или бездействия причинителя вреда, в результате которых были нарушены принадлежащие потерпевшему нематериальные блага, при наличии причинно-следственной связи между неправомерным действием (бездействием) и наступившими последствиями.
Вместе с тем, никаких данных о том, что он обращался в какие-либо органы в период его содержания в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г.Калининграду с жалобами на ненадлежащие условия содержания в указанном учреждении, Семянниковым А.Ю. суду не представлено и в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств не установлено.
Из материалов дела, в частности, из сообщения врио начальника СПАА ОМВД России по Центральному району г.Калининграда усматривается, что Семянников А.Ю. отбывал административный арест в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г.Калининграду в период времени с < Дата > по < Дата > за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Освобожден в связи с полным отбытием срока административного ареста. Указать дату вынесения постановления судьи, номер постановления и информацию о месте рассмотрении административного правонарушения не представляется возможным в связи с уничтожением личного дела Семянникова А.Ю. (л.д. №) < Дата > по истечении срока давности. Представить акты по результатам мероприятий по надзору за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации не представляется возможным, т.к. согласно требованиям Приказа МВД РФ от 30.06.2012 № 655 срок хранения материалов проверок по контролю санитарного законодательства составляет 5 лет. На момент окончания срока административного ареста Семянников А.Ю. с письменными жалобами на режим и условия содержания не обращался.
Согласно сообщению Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, следует, что Семянников А.Ю. с жалобами на условия содержания в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г.Калининграду в 2012-2013 годах в аппарат Уполномоченного не обращался. Сведения об условиях содержания в вышеуказанном учреждении в < Дата > отсутствуют.
Как следует из ответа заместителя прокурора Центрального района г.Калининграда Семянников А.Ю. в прокуратуру района с жалобами на ненадлежащие условия содержания в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г.Калининграду в < Дата > не обращался.
Данных о том, что он обращался в какие-либо иные органы в указанный период времени с жалобами на ненадлежащие условия содержания в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г.Калининграду, Семянниковым А.Ю. суду не представлено.
Таким образом, объективных данных, свидетельствующих о том, что перечисленные Семянниковым А.Ю. в иске нарушения порядка его содержания в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г.Калининграду были допущены, не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вместе с тем, помимо собственных утверждений Семянникова А.Ю. в иске, никаких доказательств того, что в период его нахождения в специальном приемнике общие условия его содержания являлись ненадлежащими, истцом, в нарушение приведенной выше нормы процессуального права, суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
При таком положении, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, учитывая, что доказательств нарушения личных неимущественных прав Семянникова А.Ю. в период его содержания в специальном приемнике, равно как и доказательств причинения ему морального вреда незаконными действиями (бездействием) ответчиков, не имеется, суд приходит к выводу о том, что основания для взыскания в пользу Семянникова А.Ю. компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г.Калининграду, отсутствуют, в связи с чем заявленные им исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Семянникова А.Ю. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 24 декабря 2018 года.
Судья