45MS0005-01-2024-004343-44
Р Е Ш Е Н И Е
г. Далматово
Курганская область 21 ноября 2024 года
Судья Далматовского районного суда Курганской области Пшеничникова С.В., рассмотрев жалобу защитника Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области Никитиной В.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Далматовского судебного района Курганской области от 12 октября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Далматовского судебного района Курганской области от 12.10.2024 Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В жалобе, поданной в Далматовский районный суд Курганской области, защитник Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области Никитина В.С. просит отменить постановление мирового судьи от 12.10.2024. В обоснование жалобы указывает, что Администрация не уполномочена начинать процедуру по подготовке паспорта безопасности. До реорганизации органов местного самоуправления правообладателем земельного участка с кадастровым номером 45:04:020209:661 являлась администрация города Далматово, которая в настоящее время не ликвидирована. Администрация Далматовского муниципального округа как юридическое лицо не является ее правопреемником и не может нести административную ответственность. Указанный земельный участок передан Администрации Далматовского муниципального округа 28.09.2023. На момент составления протокола Администрация Далматовского муниципального округа не была сформирована, переходный период длился по 11.10.2023. Каких-либо извещений об истечении срока действия паспорта безопасности в адрес Администрации Далматовского муниципального округа не поступало.
Защитник Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области Никитина В.С. доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник ОВО по Далматовскому району – филиала ФГУ «УВО ВНГ России по Курганской области» Портных Н.В. на рассмотрение жалобы не явился, извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении не заявил.
Считаю возможным рассмотреть жалобу по существу при данной явке.
Заслушав защитника, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии со статьей 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений среди прочего: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, согласно которым:
- на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности. Паспорт безопасности составляется в 6 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей. Направление паспорта безопасности на согласование осуществляется правообладателем места массового пребывания людей сопроводительными письмами в течение 3 рабочих дней после его составления. Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей (пункты 14, 16);
- актуализация паспорта безопасности осуществляется не реже одного раза в 3 года, а также в перечисленных в данном пункте случаях. Актуализация паспорта безопасности осуществляется в порядке, установленном для его составления (пункт 19, 20).
Из материалов дела следует, что место массового пребывания людей городская площадь («Успенская площадь»), расположенная в г. Далматово по ул. Попова, относится ко 2 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек (акт обследования и категорирования объекта от 01.07.2020).
Главой города Далматово 07.09.2020 утвержден паспорт безопасности городской площади, который подлежал актуализации не позднее 07.09.2023.
По результатам проверки состояния антитеррористической защищенности места массового пребывания от 25.01.2024 категория объекта городская площадь не изменена.
Администрацией Далматовского муниципального округа Курганской области нарушен срок актуализации паспорта безопасности места массового пребывания людей городская площадь, который истек 07.09.2023 – паспорт безопасности поступил на согласования в ФГКУ УВО только 13.02.2024, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 04.10.2024 и привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Давая оценку доводам жалобы, принимаю во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии Законом Курганской области от 29.09.2022 № 60 поселения, входящие в состав Далматовского района Курганской области, в том числе г. Далматово, преобразованы путем объединения во вновь образованное муниципальное образование – Далматовский муниципальный округ Курганской области. В течение одного года со дня вступления в силу настоящего закона устанавливается переходный период. Закон вступил в действие 11.10.2022.
Глава Далматовского муниципального округа Курганской области избран 04.07.2023 и вступил в должность 07.07.2023 (решение Думы Далматовского муниципального округа Курганской области от 04.07.2023 № 87).
Решением Думы Далматовского муниципального округа Курганской области от 09.07.2023 № 72 принят Устав Далматовского муниципального округа Курганской области (далее – Устав).
Согласно части 2 статьи 4 Устава территория г. Далматово входит в состав территории Далматовского муниципального округа.
К вопросам местного значения отнесено, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Далматовского муниципального округа, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма (пункты 3, 9 статьи 6 Устава).
Структуру органов местного самоуправления Далматовского муниципального округа составляют: представительный орган муниципального образования – Дума Далматовского муниципального округа Курганской области; Глава Далматовского муниципального округа Курганской области; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области (статья 24 Устава).
Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области – исполнительно-распорядительный орган Далматовского муниципального округа, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Далматовского муниципального округа федеральными законами и законами Курганской области. Главой Администрации Далматовского муниципального округа является Глава Далматовского муниципального округа. Администрация Далматовского муниципального округа обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законодательством (статья 38 Устава).
Решением Думы Далматовского муниципального округа Курганской области от 10.07.2023 № 119 учреждена Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области и утверждено Положение о ней.
13.07.2024 Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области зарегистрирована в качестве юридического лица и поставлена на налоговый учет.
Согласно Положению о порядке правопреемстве органов местного самоуправления Далматовского муниципального округа Курганской области, утвержденному решением Думы Далматовского муниципального округа Курганской области от 28.04.2023 № 10, Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области является правопреемником Администрации города Далматово в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в том числе в части вопросов, касающихся владения, пользования и распоряжения имуществом.
Исходя из того, что определен порядок правопреемства органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, в июле 2023 года избран и вступил в должность Глава Далматовского муниципального округа, являющийся одновременно Главой Администрации Далматовского муниципального округа, Администрация Далматовского муниципального округа учреждена и зарегистрирована в ЕГРЮЛ, созданы ее отраслевые (функциональные) и территориальные органы (такие, как Управление имущественных и земельный отношений Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области, Отдел городского хозяйства администрации Далматовского муниципального округа Курганской области), набран штат сотрудников, можно сделать вывод о том, что по состоянию на 07.09.2023 (срок актуализации паспорта безопасности) Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области как орган местного самоуправления, уполномоченный на решение вопросов местного значения, была сформирована. Соответственно, довод жалобы о том, что Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области была сформирована к декабрю 2023 года, является не состоятельным.
С момента формирования Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области Администрация города Далматово утратила полномочия по решению вопросов местного значения муниципального округа. То обстоятельство, что Администрация города Далматово как юридическое лицо не ликвидирована, правового значения не имеет.
В силу прямого указания закона Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области, как орган местного самоуправления, выполняющий публичные функции на соответствующей территории, выступает субъектом ответственности при решении вопросов местного значения, в частности по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, в данном случае места массового пребывания людей городской площади, расположенной по адресу: Курганская область, г. Далматово, ул. Попова, не может быть поставлено в зависимость от сроков завершения организационных мероприятий по преобразованию органов местного самоуправления и фактической передачи соответствующих объектов недвижимости органам местного самоуправления вновь созданного муниципального образования.
Поскольку Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области является правопреемником администраций преобразованных муниципальных образования, права и обязанности Администрации города Далматово по управлению имуществом (земельный участок с кадастровым номером 45:04:020209:661) перешли к ней с момента ее формирования, а не с даты фактической передачи имущества.
Доводы жалобы о том, что Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области не могла начать процедуру актуализации паспорта безопасности городской площади, а также об отсутствии извещений об окончании срока действия паспорта безопасности, на законе не основаны, поэтому отклоняются.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области, являясь главным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности не выполнила, исчерпывающие меры по их соблюдению не предприняла.
Субъектами по части 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут выступать граждане, должностные лица, юридические лица. Наличие вины в действиях должностного лица, осуществлявшего непосредственное руководство юридическим лицом, не исключает привлечение к административной ответственности как самого должностного лица, так и юридического лица.
Администрация Далматовского муниципального округа обладает правами юридического лица и зарегистрирована в установленном законом порядке.
При установленных обстоятельствах, действия Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области верно квалифицированы по части 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющиеся в материалах дела доказательства получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обжалуемое постановление вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Учитывая, что административное правонарушение имело место в переходный период, связанный с преобразованием органов местного самоуправления, актуальный паспорт безопасности был представлен на согласование уже в феврале 2024 года, административное наказание мировым судьей обоснованно назначено с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы, мировым судьей все доказательства по делу были исследованы, в совокупности им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы жалобы не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 5 Далматовского судебного района Курганской области от 12 октября 2024 года, вынесенное в отношении Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по жалобам лиц, участвующих в деле либо по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.
Судья С.В. Пшеничникова