Дело № 2-45/2025 (2-585/2024)
УИД: 54RS0015-01-2024-000998-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2025 года с. Кыштовка
Венгеровский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Зеленковой Н.П.
при секретаре Филоненко К.Ю.,
с участием прокурора Князевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Венгеровского района Новосибирской области к администрации Воробьевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области о понуждении к совершению действий в виде обустройства контейнерной площадкой для твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Венгеровского района Новосибирской области обратился в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой Венгеровского района Новосибирской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о погребении и похоронном деле, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к содержанию мест захоронения, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Воробьевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области. Проверкой проведенной прокуратурой района в декабре 2024 года установлено, что кладбища, расположенные в деревне <адрес> кадастровый №, в <адрес> кадастровый №, в <адрес> кадастровый №, принадлежат на праве собственности администрации Воробьевского сельсовета. В нарушение п. 3 и п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 кладбища не оборудованы контейнерной площадкой для накопления ТКО, на кладбище отсутствуют контейнеры. По факту выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе Воробьевского сельсовета внесено представление с требованием устранить нарушения, выявленные в ходе проверки. Просит обязать администрацию Воробьевского сельсовета обеспечить надлежащее содержание вышеуказанных кладбищ, расположенных в <адрес>, д. <адрес>, путем оборудования их контейнерными площадками для накопления ТКО, обустроенной в соответствии с требованиями п.п. 3.65 СанПиН 2.1.3684-21, а именно оборудовать твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Князева А.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика глава администрации Воробьевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставив суду возражения, в которых просит определить срок для исполнения исковых требований до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 18 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 №484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с учетом положений ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 №484-ОЗ «От отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» к обязанностям органа местного самоуправления сельского поселения относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п.3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 (далее – СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подземный путь, твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а так же ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В силу п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 №484 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» к вопросам местного значения поселения относится и содержание мест захоронения.
Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения установлены Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, установленными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия и иной деятельности земли, недра и почвы.
В развитие указанной правовой нормы в п.п. 1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и погребения подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».
В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В силу требований п. 9 СанПиН 2.1.3684-21 владельцем контейнерной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Согласно п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
Согласно выпискам из ЕГРН от 12.02.2024 земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: Новосибирская область, Венгеровский район, площадью 1727+/-15 кв.м; земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: Новосибирская область, Венгеровский район, площадью 11543+/-38 кв.м; земельный участок с кадастровым номером: №, местоположение: Новосибирская область, Венгеровский район, площадью 3133+/-20 кв.м, виды разрешённого использования: для размещения кладбища (ритуальная деятельность), принадлежат на праве собственности администрации Воробьевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области (л.д.11-22).
Таким образом, на администрацию Воробьевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области возложена обязанность по обеспечению создания и содержания контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на кладбищах.
В ходе проверки установлено, что кладбища, расположенные в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, не оборудованы контейнерными площадками для накопления ТКО, отсутствуют контейнеры.
По результатам проверки прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Воробьевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области внесено представление, которое рассмотрено, однако указанные нарушения до настоящего времени не устранены, в связи с отсутствием денежных средств.
Непринятие администрацией Воробьевского сельсовета исчерпывающих и достаточных мер для соблюдения требований по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО на общественном кладбище влечет нарушение прав граждан, в том числе на благоприятную окружающую среду.
Доводы ответчика о том, что в д.Селикла и д.Ахтырка региональным оператором не организованы услуги в сфере по обращению с ТКО, в части сбора и вывоза ТКО, судом не принимаются, так как именно орган местного самоуправления уполномочен на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведений о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд не находит оснований для увеличения заявленного истцом срока, так как срок для исполнения решения по данному делу до ДД.ММ.ГГГГ, заявленный истцом, суд находит разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон, исходя из местоположений объектов, климатических условий местности, где будут выполняться работы, а также объема подлежащих выполнению работ.
Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению.
С учётом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Венгеровского района Новосибирской области удовлетворить.
Обязать администрацию Воробьевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить надлежащее содержание кладбищ, расположенных в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, путем оборудования их контейнерными площадками для накопления ТКО, обустроенной в соответствии с требованиями п.п. 3.65 СанПиН 2.1.3684-21, а именно оборудовать твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а так же ограждение с трех сторон высотой не менее одного метра.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию судей по административным делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Н.П. Зеленкова