Дело № 78RS0016-01-2019-006619-93
Производство № 2-250/20 17 марта 2020 года
РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,
при секретаре Плотниковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Жилкомсервис № Адмиралтейского района» к ФИО1 об обязании демонтировать кондиционер и спутниковую антенну,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, просит обязать ответчика провести работы по демонтажу кондиционера, спутниковой антенны, расположенных на брандмауэрной стене фасада многоквартирного <адрес> и привести фасад указанного дома в первоначальное состояние в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины 6 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
В нарушение п. 2.4 Приложения №, Раздела 2 Приложения №, пункта 1.4 Приложения № Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09 ноября 2016 года №, ответчиком без законных оснований установлены кондиционер и антенна на брандмауэрной стене фасада многоквартирного <адрес> без согласования с КГА.
В судебном заседании представитель истца поддержала иск.
Ответчик пояснила, что возражает против взыскания с нее государственной пошлины, полагает, что сможет убрать установленное дополнительное оборудование, если суд установит, что это необходимо.
Третье лицо Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее – КГА) извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, сведения о причинах неявки не представило, КГА просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на <адрес> <адрес> зарегистрировано с 18 апреля 2006 года за ответчиком (л.д. 15).
Согласно части 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 39 и частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится на обслуживании ООО «Жилкомсервис № Адмиралтейского района», что подтверждается актом приема-передачи жилого дома (л.д. 19).
Суд полагает доказанным, что истец является управляющей организацией данного дома.
Самовольная установка кондиционера и антенны на брандмауэрной стене дома явилась основанием для иска.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей (пункт 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №, в состав общего имущества включаются стены (пп. «в» п. 2 Правил).
Согласно п. 10 указанных правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пп. «з» п. 11 Правил, содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил.
Таким образом, в состав обязанностей ООО «Жилкомсервис № Адмиралтейского района» как управляющей организации входит обязанность по надлежащему содержанию и ремонту фасадов и стен спорного дома.
В соответствии со ст. ст. 304, 305 Гражданского кодекса РФ собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Управляющая компания представляет интересы собственников многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 4.1.1-4.1.3 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 №, под дополнительным оборудованием фасадов понимаются современные системы технического обеспечения внутренней эксплуатации зданий и сооружений и элементы оборудования, размещаемые на фасадах.
Любые действия, связанные с размещением дополнительного оборудования на фасадах, должны быть согласованы с КГА, а для объектов культурного наследия и в зонах охраны объектов культурного наследия - с КГИОП, а также собственниками зданий и сооружений.
Основанием для проектирования и размещения дополнительного оборудования является архитектурное задание, выдаваемое КГА в установленном порядке. Срок действия задания составлял 1 год.
Согласно пункту 4.2.1. указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 №, к дополнительному оборудованию относятся антенны, наружные блоки систем кондиционирования.
В соответствии с пунктом 4.3.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 №, размещение кондиционеров, антенн допускалось: на дворовых фасадах, брандмауэрах – упорядоченно, с привязкой к единой системе осей на фасаде; на лоджиях, в нишах – в наиболее незаметных местах; в арочном проеме на высоте не менее 3 м от поверхности земли.
В соответствии с п. 2.4 приложения №, разделом 2 приложения №, пунктом 1.4 приложения № Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09 ноября 2016 года №, любые действия, связанные с размещением дополнительных элементов и устройств на фасадах зданий и сооружений, должны быть согласованы с Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее — КГА), а для фасадов зданий и сооружений, являющихся объектами (выявленными объектами) культурного наследия, - с КГА и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в Санкт-Петербурге (далее — КГИОП).
Согласно пункту 6.1.6 раздела 6 части 3 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга № от 24 декабря 2008 года «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» в границах ООЗ (32) запрещается размещение инженерного оборудования зданий, а также антенн и банкоматов на лицевых фасадах, а также на визуально воспринимаемых с открытых городских пространств брандмауэрных стенах.
Здание, расположенное по адресу: <адрес>, не является объектом культурного наследия, что подтверждается ответом КГИОП от 21 января 2020 года, находится в исторически сложившемся центральном районе Санкт-Петербурга, в границах единой охранной зоны ООЗ(32) - л.д. 68.
Факт самовольной установки кондиционера и антенны на брандмауэрной стене дома подтвержден актами истца от 23 июля 2019 года (л.д. 10), от 12 сентября 2019 года (л.д. 11), от 12 августа 2019 года (л.д. 12), фотофиксацией (л.д. 13).
Согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании 23 января 2020 года кондиционер и спутниковая антенна установлены ответчиком 10 лет назад. Данное обстоятельство истцом не опровергнуто.
Таким образом, размещение дополнительного оборудования (кондиционера и антенны) осуществлено в 2010 году, в период действия Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 №.
В материалах дела отсутствуют сведения и доказательства, подтверждающие наличие у ответчика предусмотренного нормативными актами Правительства Санкт-Петербурга полного пакета документов, разрешающих крепление к брандмауэрной стене здания кондиционера и антенны.
Из отзыва на иск КГА следует, что согласно сведениям Единой системы электронного документооборота и делопроизводства Комитета согласованная проектная документация в отношении размещения кондиционера, спутниковой антенны по адресу: <адрес>, в Комитете отсутствует (л.д. 57).
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. По смыслу названных норм фасад многоквартирного дома находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений в нем.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктами 2 и 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме; объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Согласно ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Частью 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В данном случае крепление кондиционера и антенны к стене дома затрагивает конструктивные элементы жилого дома, в том числе несущую стену, которая на основании Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежит собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
Вопрос об использовании части общего имущества (стены здания) требует согласия всех собственников многоквартирного дома.
В связи с тем, что установка кондиционера и антенны ответчика имела место без необходимых согласований с КГА и собственниками помещений в доме, подлежит удовлетворению требование об обязании ответчика демонтировать кондиционер и антенну.
В иске ООО «Жилкомсервис № Адмиралтейского района» просит суд установить срок ответчику для проведения работ по демонтажу антенны – в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, каких-либо возражений со стороны ответчика относительно срока совершения данных действий заявлено не было, указанный срок суд считает разумным.
В связи с изложенным, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Истец уплатил госпошлину за подачу иска в суд в размере 6 000 руб., что подтверждается копией платежного поручения № (л.д. 6).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ данная госпошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск ООО «Жилкомсервис № Адмиралтейского района» удовлетворить.
Обязать ФИО1 в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать незаконно установленные на брандмауэрной стене многоквартирного жилого <адрес> кондиционер и спутникову антенну и привести фасад указанного дома в первоначальное состояние.
Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Жилкомсервис № Адмиралтейского района» госпошлину в размере 6 000 руб. (Шесть тысяч руб.).
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский суд Санкт-Петербурга путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2020 года.
Судья: