Дело № 12-392/2018
РЕШЕНИЕ
19 апреля 2018 года г. Мурманск, <адрес>
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Рыболовецкого колхоза им. М.И. Калинина (далее – «РК им. М.И. Калинина») Бантикова В.В. на постановление ПУ ФСБ России по западному арктическому району
№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ «РК им. М.И. Калинина» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 56.426 рублей 52 копейки.
Не согласившись с данным постановлением, защитник
«РК им. М.И. Калинина» Бантиков В.В. обратился в суд с жалобой, в обоснование указав, что в вину юридическому лицу ставится то, что оно не обеспечило и не приняло все зависящие от него меры для соблюдения капитаном судна требований, установленных пунктом 14.3 Правил рыболовства. Однако данный вывод не соответствует действительности, так как «РК им. М.И. Калинина» были приняты все возможные меры для недопущения выявленных нарушений. Так, был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О запрещении изготовления рыбопродукции», с которым весь личный состав судна <данные изъяты> до выхода на промысел был ознакомлен под подпись.
«РК им. М.И. Калинина» перед промыслом инструктировало капитана судна <данные изъяты> о недопущении нарушений Правил рыболовства, контроле объемов вылова и подаче достоверных сведений, а также осуществляло контроль по объемам вылова судна <данные изъяты> и, согласно подаваемым капитаном судна сведений, никаких нарушений и превышений объемов вылова не было. После выявления, в ходе контрольных мероприятий, превышений объемов вылова, соответствующие сведения сразу же были поданы во все компетентные органы. В связи с чем, считает, что со стороны «РК им. М.И. Калинина» были приняты все возможные меры для недопущения нарушений Правил рыболовства. Просит постановление ПУ ФСБ России по западному арктическому району
№ от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Законный представитель «РК им. М.И. Калинина» в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствии.
Защитник «РК им. М.И. Калинина» Чамин В.М. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал в полном объеме, по основаниям в ней изложенным.
Представитель административного органа Архипов А.С. в судебном заседании полагал, что постановление вынесено законно и обоснованно, процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) регулируются, в том числе Федеральными законами: от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24 мая 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В силу статьи 6 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 43.1. Федерального закона № 166-ФЗ Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные Приказом Федерального агентства по рыболовству от 30 октября 2014 года № 414, которые регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее – Правила рыболовства).
Согласно пункту 14.3 Правил рыболовства при осуществлении рыболовства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается: иметь на борту судов и плавучих средств, на рыбопромысловых участках или в местах добычи (вылова) при осуществлении рыболовства за пределами рыбопромысловых участков, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части)) и/или рыбную или иную продукцию из них, не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах; вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова водных биоресурсов, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района (места) добычи (вылова). Допускается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (без учета количества тарных мест), находящейся на борту, в пределах 10 процентов для свежей (охлажденной) и 5 процентов для остальных видов рыбной или иной продукции из водных биоресурсов в ту или иную сторону с последующим внесением корректировки в промысловый журнал, технологический журнал, ССД и таможенную декларацию с уведомлением соответствующих контролирующих органов.
Как следует из материалов дела, судно рыбопромыслового флота
<данные изъяты> (тип – рыболовное, флаг – РФ), принадлежащее на праве общей долевой собственности (доля <данные изъяты>%) «РК им. М.И. Калинина», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществляло промышленное рыболовство донным ярусом в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее – ИЭЗ РФ) Баренцева моря по разрешениям на добычу (вылов) водных биоресурсов: № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Баренцево-Беломорским территориальным управлением (далее – ББТУ) Росрыболовства пользователю «РК им. М.И. Калинина», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №; № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ББТУ Росрыболовства пользователю <данные изъяты> с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №;
№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ББТУ Росрыболовства пользователю ПАО «Мурманский траловый флот», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №; № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ББТУ Росрыболовства пользователю <данные изъяты>
Согласно данным промыслового и технологического журналов, судовых суточных донесений, грузовой декларации, акта осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ, в указанный период судном по разрешению № было добыто, обработано и доставлено в порт Мурманск рыбопродукция «пикша мороженая потрошеная без головы» в количестве <данные изъяты> кг (<данные изъяты> кг в сырце).
ДД.ММ.ГГГГ по приходу в порт Мурманск судно <данные изъяты> было поставлено на контроль выгрузки, должностными лицами Пограничного управления на борту судна были осуществлены контрольно-проверочные мероприятия, в ходе которых в помещении камеры воздушного охлаждения, находящейся по правому борту в носовой части рыбной фабрики, было обнаружено <данные изъяты> мешков (тара №) коричневого цвета без маркировки с рыбопродукцией, неучтенной в промысловом и технологическом журналах, а также в приемо-сдаточных документах, в следующем видовом составе и количестве:
- филе трески без кожи, без кости мороженое – <данные изъяты> кг (нетто);
- филе пикши с кожей без кости вяленое – <данные изъяты> кг (нетто);
- филе трески с кожей без кости мороженое – <данные изъяты> кг. (нетто);
- камбала морская потрошеная без головы мороженая – <данные изъяты> кг (нетто);
- филе зубатки пестрой с кожей без кости мороженое – <данные изъяты> кг (нетто);
- крылья ската мороженые – <данные изъяты> кг (нетто).
Итого: <данные изъяты> кг (нетто).
Данные обстоятельства подтверждаются актом обнаружения неучтенных водных биоресурсов (рыбопродукции) от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ №, актом приема-передачи изъятых вещей на хранение от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями капитана судна
<данные изъяты> ФИО9
ДД.ММ.ГГГГ по окончании контрольной выгрузки судна
<данные изъяты> в результате проведения контрольно-проверочных мероприятий, после установления фактического количества выловленной, обработанной и доставленной в порт Мурманск рыбопродукции, добытой по разрешению №, выданному ББТУ Росрыболовства «РК им. М.И. Калинина», должностными лицами Пограничного управления было выявлено превышение допустимого <данные изъяты>% отклонения от предварительно заявленного капитаном судна веса рыбопродукции, находящейся на борту, в большую сторону по пикше на <данные изъяты>%, что составляет <данные изъяты> кг нетто в продукции (<данные изъяты> кг в сырце).
Так, капитаном судна <данные изъяты> к выгрузке было заявлено пикши – <данные изъяты> кг (<данные изъяты> кг в сырце), а фактически было выгружено – <данные изъяты> кг (<данные изъяты> кг в сырце).
Данный факт подтверждается актом регистрации объемов добычи (вылова) при выгрузке в порту ДД.ММ.ГГГГ, генеральным актом от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями технолога ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту за нарушение требований пункта 14.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30.10.2014 № 414, специалистом по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления в отношении юридического лица «РК им. М.И. Калинина» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлено, что в соответствии с приказом о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ № и трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ капитан судна ФИО9, на момент совершения административного правонарушения, являлся работником «РК им. М.И. Калинина» и состоял в должности капитана судна <данные изъяты> то есть, действовал от имени и в интересах работодателя.
Обязанность лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, соблюдать правила вылова (добычи) водных биоресурсов подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности.
Невыполнение лицами, осуществляющими добычу (вылов) биоресурсов влечет административную ответственность.
Таким образом, «РК им. М.И. Калинина», являясь собственником судна на праве общей долевой собственности (доля <данные изъяты>%) и пользователем водных биоресурсов, на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного ББТУ Росрыболовства, при осуществлении промышленного рыболовства посредством судна <данные изъяты> в ИЭЗ РФ Баренцева моря в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нарушил, то есть не обеспечил, не принял все зависящие от него меры для соблюдения капитаном судна требований, установленных пунктом 14.3 Правил рыболовства, а именно: имел на борту судна неучтенную в промысловом и технологическом журналах рыбопродукцию, а также превысил допустимое <данные изъяты>% отклонение при выгрузке в большую сторону на <данные изъяты> % по пикше.
Факт совершения «РК им. М.И. Калинина» административного правонарушения и вина подтверждаются исследованными материалами дела.
Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом вина юридического лица является характеристикой объективной стороны совершенного административного правонарушения. Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц (работников), которые в силу закона, трудового договора, учредительных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица.
«РК им. М.И. Калинина», являясь работодателем капитана ФИО9, и судовладельцем судна <данные изъяты>, обладая всеми организационно-распорядительными функциями и полномочиями по отношению к деятельности судна, было обязано обеспечить соблюдение им законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Собранные по данному делу доказательства оценены должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и им дана надлежащая оценка.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу статьи 2,9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение, согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлено, размер административного штрафа назначен в пределах санкции ч.2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях в минимальном размере.
При таких обстоятельствах, нахожу постановление законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░
№ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ «░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 8.17 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. –
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░