Дело № 2-160/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2015 г. с.Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе судьи Аликиной И.А., при секретаре судебного заседания Капустиной Е.М.,
с участием истца Агафоновой Л.А.,
заместителя прокурора Частинского района Макаренкова А.Н.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые гражданское дело по иску Агафоновой <данные изъяты> к Сергиенко <данные изъяты> о выселении,
установил:
Истец Агафонова Л.А. обратилась в суд с требованием к ответчику Сергиенко С.В. о выселении из жилого помещения, мотивировав свое требование тем, что истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Ответчик Сергиенко С.В., дочь истца, зарегистрирована в указанной квартире. В ДД.ММ.ГГГГ ответчик вышла замуж и выехала из квартиры, перестала быть членом семьи истца. В ДД.ММ.ГГГГ ответчик попросила истца временно разрешить ей пожить у истца. Совместного хозяйства истец и ответчик не ведут, продукты питания покупают отдельно, расходы на содержание квартиры несет только истец. Ответчик не работает, коммунальные услуги не оплачивает. Совместное проживание истца и ответчика стало невозможным, поскольку Сергиенко С.В. злоупотребляет спиртными напитками, часто устраивает в отношении истца скандалы, выгоняет истца из дома, оскорбляет нецензурной бранью, нарушает спокойствие истца в ночное время. Истец неоднократно обращалась в полицию с жалобами на ответчика. Ответчик систематически нарушает права истца.
В судебном заседании истец Агафонова Л.А. настаивала на заявленных требованиях, поддержала ранее данные объяснения о том, что спорная квартира была приватизирована в ДД.ММ.ГГГГ, собственниками квартиры были истец и её муж, ответчик тогда была несовершеннолетней, но в приватизации не участвовала. После смерти мужа его часть квартиры перешла по наследству их детям, в том числе ответчику. Затем дети оформили договор дарения на имя истца. Теперь истец является единственным собственником квартиры. Ответчик нарушает спокойствие истца, устраивает скандалы, не дает спать по ночам, от этого у истца болит сердце, поднимается давление. Также ответчик портит принадлежащие истцу вещи, пинала телевизор, уничтожает комнатные растения, выбивала стекла в окнах. Ответчик в доме истца часто не ночует, иногда приходит ночью, не дает истцу спать.
Ответчик Сергиенко С.В. в судебное заседание не явилась, извещена,отказалась от получения документов из суда, возражений по иску не представила (л.д. 30).
Заместитель прокурора Частинского района Макаренков А.Н. в своем заключении указал о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку проживание истца с ответчиком невозможно, ответчик чинит препятствия спокойной жизни истца.
Выслушав истца, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Никто не вправе ограничивать гарантированные Конституцией РФ права собственников владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим недвижимым имуществом.
В силу положений ст. 288 Гражданского кодекса РФ и ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и(или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственниками в качестве членов своей семьи.
В силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его.
По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Указанное означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Статьей 35 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими федеральными законами или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить жилое помещение. Если не освобождает его - подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>, это следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5). Основанием регистрации права собственности послужил договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
Из договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Сергиенко С.В., ФИО6 и ФИО7, являвшиеся собственниками квартиры по адресу: <адрес> по 1/3 доле каждый на основании свидетельств о праве на наследство по закону, заключили с истцом Агафоновой Л.А. (их матерью) договор дарения указанной квартиры, в договоре указано, что на момент дарения в квартире проживают и зарегистрированы ФИО6, ФИО8, ФИО9, Сергиенко С.В., Агафонова Л.А. (л.д. 42-43). Порядок пользования квартирой договором не предусмотрен.
Установлено, что в настоящее время в квартире кроме истца проживает Сергиенко С.В. (л.д. 7).
Истцом представлен ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому исполнительным комитетом районного совета народных депутатов супругу истца ФИО10 на семью из 5 человек (ФИО10, жена Агафонова Л.А., дочь Светлана, сын <данные изъяты>, дочь <данные изъяты>) была предоставлена квартира по адресу: <адрес> (л.д. 33-34).
Также истцом представлен договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, согласно которому количество членов семьи, приватизирующих квартиру - 2, ФИО10 и Агафонова Л.А. (л.д. 35). ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО10 выдано регистрационное удостоверение о праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 36).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в полицию с заявлением о том, что дочь Сергиенко С.В. употребляет спиртное и выражается в её адрес нецензурной бранью. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в полицию с заявлениями о том, что Сергиенко С.В. в её квартире в состоянии алкогольного опьянения устроила в отношении неё скандал (л.д. 6, 41).
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Частинского района в отношении Сергиенко С.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ по факту того, что Сергиенко С.В. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> оскорбила Агафонову Л.А. неприличными словами (л.д.40).
Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко С.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> оскорбила Агафонову Л.А. неприличными словами, выраженными в нецензурной форме, оскорбляющими и унижающими честь и достоинство личности (л.д. 39).
Из разъяснений содержащиеся в п. п. 11 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации", указано, что по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. По смыслу ч. ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Таким образом, установлено, что ответчик создает препятствия истцу в пользовании жилым помещением, нарушает права истца, постоянно устраивает скандалы, что негативно сказывается на здоровье истца. Ответчик оскорбляет истца, за что привлекалась к административной ответственности, портит принадлежащие истцу вещи.
Ответчик, подарив свою долю спорной квартиры истцу, распорядилась своим имуществом по своему усмотрению. При заключении договора дарения порядок пользования квартирой сторонами не определен.
С момента достижения ответчиком совершеннолетия в 1994 году договор приватизации квартиры ответчиком не оспаривался, то есть она была согласна с тем, что квартира не была передана в её собственность.
Кроме того, в ордере на жилое помещение, договоре приватизации адрес квартиры указан как <адрес>. Обстоятельств, что именно эта квартира в настоящее время имеет адрес <адрес>, что имело место изменение адреса, судом не установлено.
Суд учитывает, что после приобретения прав на спорную квартиру в порядке наследования ответчик не пожелала воспользоваться правом на жилое помещение, подарила свою долю матери.
Таким образом, суд исходит из того, что единственным собственником спорной квартиры является истец на основании договора дарения.
Проживая фактически в одном жилом помещении, истец и ответчик не ведут общего хозяйства, между ними отсутствует взаимная поддержка, более того, отношения между ними носят конфликтный характер, что указывает на то, что семейные отношения между ответчиком и собственником жилого помещения прекращены, собственник возражает против дальнейшего проживания ответчика в принадлежащем ей помещении.
При данных обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами права, учитывая, что ответчик является бывшим членом семьи собственника спорной квартиры, соглашение между сторонами относительно пользования спорной квартирой отсутствует, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что у ответчика в настоящее время имеется иное жилье для проживания.
Из разъяснений, содержащихся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 следует, что при рассмотрении иска собственника жилого помещения к бывшему члену семьи о прекращении права пользования жилым помещением и выселении суду в случае возражения ответчика против удовлетворения иска в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения надлежит исходя из положений части 4 статьи 31 ЖК РФ решить вопрос о возможности сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением на определенный срок независимо от предъявления им встречного иска об этом.
Исходя из приведенной нормы материального права, разъяснений Верховного суда, принципа разумности и справедливости, обстоятельств дела и других заслуживающих внимания обстоятельств, суд считает возможным сохранить за ответчиком право пользования жилым помещением на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░