УИД 11RS0012-01-2024-000945-70 Дело №5-116/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Объячево Республика Коми 13 ноября 2024 года
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Ларин Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Республика Коми, Прилузский район, село Объячево, улица Мира, дом 72, дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Администрации муниципального района «Прилузский» (далее – АМР «Прилузский»), юридический адрес: 168130, Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, ул. Мира, д. 76, ИНН 1112003570, КПП 111201001, ОГРН 1021101006981,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Специализированным отделением судебных приставов по Республике Коми Главного межрегионального специализированного УФССП России в суд предоставлен административный материал о привлечении АМР «Прилузский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Согласно протоколу №-АП об административном правонарушении от 23.10.2024, составленным судебным приставом-исполнителем Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми Главного межрегионального специализированного УФССП России ФИО2 в связи с неисполнением требования судебного пристава-исполнителя от 18.06.2024, полученное должником 21.06.2024, об исполнении до 16.08.2024 решения Прилузского районного суда Республики Коми от 06.12.2018, в действиях АМР «Прилузский» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Специализированное отделение судебных приставов по Республике Коми Главного межрегионального специализированного УФССП России, надлежаще извещенное о дате и времени рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не представило.
Защитник АМР «Прилузский» Пименов М.А. возражал о привлечения юридического лица к административной ответственности. Указал на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку АМР «Прилузский» принимает все зависящие от неё меры для исполнения решения суда. Осуществление работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд проводится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с чем для ликвидации несанкционированной свалки и последующей рекультивации земельного участка требуется обязательное наличие проектно-сметной документации. АМР «Прилузский» 4 раза объявляло аукционы на определение поставщика, однако аукционы признавались не состоявшимися ввиду отсутствия участников. Необходимого финансирование на указанные цели отсутствует, в мае 2024 года обращались в Совет муниципального района о выделении бюджетных ассигнований, однако решением Совета в выделении бюджетных ассигнований было отказано. Также в 2020, 2021 и 2022 обращались в органы исполнительной власти о выделении дотаций (субсидий) на исполнение решений суда, однако вопрос о выделении средств не был решен. Помимо этого, согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 30.05.2023 №27-П неисполнение судебного решения по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ соответствующего финансирования или справедливого софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основаниям для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной КоАП РФ. АМР «Прилузский» не может единолично, без содействия органов исполнительной власти решить вопрос о ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, в связи с дефицитом местного бюджета. Таким образом, АМР «Прилузский» принимает все зависящие от него меры для решения вопроса по ликвидации несанкционированной свалки. На основании вышеизложенного, на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ просит прекратить производство по делу. В случае, если суд примет решение о виновности юридического лица в правонарушении, просит переквалифицировать действия юридического лица на ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ.
Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, документы, представленные защитником юридического лица, выслушав пояснения защитника юридического лица, прихожу к следующему.
Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закон об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Невыполнение законных требований судебного-пристава исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения; при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Согласно статье 113 Закона об исполнительном производстве в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы направлены на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
При этом исполнительный документ – это документ, являющийся основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения судебным приставом-исполнителем действий по принудительному исполнению судебных решений, а также актов других органов.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Материалами дела установлено, что решением Прилузского районного суда Республики Коми по делу № от 06.12.2018, вступившим в законную силу 31.01.2019, на АМР «Прилузский» возложена обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на территории МО СП «Слудка» (с. Слудка) в пределах координат N59?23?38,3? E49?41?51,9?, N59?23?38,9? E49?41?52,4?, N59?23?39,7? E49?41?46,5?, N59?23?39,1? E49?41?46,0?, в срок до 01.07.2022.
На основании указанного решения суда выдан исполнительный документ – исполнительный лист № от 14.02.2019.
08.08.2022 на основании вышеуказанного исполнительного листа в ОСП по Прилузскому району УФССП России по Республике Коми в отношении АМР «Прилузский» возбуждено исполнительное производство №-ИП (№-ИП) в пользу Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику АМР «Прилузский».
В рамках исполнительного производства с должника 29.09.2022 взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
30.05.2023 должностным лицом службы судебных приставов вынесено постановление о признании юридического лица виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, по факту неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
18.06.2024 должностным лицом службы судебных приставов вынесено постановление о признании юридического лица виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, по факту неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
21.06.2024 должником получено постановление от 18.06.2024 судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения судебного решения в срок до 16.08.2024.
Между тем, после привлечение должника к административной ответственности по части 1 и 2 статьи 17.15 КоАП РФ, требования исполнительного документа в срок, установленный в требовании, им вновь не исполнены.
Таким образом, АМР «Прилузский» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ – неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера (требование судебного пристава-исполнителя от 18.06.2024), связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения в срок до 16.08.2024, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа судебному приставу-исполнителю должник не представил, исполнение решения суда не отсрочено и не приостановлено.
В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ, в связи с выявлением 23.10.2024 факта совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ судебным приставом-исполнителем вынесен протокол №АП об административном правонарушении в отношении АМР «Прилузский» в связи с неисполнением требования судебного пристава-исполнителя от 18.06.2024 об исполнении до 16.08.2024 решения Прилузского районного суда Республики Коми от 06.12.2018.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Объектом правонарушения по части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает бездействия лица, выразившиеся в неисполнении требований исполнительного документа, при этом а) требования исполнительного документа должны носить неимущественный характер; б) должником должен быть нарушен срок исполнения требований исполнительного документа, установленный судебным приставом-исполнителем; в) установлению судебным приставом-исполнителем срока исполнения требований исполнительного документа должно предшествовать постановление о наложении административного штрафа.
Под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника совершать определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Деяние, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, образует объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения.
Вина АМР «Прилузский» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении, актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 23.10.2024, исполнительным листом ФС № от 14.02.2019, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 08.08.2022, постановлением о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 29.09.2022, сведениями АМР «Прилузский» от 12.05.2023, постановлением должностного лица о привлечении к административной ответственности АМР «Прилузский» по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ от 30.05.2023, решением Прилузского районного суда Республики Коми от 21.06.2023, сведениями АМР «Прилузский» от 29.05.2024 с приложениями, постановлением должностного лица о привлечении к административной ответственности АМР «Прилузский» по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ от 18.06.2024, постановлением о назначении нового срока исполнения от 18.06.2024, сведениями АМР «Прилузский» от 28.06.2024, ответами на требование от 29.07.2024 и от 16.10.2024, и иными материалами дела.
Указанные доказательства допустимы, относятся к настоящему административному делу и всей совокупностью достаточны для вывода о наличии в действиях АМР «Прилузский» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АМР «Прилузский» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Сведения о наличии обстоятельства, объективно препятствующих АМР «Прилузский» исполнить решение Прилузского районного суда Республики Коми от 06.12.2018, в материалах дела не представлено.
Установленный судебным приставом-исполнителем срок являлся разумным и позволял исполнить в данный срок требования исполнительного документа. Представленные в подтверждение доводов защитника юридического лица документы не свидетельствуют о принятии названным юридическим лицом своевременных и достаточных мер для исполнения конкретного судебного акта, который фактически не исполняется длительный период времени, при том, что способ и порядок его исполнения не изменялись, отсрочка исполнения требований исполнительного документа должнику не предоставлялась.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.
Ссылка защитника юридического лица на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 №27-П, не является основанием для освобождения АМР «Прилузский» от административной ответственности, поскольку имеется вступившее в законную силу, и не отмененное в установленном порядке решение суда, в отношении которого действует положение ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, согласно которому, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 3 ст. 13 ГПК РФ).
В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 №27-П, АМР «Прилузский» не лишена права, в случае полного исполнения за счет бюджета муниципального образования судебного решения, на возмещение части расходов, фактически понесенных ею на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора) из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации.
Помимо этого вышеуказанное постановление принято Конституционным Судом Российской Федерации в рамках конкретных дел.
Доводы защитника юридического лица об отсутствии у АМР «Прилузский» возможности исполнить решение суда по причине недостаточности средств в бюджете подлежат отклонению. Недостаточное финансирование (отсутствие средств в бюджете АМР «Прилузский»), само по себе, не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Возложенная на АМР «Прилузский» обязанности по ликвидации несанкционированной свалки не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Обращения АМР «Прилузский» в исполнительные органы Республики Коми о рассмотрении вопроса о выделении дотаций (субсидий) на исполнение решений суда, вступивших в законную силу, не являются основанием для применения положений о прекращении производства по делу, на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Доводы защитника АМР «Прилузский» о проведении закупок, на основании ФЗ №44, об объявлении аукционов на определение поставщиков для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации, признанные несостоявшимися по причине отсутствия участников, не свидетельствуют об отсутствии вины АМР «Прилузский» в совершении административного правонарушения, поскольку они не привели к исполнению решения суда, вступившего в законную силу, в установленный срок, и не освобождают администрацию от административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Ссылка защитника юридического лица на иные решения судов по факту прекращения производств по делу об административных правонарушений, предусмотренных ч. 2.1 ст.17.15 КоАП РФ, принятые при иных фактических обстоятельствах, не подтверждают обоснованность доводов защитника юридического лица.
Таким образом, действия юридического лица АМР «Прилузский» подлежат квалификации по части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ и вопреки доводам защитника юридического лица не подлежат квалификации по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами данного Кодекса.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, сферу его деятельности, а также конкретные обстоятельства дела.
На основании ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая, что юридическое лицо совершило правонарушение в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обсуждая вопрос о наказании, подлежащим назначению, с учетом обстоятельств совершенного правонарушения, суд полагает необходимым для достижения установленных законом целей административного наказания, назначить наказание в виде административного штрафа.
Учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно-значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, в целях исключения избыточного ограничения его прав, суд полагает возможным назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Основания для назначения АМР «Прилузский» наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
Суд полагает, что мера ответственности в виде административного штрафа соразмерна предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 и 29.9 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23.1 и статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Признать Администрацию муниципального района «Прилузский» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Реквизиты перечисления суммы административного штрафа: ИНН 9703098444, КПП110145001, казначейский счет №03212643000000010700, номер единого казначейского счета №40102810245370000074, БИК 018702501 в Отделение-НБ Республика Коми Банка России//УФК по Республике Коми г. Сыктывкар, л/с05071G23970 в Управлении Федерального казначейства по Республике Коми, ОКТМО 87701000 КБК32211601171019000140, УИН 32298011240002184017 (протокол об административном правонарушении №2184/24/98011-АП от 23.10.2024 в отношении Администрации муниципального района «Прилузский»).
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечении срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
Квитанцию об уплате штрафа представить в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу в Прилузский районный суд Республики Коми.
При неуплате административного штрафа в срок, на основании ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ сумма штрафа будет взыскана в принудительном порядке, а также может быть возбуждено новое административное производство по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления. Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья Е.А. Ларин