Дело № 12-583/2024
УИД 41RS0001-01-2024-010007-71
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, 6
РЕШЕНИЕ
«06» ноября 2024 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Глухих Е.Ю., рассмотрев жалобу защитника Айкашевой Г.В. на постановление заместителя начальника – начальника ЦЛРР Росгвардии по Камчатскому краю от 12 сентября 2024 года, вынесенное в отношении публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» по делу № 41ОГК042120924000008 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 36 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника – начальника ЦЛРР Росгвардии по Камчатскому краю (далее – должностное лицо) от 12 сентября 2024 года, вынесенным по делу № 41ОГК042120924000008, публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 36 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Айкашева Г.В., действующая на основании доверенности от 1 января 2022 года № КЭ-18-18-22/282Д, обратилась в суд с жалобой, в которой просила его отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылалась на то, что исходя из действующего правового регулирования в совокупности с комплексом прописанных в паспорте безопасности станции ТЭЦ-2 мероприятий необходимость в обеспечении ручным управлением аппаратурой освещения из помещения охраны распределительного щита, который расположен на участке бывшего поста № 4, отсутствует.
Защитник Айкашев Г.В. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям. Полагала, что в силу пунктов 4, 5 утвержденных постановлением Правительства РФ 3 августа 2024 года № 1046 Требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса состав инженерно-технических средств охраны указывается в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, а требования к системам инженерно-технических средств охраны становятся обязательными для субъектов топливно-энергетического комплекса после принятия соответствующего решения комиссией по категорированию. Утвержденный в 2022 году паспорт не содержит требований об обеспечении ручным управлением аппаратурой освещения из помещения охраны. В настоящее время в связи со вступившими изменениями проводится работа по актуализации паспорта безопасности.
Защитник Бондарь А.Ю., действующий на основании доверенности от 1 января 2022 года № КЭ-18-18-22/278Д, жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, дополнений не привел.
Законный представитель Общества о времени и месте рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явился, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена без его участия.
Начальник отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Камчатскому краю Заря Е.В. при рассмотрении жалобы подтвердила выявленный в результате проверки факт неисполнения выданного ПАО «Камчатскэнерго» предписания, которым Общество, эксплуатирующее станцию ТЭЦ-2, было обязано в срок до 5 августа 2024 года обеспечить ручным управлением аппаратурой освещения из помещения охраны распределительного щита, который расположен на участке бывшего поста № 4. Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458дсп и нарушение которых послужило основанием выдачи Обществу предписания, к моменту срока его исполнения утратили силу в связи с утверждением постановлением Правительства РФ 3 августа 2024 года № 1046дсп Требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, в силу которых требования к системе охранного освещения, которая должна обеспечивать управление осветительными приборами системы охранного освещения, в том числе дополнительного, из помещения пункта централизованной охраны и (или) поста охраны объекта топливно-энергетического комплекса (подп. «б» п. 126), соответствуют требованиям, существовавшим на день выдачи Обществу предписания. Предписание в указанной части подлежало выполнению юридическим лицом, поскольку соответствующая обязанность принятием нового нормативного акта, определяющего требования в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, не была исключена. Также пояснила, что паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса в силу положений ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» является информационно-аналитическим документом, в котором отражаются характеристика объекта, возможные социально-экономические последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации, в связи с чем отражение в действующем паспорте безопасности объекта от 2022 года определенных параметров инженерно-технических средств охраны само по себе не свидетельствует об их соответствии установленным требованиям, нарушение которых было зафиксировано в результате проверки в 2022 году и послужило основанием для выдачи юридическому лицу предписания.
Выслушав защитника Айкашеву Г.В., опросив Заря Е.В., проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, ознакомившись с содержанием представленных в судебном заседании на обозрение судье Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458дсп) и Требованиями обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (утв. постановлением Правительства РФ 3 августа 2024 года № 1046дсп), прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 36 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности.
Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ч. 36 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в неисполнении в установленный срок предписания как самостоятельного ненормативного правового акта.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ).
В силу п. 9 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ к объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты теплоснабжения и газоснабжения.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - это состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта.
Статьей 6 Федерального закона 256-ФЗ установлено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 256-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК).
В целях реализации положений названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458дсп были утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее – Правила № 458), которыми были предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Согласно представленным материалам дела, в соответствии с п. 6 плана проведения плановых проверок объектов ТЭК на 2022 год в отношении ПАО «Камчатскэнерго» с 8 ноября 2022 года по 5 декабря 2022 года проводилась плановая выездная проверка с целью проверки законодательства в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса «Станция ТЭЦ-2», в ходе которой были выявлены нарушения Правил (л.д. 20-24).
По результатам проведения указанной проверки ПАО «Камчатскэнерго» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 5 декабря 2022 года № 870/9-62-41-2022 (ОГК), согласно которому Обществу было предписано в срок до 5 октября 2023 года устранить указанные в предписании нарушения, в том числе в соответствии с подп. «г» п. 255 Правил обеспечить ручным управлением аппаратурой освещения из помещения охраны распределительного щита, который расположен на участке бывшего поста № 4 (пункт 1 предписания). Указанное предписание получено ПАО «Камчатскэнерго» в день его подписания (л.д. 25-26).
В материалах дела представлено письмо начальника Управления Росгвардии по Камчатскому краю от 22 сентября 2023 года № 870/9-2861, согласно которому с учетом выполненных на объекте ТЭК «Станция ТЭЦ-2» работ и объема предстоящих работ, указанных в проектной документации тома № 5.1.2 с шифром 88000-2023/ДИ-ИОС 1.2, срок исполнения предписания от 5 декабря 2022 года № 870/9-62-41-2022 (ОГК) был продлен до 5 августа 2024 года (л.д. 27-28).
На основании распоряжения Управления Росгвардии по Камчатскому краю от 23 июля 2024 года № 50-Рп в отношении ПАО «Камчатскэнерго» с целью проверки исполнения предписания от 5 декабря 2022 года № 870/9-62-41-2022 (ОГК) была проведена внеплановая проверка (л.д. 9), по итогам которой 4 сентября 2024 года был составлен акт выездной проверки, в котором отражено, что пункт 1 указанного предписания в части обеспечения ручным управлением аппаратурой освещения из помещения охраны распределительного щита, который расположен на участке бывшего поста № 4, не исполнен (л.д. 5-8).
В связи с неисполнением в установленный срок предписания 4 сентября 2024 года инспектором по особым поручениям отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Камчатскому краю Прысь А.В. в отношении ПАО «Камчатскэнерго» был составлен протокол № 41ОГК042040924000008 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 36 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 1-4).
Постановлением должностного лица от 12 сентября 2024 года ПАО «Камчатскэнерго» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 36 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 69-72).
Приведенные в постановлении должностного лица обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, и виновность ПАО «Камчатскэнерго» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 36 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу и исследованными должностным лицом при его рассмотрении доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 4 сентября 2024 года № 41ОГК042040924000008, предписанием от 5 декабря 2022 года № 870/9-62-41-2022 (ОГК), актом проверки от 4 сентября 2024 года № 870/9-13-41-2024, а также иными материалами дела.
Представленные доказательства виновности ПАО «Камчатскэнерго» являются допустимыми, так как они получены в соответствии с требованиями закона, сомнений в своей достоверности не вызывают, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Вопреки доводам поступившей в суд жалобы, определение круга доказательств, их содержание, анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.2, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о виновности ПАО «Камчатскэнерго» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 36 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Мотивы, по которым должностное лицо пришло к данному выводу, подробно изложены в обжалуемом постановлении, оснований не согласиться с ними не усматриваю. Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства дела.
Предписание от 5 декабря 2022 года № 870/9-62-41-2022 (ОГК) выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, поскольку содержит подробное описание самих нарушений требований законодательства, указания на нормы права, нарушенные ПАО «Камчатскэнерго» (Правил № 458).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ПАО «Камчатскэнерго», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 36 ст. 19.5 указанного Кодекса.
Доводы жалобы защитника о том, что Правила № 458 утратили силу 3 августа 2024 года в связи с утверждением постановлением Правительства РФ 3 августа 2024 года № 1046дсп Требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее – Требования № 1046), не могут повлечь отмену вынесенного по делу постановления, поскольку в силу положений Требований № 1046, действовавших на момент истечения срока исполнения выданного Обществу предписания, система охранного освещения должна обеспечивать управление осветительными приборами системы охранного освещения, в том числе дополнительного, из помещения пункта централизованной охраны и (или) поста охраны объекта топливно-энергетического комплекса (подп. «б» п. 126), что соответствует требованиям, существовавшим на день выдачи предписания (подп. «г» п. 255 Правил № 458), в связи с чем предписание в указанной части подлежало выполнению юридическим лицом, поскольку соответствующая обязанность принятием нового нормативного акта, определяющего требования в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, не исключена.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные социально-экономические последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
Отражение в паспорте безопасности объекта, утвержденного в 2022 году (л.м. 15-19), являющемся информационно-аналитическим документом, определенных параметров инженерно-технических средств охраны само по себе не свидетельствует об их соответствии установленным требованиям, нарушение которых было выявлено в результате проверки в 2022 году, что послужило основанием для выдачи юридическому лицу предписания, а доводы защитника о том, что требования к системам инженерно-технических средств охраны становятся обязательными для субъектов топливно-энергетического комплекса только после принятия соответствующего решения комиссией по категорированию, нельзя признать состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства, в силу которого требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, определяемые Правительством Российской Федерации, являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса и их императивность не зависит от включения соответствующих параметров инженерно-технических средств охраны в паспорт безопасности объекта, такое условие возникновения обязанности по обеспечению определенных параметров для субъекта ТЭК не предусмотрено (часть 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ).
Иных доводов, влекущих отмену или изменение вынесенного по делу постановления, в жалобе не содержится, не приведено таковых и при ее рассмотрении.
Административное наказание ПАО «Камчатскэнерго» назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 36 ст. 19.5 названного Кодекса, за фактически содеянное, в связи с чем является справедливым.
При проверке дела в полном объеме существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело должностным лицом, не установлено, в связи с чем жалоба защитника Айкашевой Г.В. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника – начальника ЦЛРР Росгвардии по Камчатскому краю от 12 сентября 2024 года по делу № 41ОГК042120924000008 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 36 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» оставить без изменения, а жалобу защитника Айкашевой Г.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения либо получения его копии.
Судья подпись Т.Н. Лошаков