33-4407/2023
№ 2-290/2023
Судья Рожкова И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 27 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Бузмаковой О.В.
судей Безматерных О.В., Цыбиной И.Н.
при секретаре Зайцевой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова Андрея Никитовича к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Власова Андрея Никитовича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17.01.2023,
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., пояснения представителя истца Шестакова С.Л., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Власов А.Н. обратился в суд с иском к администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированное жилое помещение с включением в указанный договор в качестве членов семьи Власовой Н.А. и Власова Д.А., *** г.р., отдельное жилое помещение в границах г.Перми, благоустроенное применительно к условиям г.Перми, общей площадью не менее 45,0 кв.м (л.д. 5-6).
В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 1978 года по 1986 год истец находился в ГКОУ «Санаторный детский дом № 1» г.Перми, выпущен из ГКОУ «Санаторный детский дом № 1» в 1986 году, в связи с зачислением на обучение в ***, которое окончил в 1989 году. При выпуске из детского дома и до достижения возраста 23 года в установленном порядке не поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилом помещении, не включен в список и не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением. Жилых помещений на праве собственности истец не имеет. Семья истца состоит из трех человек: жены Власовой Н.А. и несовершеннолетнего сына Власова Д.А., *** г.р.
Определением судьи от 04.10.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление жилищных отношений администрации г.Перми (л.д. 1).
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 17.01.2023 исковые требования Власова Андрея Никитовича о предоставлении жилого помещения оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Власов А.Н. просит решение Ленинского районного суда г. Перми от 17.01.2023 отменить, указывая, что в силу п. 9 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ним после достижения возраста 23 лет, до фактического обеспечения жилым помещением. Кроме того, истец считает, что прохождение им службы в армии, после достижения совершеннолетия, является уважительной причиной, препятствовавшей обращению истца для постановки на учет.
Представитель истца в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, пояснил, что достижение двадцатитрехлетнего возраста не лишает истца права на получение жилого помещения. Власов 2 года служил в армии, это является уважительной причиной. Сведений о причинах, в связи с которыми истец не обратился для постановки на учет в качестве нуждающегося после службы в армии, не имеет.
В суд апелляционной инстанции истец не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик – администрация города Перми и третье лицо – Управление жилищных отношений администрации города Перми в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, направили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно п.п. 2 п. 1 ч. 4 ст. 8 приведенного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.
Аналогичные положения приведены в ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятого Законодательным Собранием Пермской области 29.12.2004, которым предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Из вышеизложенного следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа таких детей до достижения ими возраста 23 лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, поскольку они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Власов А.Н., родился *** г. в г.Перми, матерью истца является Власова Н.И., отцом – Власов Н.Ф., что подтверждается записью акта о рождении, свидетельством о рождении (л.д. 23, 34).
Решением Мотовилихинского районного суда Пермской области от 13.09.1977 г. Власова Н.И. лишена родительских прав, в том числе в отношении Власова А.Н. (л.д. 71).
Согласно архивной справке № 16765 от 18.12.2020, выданной ГКБУ «Государственный архив Пермского края», в документе архивного фонда р-478 «Отдел народного образования исполнительного комитета Пермского городского Совета народных депутатов (г.Пермь)» в алфавитной книге записи воспитанников детских домов города Перми, датированной 1971-1985 гг., под № 69 значится Власов А.Н., *** г.р.; дата поступления в детский дом 16.03.1978 года; наименование детского учреждения: детский дом № 1 (л.д. 10).
Также из материалов дела следует, что в период с 21.11.1978 г. по 31.08.1986г. Власов А.Н. воспитывался в государственном казенном оздоровительном образовательном учреждении Пермского края санаторного типа для детей сирот, нуждающихся в дополнительном лечении «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Перми, находился на полном государственном обеспечении и проживал по адресу: г.Пермь, ул. Капитана Пирожкова, д. 33; основание - путевка ГОРОНО № 238 1978 года; выпущен из учреждения 31.08.1986 года, в связи с зачислением на обучение в *** (л.д. 8 – справка); в период с 01.09.1989 г. по 26.05.1989 г. обучался в *** (л.д. 11); 17.06.1989 г. призван на действительную военную службу, 07.06.1991 г. приказом МО СССР № 135 от 27.03.1991 г. уволен (мобилизован) в запас (л.д. 93-97 – копия военного билета).
С 13.12.2005 г. и по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: г.Пермь, ул. **** (л.д. 33 оборот); данное жилое помещение принадлежит по 1/3 в праве собственности Власовой Н.А., С1. и С2. (л.д. 35-38, 57 оборот – 63).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 23.05.2022 г., Власову А.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону на праве собственности в период с 19.11.2011 по 10.01.2014 г. принадлежала 1/2 доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: **** (л.д. 56 оборот, 57).
25.12.2013 г. между Муниципальным образованием город Пермь (администрация) и Власовым А.Н., Саликовой М.Н. (собственники) заключен договор № ** (л.д. 90-91), по условиям которого на основании постановления администрации г.Перми от 05.12.2008 № 1170 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Перми из аварийного жилищного фонда» и распоряжения начальника управления жилищных отношений города Перми от 11.09.20123 г. № СЭД-11-01-05-83 «Об изъятии жилых помещений в доме № ** по ул. ****» администрация выкупает с согласия собственников в муниципальную собственность комнату в четырехкомнатной квартире общей площадью 19,9 кв.м, в том числе жилой площадью 14,9 кв.м, расположенную по адресу: ****.
В настоящее время недвижимое имущество, зарегистрированное на праве собственности за истцом, отсутствует, что подтверждается уведомлением регистрирующего органа, сообщением ГУП «ЦТИ» (л.д. 12, 13-14, 64 оборот, 65).
04.04.2022 Власов А.Н. обратился в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 32, 32 оборот – 33).
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 01.07.2022 №676 Власову А.Н. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду отсутствия права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения (л.д. 18).
Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет; по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право Власова А.Н. на получение жилья возникло с 24.03.1989, однако названное право истцом реализовано не было.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке, в том числе детям-сиротам), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан и лиц, которые относились к данной категории граждан и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец обратился 04.04.2023 – в возрасте 51 года.
Факт обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23 лет судом первой инстанции не установлен, указанный факт истцом не оспаривается.
Доказательства уважительности причин пропуска установленного действующим законодательством (Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ) срока постановки на учет в качестве нуждающегося истцом ни при обращении с заявлением, ни при обращении с иском в суд, не представлены, судом также не установлены.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку право на получение жилья истец начал реализовывать в возрасте старше 23 лет (51 год), на момент обращения в суд истец утратил статус лица, имеющего право на получение государственных гарантий по обеспечению жилым помещением как лица из числа детей-сирот, соответственно, не является субъектом отношений, регулируемых законодательством в области защиты прав детей-сирот.
Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в Федеральном законе № 159-ФЗ, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Власов А.Н. к числу таких лиц, не относится.
Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного выше Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
По достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В данном случае, достижение определенного законом возраста судом рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
В связи с этим оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в список и предоставлению истцу жилого помещения не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что право на обеспечение жилым помещением сохраняется за истцом до фактического обеспечения жилым помещением не основаны на законе.
Ссылка истца на прохождение службы в армии не свидетельствует о наличии уважительных причин, препятствовавших обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет, поскольку истец имел возможность обратиться с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по окончании службы в армии (1991 год) и до достижения возраста 23 лет (1994 год).
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии у истца объективных препятствий для реализации своих прав на жилое помещение в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, поскольку истцом утрачено такое право, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных процессуальным законом оснований к его отмене либо изменению (ст. 330 ГПК РФ) не имеется.
руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Власова Андрея Никитовича - без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Копия верна. Судья - О.В. Безматерных
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 мая 2023 года.