Решение по делу № 2-1157/2023 от 16.12.2022

                                                                                                          Дело № 2-1157/2023

УИД 44RS0001-01-2022-006531-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    02 марта 2023 года                 г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Шершневой М.А.,

при секретаре Кузнецовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуриной Марии Борисовны к УФНС России по Костромской области о взыскании сумм материального стимулирования, компенсации за нарушение сроков выплаты и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Гурина М.Б. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском. В обоснование заявленных требований указала, что являлась федеральным государственным гражданским служащим и проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России по Костромской области с <дата> по <дата>. В соответствии с Приказом ФНС России от <дата> Межрайонная ИФНС России по Костромской области с <дата> реорганизована путем присоединения к УФНС России по Костромской области. С <дата> по <дата> она проходила государственную гражданскую службу в УФНС России по <адрес> в должности главного специалиста – эксперта отдела кадров. <дата> и.о. руководителя Управления издан приказ «О материальном стимулировании работников Управления» за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Управления сверх установленного фонда оплаты труда за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенный на УФНС по Костромской области, повышение налогового администрирования, в соответствии с приложением, содержащим списки работников, в которые включена и Гурина М.Б. Согласно приложению к указанному приказу размер материального стимулирования истца составил 1000 руб., что подтверждается выпиской из приказа. Указанный приказ от <дата> не содержит указаний на снижение материального стимулирования определенным работникам. Вместе с тем, другим государственным гражданским служащим, замещающим аналогичную должность главного специалиста-эксперта и исполняющим аналогичные трудовые обязанности, премия была выплачена в размере, в среднем в 25-30 раз превышающем размер премии, выплаченной истцу. При этом, с какими-либо документами, являющимися основанием для снижения размера премии, ответчик истца не ознакомил, равно как и каких-либо нарушений (упущений), которые могли бы явиться основанием для снижения размера премии, не совершала, к дисциплинарной ответственности не привлекалась. Согласно приказам ответчика «О материальном стимулировании» от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> государственные гражданские служащие были премированы за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на управление. Указанные приказы свидетельствуют о том, что премии выплачивались за высокие результаты труда, выполнение особо важных и сложных заданий, выплата производилась систематически, а не разово. Премии на основании вышеуказанных приказов ответчиком выплачены примерно в таком же размере, в котором выплачены и сотрудникам, занимавшим должности аналогичные истца в отделе кадров. Полагает, что снижение размера премии, выплата которой производилась на основании приказа от <дата> , без законных на то оснований, не соответствует основным принципам правового регулирования трудовых отношений, отраженным в ст. 2 Трудового кодекса РФ: запрещение дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и является прямым и грубым нарушением трудовых прав истца. Несмотря на наличие у работодателя права по определению размера премии работникам оно не может быть произвольным, а должно быть обусловлено, прежде всего, качеством работы конкретного работника, его отношением к труду, вкладом в общую работу. Отклонение от указанного размера премии в меньшую сторону должно быть мотивировано. Установление размера премии без привязки к указанным обстоятельствам не соответствует основным принципам правового регулирования трудовых отношений. Документальные доказательства подтверждения того факта, что истец не выполнила условия премирования и результаты ее труда не соответствуют установленным в положении критериям, отсутствуют. Премия государственным гражданским служащим выплачивалась в виде материального стимулирования и произведена за счёт дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Управления сверх установленного фонда оплаты труда. Полагает, что имеет право на выплату размера дополнительного материального стимулирования в том же размере, что и сотрудники отдела кадров, замещающие должность, аналогичную её. Учитывая тот факт, что ответчиком систематически нарушались трудовые права истца на своевременную и в полном объеме оплату труда, связанные с невыплатой полагающегося ей денежного содержания за период её нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, что установлено вступившим в закону силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> , а также с выплатой не в полном объеме компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск ей причинены нравственные и моральные страдания, размер компенсации оценивает в сумме 30000 руб. Просит признать действия УФНС России по Костромской области, связанные с неполной выплатой материального стимулирования, согласно приказу от <дата> , неправомерными, обязать УФНС России по Костромской области произвести перерасчет сумм материального стимулирования и выплатить Гуриной М.Б. материальное стимулирование, согласно приказу от <дата> в полном объеме в соответствии с положением о премировании, взыскать с ответчика компенсацию за нарушение сроков выплаты материального стимулирования и компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.

Истец Гурина М.Б. в лице своего представителя по доверенности Виноградова И.А. в ходе рассмотрения дела уточняла требования в части расчета сумм материального стимулирования, в окончательном варианте просила взыскать с УФНС России по Костромской области выплаченные не в полном объеме согласно приказу Управления от <дата> суммы материального стимулирования в размере 37728 руб. 93 коп., проценты за нарушение работодателем установленного срока выплаты материального стимулирования по состоянию на <дата> в размере 11133 руб. 80 коп., компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.

Представитель ответчика Безобразова Т.В. исковые требования не признала, арифметическую правильность расчета заявленных к взысканию сумм с учетом уточнений не оспаривала. В отзыве на исковое заявление заместителя руководителя УФНС России по Костромской области Шуляк Н.С. указано, что Гурина М.Б. проходила государственную гражданскую службу в УФНС России по Костромской области в период с <дата> по <дата>. Состав денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок его исчисления определен в ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ, а также в Постановлении Правительства РФ от <дата> , которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. В соответствии с п. 2 ст. 50 указанного Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из оклада месячного денежного содержания гражданского служащего (состоящего из должностного оклада и оклада за классный чин) и дополнительных выплат. Исчерпывающий перечень указанных дополнительных выплат закреплен в п. 5 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ и в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. При этом для выплаты премий, согласно действующего законодательства, в бюджете Управления формируется два источника: фонд оплаты труда и дополнительные бюджетные ассигнования, сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих. Основание, размер и порядок выплаты премии, выплачиваемой из фонда оплаты труда регламентируется приложением к приказу УФНС России по Костромской области от <дата> «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим УФНС России по Костромской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим УФНС России по Костромской области, Положения об условиях выплаты работникам УФНС России по Костромской области, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи и Положения об условиях доплаты за совмещение должностей федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, УФНС России по Костромской области. Выплата премий по данному Положению производится на основании приказа Управления за определенный период, устанавливается в твердом (фиксированном) размере для всех государственных гражданских служащих, при этом в приказе отражается размер выплаты, а также основания для ее увеличения или уменьшения конкретно по каждому работнику. К другим выплатам, предусмотренным соответствующими федеральными законам и иными нормативными правовыми актам РФ, относятся выплаты материального стимулирования. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено осуществление выплат материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда. В ФНС предусмотрено два вида выплат материального стимулирования за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете сверх установленного фонда оплаты труда: о материальном стимулировании за определенный квартал в соответствии с решением комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России. Для выплаты данного материального стимулирования ФНС России направляет выписку из протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и Приложение № 1 к данному протоколу «Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России». Механизм является методикой расчета суммы материального стимулирования за определенный квартал; в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении на определенный год дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих. Для выплат материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда локальный нормативный акт в Управлении не предусмотрен, как следствие, методика расчета таких выплат отсутствует. Основанием для выплаты данных средств является приказ Управления, изданный на основании приказа ФНС России, в котором указан источник выплат, приложениями к нему являются предложения о премировании сотрудников конкретного отдела. При этом решение о выплате премии гражданским служащим, её конкретном размере принимается руководителем Управления на основании предложений заместителей руководителя Управления и начальников отдела. Истцу выплачивалась спорная сумма материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда. При этом данные суммы являются негарантированными и не установленными в фиксированном размере в сумме или проценте от суммы и не входят в фонд оплаты труда, определенные в налоговом органе, следовательно, выплата и определение размера спорных сумм является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. В данном случае отсутствовал сам по себе факт лишения премии или её снижения, поскольку размер определяемой премии не носил изначально фиксированного размера для конкретного государственного гражданского служащего. Управление не согласно с доводами заявителя о необоснованности приказа от <дата> . Приказ о материальном стимулировании работников Управления от <дата> издан для премирования государственных гражданских служащих за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда. Данный приказ не противоречит действующей системе оплаты труда, закрепленной ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ. При этом Управлением приняты во исполнение Постановления главного государственного санитарного врача по Костромской области «О проведении вакцинации против COVID-19 в Костромской области» от <дата> и от <дата> Приказ от <дата> «Об организации проведения профилактических прививок», Протокол заседания оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции от <дата> и от <дата> . Акт (постановление) главного санитарного врача издан в целях принятия мер по недопущению распространения указанной инфекции в коллективах на предприятиях соответствующего субъекта Российской Федерации в условиях сохранения рисков инфицирования и с учетом сложившейся в нем к моменту издания означенного акта санитарно-эпидемиологической обстановки. Руководитель Управления обязан исполнить распоряжения главного санитарного врача Костромской области, в котором указано, что необходимо пройти вакцинацию не менее 80% списочного состава сотрудников. Кроме того, исполнение указанных постановлений также возлагается и на истца, а медицинские отводы истцом не представлены. Следовательно, у представителя нанимателя имелись основания считать истца не исполнившей поручения руководителя. <дата> ФНС России территориальные налоговые органы направило выписку протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп. В п. 8 данного протокола указано: «в связи со значительным вкладов в работу по недопущению распространения коронавируса, принятия эффективных мер по обеспечению безопасности здоровья сотрудников налоговых органов и налогоплательщиков представить на утверждение Руководителю ФНС России предложение о пощрении путем присвоения по 5,5 баллов управлениям ФНС России по субъектам РФ и межрегиональным инспекциям ФНС России с долей сотрудников, прошедших полный курс вакцинации от COVID-19 в общей численности более 90%». Далее указан перечень налоговых органов, которым добавлены аналитические баллы, Управление Костромской области в данном списке отсутствует, что напрямую повлияло на уменьшение количества бюджетных ассигнований, полученных за 3 квартал 2021 года. Также ФНС России направлены показатели оценки эффективности деятельности территориальных органов ФФНС России за 2-4 кварталы 2021 года, где доведен показатель оценки эффективности «принятия противоковидных мер». Таким образом, ФНС России оценивая эффективность работы территориальных органов, учитывала проведение вакцинации среди сотрудников, что напрямую влияло на размер материального стимулирования. В настоящем случае, при принятии решения о размере дополнительного материального стимулирования, принято о внимание не исполнение Постановления главного государственного санитарного врача по Костромской области «О проведении вакцинации против COVID-19 в Костромской области» от <дата> , от <дата> , приказа УФНС России по Костромской области «Об организации проведения профилактических прививок» от <дата> , письма ФНС России от <дата> Так, в приказе Управления от <дата> указано, что в связи с сохраняющейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, работникам необходимо пройти вакцинацию до <дата>, либо предоставить медицинские документы, подтверждающие противопоказания к вакцинации или письменный отказ от вакцинации – в срок до <дата>. Гурина М.Б. ознакомлена с приказом <дата>, однако его не исполнила. В установленный срок документы не представлены, вакцинация не проведена. Кроме того, согласно разделу 9 должностного регламента в качестве показателя эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего оценивается своевременность и оперативность выполнения поручений. Исполнению поручения руководителя корреспондирует обязанность государственного гражданского служащего. В связи с неоднократным неисполнением распорядительных документов работодателя, а также влиянием факта вакцинации на показатель эффективности работы Управления в целом по профилактике распространения коронавирусной инфекции принято решение о премировании Гуриной М.Б. в размере 1000 руб. В своем заявлении Гурина М.Б. не представила доказательств нравственных переживаний. Причинение конкретных физических страданий заявителем также не указано и документально не подтверждено. При таких обстоятельствах взыскание морального вреда в пользу Гуриной М.Б. в размере 30000 руб. является необоснованным.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Гурина М.Б. в период с <дата> по <дата> замещала должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации на дату увольнения в должности старшего специалиста – эксперта.

Также установлено, что в период прохождения государственной гражданской службы истцу выплачивались премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда.

Так, материальное стимулирование было выплачено: в <дата> – 69072 руб., <дата> – 34536 руб., за <дата> – 28326 руб., за <дата> – 47727 руб., за <дата> – 27690 руб., за <дата> – 60973 руб., за <дата> – 7202 руб., за <дата> – 1000 руб.

Согласно доводам ответчика материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего.

Суд полагает, что данная позиция основана на неправильном толковании норм действующего законодательства в силу следующего.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ).

Частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).

Частью 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ №611 от 25.09.2007 "О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 №611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 №90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее также - Порядок).

Пункт 1 Порядка устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов (п. п. 3, 4 Порядка).

Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

В письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст. ст. 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 №238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 №90н. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 №34-КГ19-4).

В соответствии с абз. 8 подп. "р" п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 №601, с 2014 года Правительством РФ ежегодно принимаются решения о выделении федеральным государственным органам (в том числе ФНС России) дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> между ответчиком Управлением ФНС России по Костромской области и истцом Гуриной М.Б. был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в РФ в УФНС России по Костромской области в должности государственного налогового инспектора.

Согласно п. 9 служебного контракта от <дата> установлено денежное содержание Гуриной М.Б., которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы; ежемесячного денежного поощрения в размере одного месячного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Управления ФНС России по Костромской области, исполнения должностного регламента, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Пунктом 10 служебного контракта предусмотрено, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как пояснила представитель ответчика, в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении в 2021 году дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов Федеральная налоговая служба в соответствии с решением руководителя ФНС России довела в распоряжение руководителей Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации дополнительные бюджетные ассигнования с предоставлением права принять решение о направлении в 2021 году указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.

<дата> и.о. руководителя Управления ФНС России по Костромской области издан приказ "О материальном стимулировании работников Управления" за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Управления сверх установленного фонда оплаты труда за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Управление ФНС по Костромской области, повышение налогового администрирования, в соответствии с приложением, содержащим списки работников, в которые включена истец Гурина М.Б. Согласно приложению к приказу размер материального стимулирования истцу составил 1000 руб.

Из приказа Управления ФНС России по Костромской области от <дата> "О материальном стимулировании работников Управления" следует, что приказ не содержит указаний на снижение материального стимулирования определенным работникам, при этом другому работнику, замещающему должность федеральной государственной гражданской службы главный специалист – эксперт, материальное стимулирование определено в размере 38728 руб. 93 коп., тогда как размер материального стимулирования истцу определен в размере 1 000 руб.

Согласно письма Минфина России от <дата> выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по своей сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Истец ссылается на незаконное снижение в отношении её размера дополнительного материального стимулирования, полагая, что имеет право на получение средств материального стимулирования в том же размере, что и сотрудник их отдела на аналогичной должности.

В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

В рамках данного спора было установлено, что приказом Управления ФНС России по Костромской области от <дата> осуществлялось материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Управления ФНС за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Управления сверх установленного фонда оплаты труда за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Управление ФНС по Костромской области, повышение налогового администрирования.

Указанный приказ не содержит указаний на снижение материального стимулирования определенным работникам, при этом работникам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, в частности, сотруднику, занимающему аналогичную с истцом должность, материальное стимулирование определено в размере 38728 руб. 93 коп., размер материального стимулирования истцу определен в размере 1000 рублей.

Выплата за счет дополнительных бюджетных ассигнований производится в рамках прохождения истцом государственной гражданской службы, то есть выплата связана с трудовыми правоотношениями.

Ответчиком не представлено каких-либо документов, опровергающих утверждение истца о добросовестном, точном и своевременном исполнении своих обязанностей, доказательств обоснованности начисления Гуриной М.Б. дополнительного материального стимулирования в декабре 2021 года в размере 1000 рублей, в отличие от иного сотрудника, занимающего аналогичную должность, которому материальное стимулирование было начислено в размере 38728 руб. 93 коп.

То обстоятельство, что объем работ истца и сотрудника, занимающего аналогичную с ней должность в отделе, не являлся одинаковым и не может быть одинаково оценен, не является основанием для начисления истцу материального стимулирования в размере 1000 руб. при том, что иному сотруднику, также занимающему должность главного специалиста-эксперта отдела кадров, оно начислено в размере 38728 руб. 93 коп.

Из пояснений истца Гуриной М.Б. следует, что объем работы каждого сотрудника определяется начальником отдела в устной форме и является примерно одинаковым. Так, ФИО8 была произведена сверка денежного содержания 707 сотрудников, что расценивается начальником отдела как увеличение её нагрузки, вместе с тем, не учтено, что истец ранее заносила данные указанных 707 сотрудников в программу. Все показатели работы отделов входят в отчеты, на основании которых оценивается эффективность работы Управления субъекта.

Согласно возражениям на иск ответчика, определение размера материального стимулирования является правом, а не обязанностью работодателя. При принятии решения о размере премии, дополнительно принято во внимание неисполнение Гуриной М.Б. постановления главного государственного санитарного врача по Костромской области «О проведении вакцинации против COVID-19 в Костромской области» от <дата> , от <дата> , приказа УФНС России по Костромской области «Об организации проведения профилактических прививок» от <дата> . Согласно приказу от <дата> работниками необходимо пройти вакцинацию до <дата>, либо предоставить медицинские документы, подтверждающие противопоказания к вакцинации или письменный отказ от вакцинации в срок до <дата>. Гурина М.Б. ознакомлена с приказом <дата>, однако его не исполнила, также она ознакомлена с протоколом заседания оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции от <дата> и Постановлением главного государственного санитарного врача по Костромской области «О проведении вакцинации против COVID-19 в Костромской области» от <дата> , где указано о вакцинации до <дата>. Гурина М.Б. не вакцинировалась и не представила документы о медицинских противопоказаниях. Согласно разделу 9 должностного регламента в качестве показателя эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего оценивается своевременность и оперативность выполнения поручений. Исполнению поручения руководителя корреспондирует обязанность государственного гражданского служащего, закрепленная в п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона №79-ФЗ. В связи с неисполнением распорядительных документов работодателя принято решение о премирование работников в размере 1000 руб.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от <дата> решено: в связи со значительным вкладом в работу по недопущению распространения коронавируса, принятия эффективных мер по обеспечению безопасности здоровья сотрудников налоговых органов и налогоплательщиков представить на утверждение руководителю ФНС России предложение о поощрении путем присвоения по 5,5 баллов управления ФНС России по субъектам РФ и межрегиональным инспекциям с долей сотрудников, прошедших полный курс вакцинации от COVID-19 в общей численности более 90 %, среди налоговых органов Управление ФНС России по Костромской области отсутствует (п.8). В соответствии с Положением о Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России произвести распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих за 3 квартал 2021 года на основе результатов оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России за 3 квартал 2021 года (п.12)

Согласно пояснениям представителя ответчика вакцинация является одним из показателей оценки эффективности деятельности налоговых органов. Природа выплат денежных средств дополнительных бюджетных ассигнований носит один характер-средства, направляемые на материальное стимулирование государственных гражданских служащих за эффективную деятельность территориальных налоговых органов по направлениям, заданным ФНС России, источником данных выплат является федеральный бюджет.

Из отзыва ответчика следует, что существует две выплаты материального стимулирования за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете сверх установленного фонда оплаты труда: за определенный квартал в соответствии с решением комиссии ФНС по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, для выплаты которой ФНС России направляет выписку из протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и «Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России», который является методикой расчета суммы материального стимулирования за определенный квартал; в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении на определенный год дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, для выплат которых локальный нормативный акт в Управлении не предусмотрен, методика отсутствует. Основанием для второй выплаты является приказ Управления, в котором указан источник выплат, приложения к нему являются предложения о премировании сотрудников конкретного отдела. При этом решение о выплате премии, ее конкретном размере принимается руководителем Управления на основании предложений заместителей руководителя Управления и начальников отдела.

Согласно материалам дела, пояснением сторон, первая выплата материального стимулирования за определенный квартал в соответствии с решением комиссии ФНС по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России истцу выплачена в полном объеме.

Истец, не оспаривая выплату в полном объеме в декабре 2021 года средств материального стимулирования за 3 квартал 2021 года, считает незаконным снижение ей размера дополнительного материального стимулирования до размера 1000 рублей.

Ответчик обосновывает выплату материального стимулирования в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении на определенный год дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих истцам в размере 1000 рублей неоднократным неисполнением распорядительных документов о вакцинации.

Вместе с тем из наименования дополнительного материального стимулирования, очевидно, что при определении его размера работодатель не вправе действовать произвольно и дискриминационно в отношении отдельных работников, а обязан определять его исходя из показателей эффективности профессиональной служебной деятельности и личного вклада в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Управление ФНС по Костромской области, повышение налогового администрирования, конкретного сотрудника, что соответствует общим принципам определения заработной платы работника и недопущения ограничения в трудовых правах и свободах, в частности, в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, предусмотренным ст. ст. 3 и 132 ТК РФ.

Отказ от вакцинации от новой коронавирусной инфекции ни при каких обстоятельствах не мог послужить основанием для определения размера материального стимулирования, выплачиваемого за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Управление ФНС по Костромской области, повышение налогового администрирования, истцу в декабре 2021 года в размере 1000 рублей. Согласно расчетным листкам и справкам 2-НДФЛ за 2021 год, представленным истцом, предшествующие аналогичные выплаты были осуществлены Гуриной М.Б. в полном объеме.

Такое основание, как отказ от вакцинации или непредоставление документов о медотводе при определении размера премии, не согласуется с требованиями действующего законодательства РФ и является грубым нарушением со стороны работодателя.

Порядок обеспечения проведения вакцинации, учета процента вакцинированных, а также последствий немотивированного отказа сотрудников от вакцинации (последующего отстранения от работы сотрудников, отказавшихся от прохождения вакцинации), в достаточной мере изложены в разъяснениях Роспотребнадзора и Минтруда РФ от <дата> .

Учитывая, что спорная выплата, была выплачена истцам за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Управления сверх установленного фонда оплаты труда в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении на определенный год дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование, для выплат которых локальный нормативный акт в Управлении не предусмотрен, методика отсутствует, основанием выплаты послужили решение руководителя ФНС России от <дата> и Приказ руководителя Управления от <дата> именно за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на ответчика.

Единственным основанием для выплаты дополнительного материального стимулирования в размере 1000 рублей, а не 38728 руб. 93 коп. послужил отказ истца от вакцинирования от новой коронавирусной инфекции и не предоставления ею документов, подтверждающих медотвод. Иных причин для определения премии истцам в выплаченном им размере не установлено, со слов представителя ответчика истец по всем остальным критериям оценки эффективности профессиональной служебной деятельности имеет одинаковый с остальными сотрудниками их отдела уровень, учитывая, что размер данной премии сотрудникам Управления определен руководителем в твердой денежной сумме, ранее истец систематически получала материальное стимулирование в том же размере, что и сотрудники их отдела, работающие на аналогичных должностях, исходя из анализа вышеприведенного законодательства, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования Гуриной М.Б. о взыскании не в полном объеме выплаченных согласно приказу от <дата> сумм материального стимулирования в размере 37728 руб. 93 коп. подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Проанализировав представленный истцом расчет денежной компенсации на соответствие требованиям ст. 236 ТК РФ, суд также признает его правильным и приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу каждого истца компенсации (процентов) за задержку вышеуказанной выплаты, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, то есть, с <дата> по день вынесения решения суда <дата> в сумме 11133 руб. 80 коп., которая рассчитана следующим образом.

Компенсация = сумма задержанных средств (37728 руб. 93 коп.) x 1/150 ключевой ставки Банка России в период задержки x количество дней задержки выплаты.

Период Ставка, % Дней Компенсация, руб.
<дата> - <дата> 8,5 55 853,03
<дата> - <дата> 9,5 14 242,68
<дата> - <дата> 20 42 1 532,71
<дата>. - <дата> 17 23 713,44
<дата>. - <дата> 14 23 536,45
<дата><дата> 11 18 498,02
<дата><дата> 9,5 41 979,69
<дата><дата> 8 56 1126,84
<дата><дата> 7,5 165 3112,64
Итого: 11133,80

Ответчиком арифметическая правильность расчетов не оспаривалась.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения трудовых прав Гуриной М.Б. в её пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда.

Вместе с тем требуемый размер компенсации в сумме 30000 руб. суд находит необоснованно завышенным.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает объем и характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости и считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В части исковых требований о компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав истца в связи с невыплатой полагающегося ей денежного содержания за период её нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, выплатой не в полном объеме компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, что было установлено вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> , суд обращает внимание истца на то, что за указанные нарушения трудовых прав истца решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> уже взыскана с ответчика компенсация морального вреда в размере 6000 руб., в связи с чем аналогичные требования в настоящем деле удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гуриной Марии Борисовны к УФНС России по Костромской области удовлетворить.

Взыскать с УФНС России по Костромской области в пользу Гуриной Марии Борисовны дополнительное материальное стимулирование в размере 37728 руб. 93 коп., компенсацию за нарушение сроков выплаты материального стимулирования за период с <дата> по <дата> в размере 11133 руб. 80 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                                 М.А. Шершнева

2-1157/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гурина Мария Борисовна
Ответчики
УФНС России по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Шершнева Мария Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
16.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
10.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее