Дело №2а-2456/2020
УИД 24RS0013-01-2020-001430-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года пгт. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,
при секретаре Заблоцкой С.В.,
с участием представителя административного ответчика Администрации Емельяновского района, заинтересованного лица МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» Хасиевой Н.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Григорьева А.В. к Администрации Емельяновского района, и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Конопелько А.И. о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Григорьев А.В. обратился в суд с иском к администрации Емельяновского района Красноярского края, и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (далее по тексту МКУ «УправЗем») Конопелько А.И., в котором просит признать его действия, выраженные в сообщении № 1606 от 11.03.2020, незаконными; возложить на Администрацию Емельяновского района Красноярского края утвердить и выдать решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес> в границах координат поворотных точек № (Х636804.64, Y75952.16), № (Х636809.01, Y75976.49), № (Х636809.42, Y75992.05), № (Х636774.69, Y75993.46), № (Х636773.95, Y75958.49), № (Х636795.08, Y75954.71), площадью 1255 кв.м., по заявлению от 18.02.2020 (вх.№1729). Требования мотивированы тем, что 18.02.2020 он обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением (вх. № 1729) о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды сроком на три года для ведения огородничества в <адрес>. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с каталогом координат углов поворотных точек. В сообщении № 1606 от 11.03.2020 за подписью и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» Конопелько А.И. указано, что в соответствии с представленной схемой расположения испрашиваемого земельного участка, направлен запрос в администрацию Мининского сельсовета о целесообразности и возможности формирования участка. Полагает, что данное сообщение является незаконным и необоснованным. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Мининского сельсовета Емельяновского района, утвержденными решением Мининского сельского Совета депутатов от 17.04.2013 №33-125р, на дату подачи истцом заявления №1729 от 18.02.2020, испрашиваемый земельный участок располагался в границах населенного пункта – <адрес>. Согласно карте градостроительного зонирования <адрес>, испрашиваемый земельный участок расположен к территориальной зоне СХ2. Статьей 33 правил землепользования и застройки МО Миниский сельсовет Емельяновского района Красноярского края предусмотрено, что зона сельскохозяйственного использования (СХ2) предназначена для выращивания сельхозпродукции открытым способом и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности. Основные виды разрешенного использования: участки и огороды для выращивания сельхозпродукции; подсобные хозяйства. На схеме кадастрового плана территории приложенной к заявлению о предварительном согласовании земельного участка схематично отражен испрашиваемый земельный участок, среди земельных участков, в отношении которых уже осуществлён кадастровый учет. Так, смежный земельный участок с кадастровым номером № имеет категорию земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – огородничество. На основании изложенного, полагает действия и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» администрации Емельяновского района Конопелько А.И., выразившиеся в сообщении № 1606 от 11.03.2020, не основаны на нормах действующего законодательства, чем были созданы препятствия в реализации его прав и законных интересов на предоставление земельного участка на этапе его предварительного согласования, в связи с чем, обратился в суд с данным иском (л.д. 3-8).
Административный истец Григорьев А.В. надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания, путем направления судебного извещения почтовой связью (л.д. 34), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 8).
Представитель ответчика Администрации Емельяновского района Красноярского края, заинтересованного лица МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» Хасиева Н.Э., действующая на основании доверенностей (л.д. 21,37), возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что сообщение № 1606 от 11.03.2020 за подписью и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» Конопелько А.И. направленное Григорьеву А.В. в рамках рассмотрения поданного им заявления от 18.02.2020 (вх. № 1729), не является решением принятым в порядке ст. 39.15 ЗК РФ, а является промежуточным ответом. Действующим законодательством не предусмотрены ограничения по направлению запросов, с целью проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Также не подлежат удовлетворению требования в части возложения на Администрацию обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка, поскольку принятие такого решения требует соблюдения особой процедуры, установленной законом для органов местного самоуправления.
Административный ответчик и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Конопелько А.И. надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания, путем направления судебного извещения почтовой связью (л.д. 34), в судебное заседание не явился.
Выслушав мнение представителя ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положениям ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного Кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 18 февраля 2020 года Григорьев А.В. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением (вх. № 1729) о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения огородничества, площадью 1255 кв.м., приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 9,10).
19 февраля 2020 года вышеуказанное заявление было передано для рассмотрения в структурное подразделение Администрации Емельяновского района - МКУ «УправЗем» (вх. № 1805) (л.д. 68).
11 марта 2020 года и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» Конопелько А.И. было сообщено Григорьеву А.В. о том, что с целью установления обстоятельств целесообразности и возможности формирования испрашиваемого земельного участка, направлен запрос в администрацию Мининского сельсовета (л.д. 66).
08 апреля 2020 года от администрации Мининского сельсовета был получен ответ о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно, поскольку данные земельный участок расположен на землях Гослесфонда. Кроме того, к данному земельному участку отсутствует подъезд (л.д. 64). Для проверки предоставленной информации, дважды были сделаны запросы в Министерство лесного хозяйства Красноярского края (л.д. 59,60), о чем Григорьев А.В. был уведомлен (л.д. 63).
По сообщению Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 17.07.2020, для предоставления запрашиваемой информации министерством сделан дополнительный запрос в филиал ФГБУ «Рослесинфорг», «Востсиблеспроект» для определения местоположения земельного участка и его принадлежности к землям лесного фонда (л.д.58).
Оспаривая действия и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» Конопелько А.И., выраженные в сообщении № 1606 от 11.03.2020, истец считает его незаконным и необоснованным.
В соответствии с ч.1 ст. 218, ч.2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что в соответствии с Уставом Емельяновского района Красноярского края администрация Емельяновского района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Емельяновского района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края. Администрация Емельяновского района осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Красноярского края, решениями районного Совета депутатов, постановлениями администрации района, настоящим Уставом. В структуру администрации Емельяновского района входят отделы, управления и другие структурные подразделения. Руководители структурных подразделений администрации Емельяновского района по доверенности Главы Емельяновского района могут заключать договоры, соглашения. Структурные подразделения администрации Емельяновского района осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение решений районного Совета депутатов, правовых актов Главы района, администрации района и структурных подразделений государственной власти, принятых в пределах их компетенции.
В силу ст. 46 Устава администрация района планирует использование земель, находящихся в ведении района, организует ведение земельного кадастра, проведение работ по землеустройству, решает в соответствии с законодательством другие вопросы в области земельных отношений; осуществляет иные полномочия, возложенные на нее настоящим Уставом и решениями районного Совета депутатов, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными и краевыми законами. Решение по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, принимает Глава района, а также структурные подразделения администрации района в соответствии с положениями о них.
Положением об МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского район Красноярского края» установлено, что Управление является структурным подразделением администрации Емельяновского района Красноярского края, осуществляющим функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, по организации предоставления имущества на праве аренды, постоянного бессрочного пользования, оперативного управления, хозяйственного ведения, продажи приватизируемо имущества, по оказанию муниципальных услуг и правоприменительные функции сфере имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства. В компетенцию управления входит подготовка проектов постановлений и распоряжений администрации района по вопросам, отнесенным к компетенции управления.
Согласно п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с приказом от 01.02.2016 № 20к «О распределении должностных обязанностей, начальник отдела архитектуры уполномочен на подписание писем в пределах вопросов деятельности отдела.
Таким образом, и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» Конопелько А.И. уполномочен на подписание оспариваемого письма, направленного Григорьеву А.В.
Судом установлено, что в пределах предусмотренного действующим законодательством срока рассмотрения заявления, поданного Григорьевым А.В. в администрацию Емельяновского района 18 февраля 2020 года (вх. № 1729) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, 11 марта 2020 года и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» Конопелько А.И. было сообщено Григорьеву А.В. о том, что с целью установления обстоятельств целесообразности и возможности формирования испрашиваемого земельного участка, направлен запрос в администрацию Мининского сельсовета (л.д. 66).
Доводы административного истца о несогласии с поступившим 11.03.2020 сообщением и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» Конопелько А.И., изложенные в иске, сводятся к тому, что направление запроса в администрацию Мининского сельсовета не основано на законе, поскольку перечень оснований для принятия решения уполномоченным органом об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка указанных в п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.
Вместе с тем, действующим законодательством на уполномоченный орган возложена обязанность проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом, каких-либо ограничений по сбору необходимой для принятия решения информации, законом не предусмотрено.
Промежуточный ответ и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» Конопелько А.И. от 11.03.2020 о направлении запроса в администрацию Мининского сельсовета, который по сути представляет собой информационное письмо и носит уведомительных характер, решением органа местного самоуправления, принимаемого в порядке, предусмотренном ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, не является, в связи с чем, самостоятельному обжалованию не подлежит, поскольку не нарушает права, свободы и законные интересы истца и не создает препятствия к их осуществлению.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени ответ из Министерства лесного хозяйства Красноярского края не получен, в связи с чем, решение по заявлению Григорьева А.В. о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка площадью 1255 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения огородничества, не принято.
Требование о признании незаконным бездействия административного ответчика по не рассмотрению заявления, поданного Григорьевым А.В. в администрацию Емельяновского района 18 февраля 2020 года (вх. № 1729) о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды для ведения огородничества в <адрес>, в установленный законом срок, предметом спора в рамках настоящего административного дела не является.
Рассматривая требования административного истца в части возложения на администрацию Емельяновского района обязанности утвердить и выдать решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес> в границах координат поворотных точек, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку суд не вправе подменять собой компетентный орган местного самоуправления, возлагая на себя полномочия, входящие в исключительную компетенцию данного органа; принятие решения требует соблюдения особой процедуры, установленной законом для органов местного самоуправления.
Кроме того, решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 24.08.2020 на администрацию Емельяновского района Красноярского края возложена обязанность совершить действия, предусмотренные ч.7 ст. 39.15 ЗК РФ, в течение 30 дней, со дня вступления решения в законную силу, рассмотреть поступившее 18.02.2020 (вх. № 1729) в Администрацию Емельяновского района Красноярского края заявление Григорьева А.В. и принять соответствующее решение.
На основании изложенного, заявленные исковые требования Григорьева А.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь, ст.ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Григорьева А.В. к Администрации Емельяновского района, и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Конопелько А.И. о признании действий незаконными, возложении обязанности, отказать.
Отменить меры предварительной защиты принятые определением Емельяновского районного суда от 08 мая 2020 года в виде запрета Администрации Емельяновского района осуществлять подготовку проекта распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (участков) в границах координат поворотных точек № (Х636804.64, Y75952.16), № (Х636809.01, Y75976.49), № (Х636809.42, Y75992.05), № (Х636774.69, Y75993.46), № (Х636773.95, Y75958.49), № (Х636795.08, Y75954.71), с границами координат поворотных точек, пересекающих место положения контура углов поворотных точек с координатами № (Х636804.64, Y75952.16), № (Х636809.01, Y75976.49), № (Х636809.42, Y75992.05), № (Х636774.69, Y75993.46), № (Х636773.95, Y75958.49), № (Х636795.08, Y75954.71).
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.
Судья И.Ю. ХомченкоМотивированное решение изготовлено 09 сентября 2020 года.