Решение по делу № 2а-788/2018 от 19.02.2018

Дело № 2а-788/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники 15 марта 2018 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Матлиной О.И.,

при секретаре судебного заседания Иванчиной В.Ф.,

с участием представителя административного истца Иванова В.А., действующего на основании доверенности,

представителя административных ответчиков администрации ....., Управления имущественных и земельных отношений администрации ..... – Вылегжаниной Л.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ..... края административное дело по административному исковому заявлению Шабашова В.Н. к администрации ....., Управлению имущественных и земельных отношений администрации ..... о признании незаконным уведомления, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

административный истец Шабашов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации ....., Управлению имущественных и земельных отношений администрации ..... о признании незаконным уведомления, возложении обязанности. В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит отдельное жилое помещение – комната площадью ..... кв. м., расположенная в ...... Решением межведомственной комиссии от ..... многоквартирный ....., в ..... признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан до ..... В ..... года им получено уведомление Управления имущественных и земельных отношений администрации ..... от ..... о включении гражданина в список граждан, подлежащих переселению из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и предоставления социальной выплаты. Указанное уведомление адресовано также третьим лицам: Богомякову В.В., Юманкову С.И., которые членами семьи истца не являются, жилые помещения принадлежат им на праве личной собственности каждому. Просит признать уведомление незаконным, обязать устранить допущенное нарушении прав путем выдачи нового уведомления о включении гражданина в список граждан, подлежащих переселению из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и предоставления социальной выплаты, взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 20 000 руб.

Административный истец Шабашов В.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие с участием своего представителя.

Представитель административного истца Иванов В.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административных ответчиков Вылегжанина Л.Н., действующая на основании доверенностей, с исковыми требованиями не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, Шабашову В.Н. на праве собственности принадлежит комната площадью ..... кв.м, расположенная в ..... в ..... (л.д. 7).

Решением межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещения, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ..... и Постановлением Администрации ..... от ..... многоквартирный ..... в ..... признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации ..... от ...... установлен срок для отселения проживающих в данном доме граждан до ......

В соответствии с п.5 Постановления от ..... дом включен в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения .....» (подпрограмма «Развитие жилищного строительства в .....»).

Пунктом 5.2 Постановления от ..... на Управление имущественных и земельных отношений администрации ..... возложена обязанность по подготовке проекта муниципального правового акта о включении граждан, проживающих в доме, в список граждан, подлежащих переселению из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий».

Постановлением администрации города от ..... N 2503 утвержден Порядок реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в ......

..... истец обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации ..... с заявлением о включении его в список граждан, подлежащих переселению из непригодного для проживания жилищного фонда и предоставлении социальной выплаты.

..... истец получил отказ во включении в список и предоставлении выплаты.

Решением Березниковского городского суда от ..... отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации ..... от ..... признан незаконным, на Управление возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца о включении его в список граждан, подлежащих переселению из непригодного для проживания жилищного фонда и предоставлении социальной выплаты.

Во исполнение решения суда ..... административному истцу было направлено уведомление от ..... о включении гражданина в список граждан, подлежащих переселению из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и предоставления социальной выплаты.

В указанное уведомление кроме административного истца включены также Богомяков В.В. и Юманков С.И. как собственники двух других комнат в ..... в ......

Оспаривая уведомление от ..... в части включения в него Богомякова В.В. и Юманкова С.И., истец полагает, что уведомление в данной части незаконно, так как он имеет право на получение отдельного уведомления только на свое имя и о предоставлении ему социальной выплаты по нормативу, утвержденному постановлением ..... от ..... -П не менее 33 кв.м., поскольку ему на праве собственности принадлежит отдельное жилое помещение в виде комнаты, указанные в уведомлении лица сособственниками либо членами его семьи в смысле гражданского и жилищного законодательства не являются.

Вместе с тем, суд не может согласиться с данной позицией истца, исходя из следующего.

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Федеральный закон от ..... N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный Закон N 68-ФЗ), который в пункте 2 статьи 18 предусматривает, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются как законодательством Российской Федерации, так и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подпунктам "а", "г", и "д" статьи 10 поименованного федерального закона Правительство Российской Федерации издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов.

Правительством Российской Федерации в связи с техногенной аварией, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в ..... края, в целях осуществления первоочередных мероприятий по предотвращению негативных последствий в границах зоны вероятных разрушений, учитывая федеральный характер указанной чрезвычайной ситуации, было принято распоряжение от ..... N 814-р, которым региональным и федеральным органам исполнительной власти даны поручения организовать работы по переселению граждан из жилых помещений, находящихся в границах зоны вероятных разрушений, обеспечить эвакуацию людей из зоны вероятных разрушений (пункт 2).

Этим же распоряжением Минфину России поручено предоставить в установленном порядке за счет средств федерального бюджета бюджету ..... бюджетный кредит в размере до 700 млн. рублей на покрытие расходов, связанных с началом работ по переселению граждан из зоны вероятных разрушений (пункт 3).

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона N 68-ФЗ).

В порядке реализации указанных полномочий Президентом Российской Федерации федеральным органам и органам исполнительной власти ..... даны поручения N Пр-1450 от ..... и N Пр-913 от ..... о переселении граждан из аварийного жилья в ..... и финансировании этих мероприятий.

Во исполнение приведенных поручений Правительство Российской Федерации приняло постановление от ..... N 1436, которым утвердило Правила предоставления субсидий на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в ....., в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила), а также обязало направить бюджетные ассигнования из федерального бюджета бюджету ..... в виде субсидий на мероприятия по переселению граждан из указанного жилищного фонда.

Правила закрепляют порядок и условия предоставления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из федерального бюджета бюджету ..... субсидий, предоставляемых на софинансирование мероприятий государственной программы ....., предусматривающих осуществление социальных выплат гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии.

Так согласно пункту 2 Правил порядок предоставления названных социальных выплат устанавливается по согласованию с Минстроем России высшим исполнительным органом государственной власти ....., который осуществляет расчет размера социальной выплаты исходя из размера норматива общей площади жилого помещения, а также норматива средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, определяемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (подпункт "а").

Как следует из содержания регионального нормативного правового акта, принятого во исполнение указанных Правил - Постановление ..... от ..... N 764-п, оно воспроизводит приведенные выше федеральные положения и определяет цели, условия, механизм предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета ..... бюджету ....., в том числе за счет средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в ..... (пункт 1.1), а также регулирует отношения, участниками которых являются Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ..... и администрация ....., обязанная сформировать заявку на предоставление межбюджетных трансфертов.

Согласно п. 5.5 раздела V Постановления ..... от ..... N 764-п (ред. от .....) "Об утверждении Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета ..... бюджету ..... на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в ....." характеристики расселяемого жилого помещения (общая площадь, количество комнат), применяемые для целей расчета размера социальной выплаты, определяются по данным Единого государственного реестра недвижимости на дату вынесения межведомственной комиссией по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной администрацией ....., заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Судом установлено, что по данным Единого государственного реестра недвижимости на дату вынесения межведомственной комиссией по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной администрацией ....., заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу – ....., жилое помещение, расположенное по адресу: ....., являлось единым объектом недвижимости – трехкомнатной квартирой общей площадью ..... кв.м и принадлежало на праве собственности Аитову А.Ф., который ..... продал каждую комнату в указанной квартире Юманкову С.И., Богомягкову В.В. и Шабашову В.Н.

Собственником комнаты площадью ..... кв.м истец стал ..... (л.д.8), т.е. после признания дома аварийным и подлежащим сносу.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания уведомления от ..... незаконным, поскольку оно вынесено на основании действующего законодательства - Постановления ..... от ..... N 764-п (ред. от .....) "Об утверждении Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета ..... бюджету ..... на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в .....", исходя из общей площади жилого помещения – ..... кв.м и того обстоятельства, что на момент признания дома аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение по ..... являлось единым объектом недвижимости. Следовательно, включение в уведомление Богомякова В.В. и Юманкова С.И., которые на сегодняшний день являются собственниками двух других комнат в ....., является законным и обоснованным.

Положения п. 5.5 раздела V Постановления истцом не оспорены, являются действующими.

При этом судом учитывается, что дом признан аварийными и подлежащими сносу не вследствие естественного физического износа в процессе эксплуатации, а в связи с техногенной аварией, являющейся чрезвычайной ситуацией федерального уровня, для ликвидации последствий которой и переселения граждан из аварийного жилья выделены средства из федерального и краевого бюджетов.

Из системного анализа предписаний, содержащихся в указанных выше нормативных актах, следует, что социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований из федерального и краевого бюджетов, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки.

Довод представителя административного истца о том, что ответчиком нарушены требования гражданского и жилищного законодательства, так как указанные в уведомлении лица сособственниками и членами одной семьи не являются, не принимается судом во внимание, так как в данном случае нормы гражданского и жилищного законодательства не применяются, поскольку не происходит отчуждения имущества для государственных нужд, которое возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Установленные Постановлением N 764-п условия получения социальных выплат при реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии, предусматривают возможность получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения расположенного на территории ..... края, вне опасной зоны внезапного обрушения пород.

Довод представителя ответчика о том, что п. 5.5 раздела V Постановления N 764-п не подлежит применению в данном деле, поскольку введен в действие ....., т.е. после возникновения спорных отношений, не принимается судом во внимание, поскольку положения п.5.5 применяются для расчета размера социальной выплаты. За предоставлением социальной выплаты к ответчику истец обратился ....., т.е. после введения в действие п.5.5 раздела V Постановления -п.

Также оспариваемое уведомление не противоречит требованиям п.3.8 Постановления администрации ..... от ..... и утвержденному приложению указанного постановления.

Таким образом, учитывая, что оспариваемое уведомление соответствует требованиям законодательства, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, оно не может быть признано незаконным, в связи с чем, требование Шабашова В.Н. о признании уведомления Управления имущественных и земельных отношений администрации ..... от ..... о включении его в список граждан, подлежащих переселению из жилого фонда, признанного непригодным для проживания (аварийным) – незаконным удовлетворению не подлежит.

Кроме того, администрация ..... является по данному делу ненадлежащим ответчиком.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Шабашова В.Н. к администрации ....., Управлению имущественных и земельных отношений администрации ..... о признании незаконным уведомления, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                    (подпись)                 О.И.Матлина

Копия верна. Судья

2а-788/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шабашов В.Н.
Ответчики
Администрация г.Березники
Управление имущественных и земельных отношений
Другие
Иванов В.А.
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
berezn.perm.sudrf.ru
19.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
21.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2018[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее