Дело № 2-6650/2017
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
20 декабря 2017 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кобзаревой О.А.,
При секретаре Вычкине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева Виталия Ивановича к Министерству социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) о назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и возмещении расходов по оплате за жилое помещение,
установил:
Истец обратился в суд к Министерству социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) о назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%, возместить расходы по оплате за жилое помещение с 16.05.2016.
Требования мотивировал тем, что истец является многодетным отцом, проходит военную службу в в/ч 3178, все члены семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>. Согласно договора найма жилого помещения фактически прописан по адресу: <адрес>. 28.09.2017 истец обратился с заявлением к ответчику о назначении ежемесячной денежной компенсации. 10.10.2017 истец получил отказ от Министерства социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) о назначении ежемесячной компенсации, в связи с чем вынужден был обратился в суд с исковым заявлением.
В судебное заседание истец Дмитриев В.И. явился, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель Министерства социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) в судебное заседание не явился, извещен.
Третье лицо Дмитриева Л.В. не явилась, извещена.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.2 Закона МО от 12.01.2006 №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрирован браке, либо матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними ( в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" судом не принято во внимание, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ, статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних детей, не достигших возраста 14 лет, или гражданин, находящийся -под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов.
Положения части 2 статьи 1 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» согласно которой, место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.
В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановление Правительства МО от 27.09.2013 N 777/42 "Об организации предоставления государственных услуг исполнительных органов государственной власти Московской области на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также об утверждении Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставление которых организуется по принципу "одного окна", в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, и Рекомендуемого перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и другими организациями, предоставление которых организуется по принципу "одного окна", в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" и предоставления государственных услуг по социальной защите населения Московской области, правительством Московской области приняты постановления, предусматривающие не только предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям, но и сама процедура оформления и выдачи удостоверения многодетной семьи, которая поставлена в зависимость от регистрации гражданина органами регистрационного учета по месту жительства в Московской области, что существенным образом ограничивает право граждан не только на получение указанных мер социальной поддержки граждан, проживающих в Московской области, но и на сам факт признания их многодетной семьей.
Однако, как следует из Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 г. "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", такая обязанность у субъекта Российской Федерации возникает в силу названного федерального нормативного правового акта. Учитывая, что нормативный правовой акт в форме закона представительным органом государственной власти Российской Федерации не принят, правоотношения в сфере установления статуса многодетных семей на территории Российской Федерации и меры по их социальной поддержке регламентированы Указом Президента Российской Федерации в порядке опережающего регулирования и, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации, в такой ситуации, до принятия соответствующего закона нормы Указа применяются для регулирования указанных правоотношений на всей территории Российской Федерации.
Между тем на территории Московской области гарантированные Указом Президента Российской Федерации меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, могут быть реализованы, в соответствии с оспариваемыми нормами законодательства, только лицами, зарегистрированными органами регистрационного учета по месту жительства в Московской области. Более того, оформление и выдача удостоверения многодетной семьи лицам, проживающим постоянно на территории Московской области, также возможна только при наличии регистрации по месту жительства, что недопустимо при наличии федерального законодательства об обязанности субъекта определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, но не устанавливающего такого критерия отнесения граждан к данной категории как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства. Не содержится такого критерия и в статье 2 Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
Следовательно, вышеуказанные акты противоречат федеральному законодательству, т.к. содержат ограничительное условие, предусматривающее в качестве одного из обязательных условий для предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми регистрацию по месту жительства, тогда как регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации.
28.09.2017 истец обратился в Министерству социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) ответчику о назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения о коммунальных услуг в размере 50%.
10.10.2017 Министерством социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) истцу был дан письменный ответ об отказе в назначении мер социальной поддержки.
Судом установлено, что Дмитриев В.И. вместе с членами семьи зарегистрирован по адресу: <адрес>
Согласно договора от 19.09.2017 о найме специализированного жилого помещения истец с членами семьи проживает по адресу: <адрес>
Статьей 2 названного Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а, также принимая во внимание, что истец фактически проживет с 19.09.2017 в служебном жилом помещении на основании заключенного в установленном законом порядке договора найма служебного помещения, истец не может быть лишен предоставленного им положениями Федерального закона от 12.01.2006 №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» права на получение мер социальной поддержки по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о незаконности решения Министерства социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) об отказе в предоставлении льгот, предоставлении компенсации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Дмитриева Виталия Ивановича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) в предоставлении компенсации по ст.15 закона МО от 12.01.2006 г. №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
Обязать Министерство социального развития Московской области (в лице Балашихинского управления социальной защиты населения) предоставить Латышеву Сергею Валерьевичу с 01.09.2017 компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по ст.15 закона МО от 12.01.2006 г. №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
В части назначения выплат с 16.05.2016 отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Кобзарева
Решение в окончательной форме принято 25 декабря 2016 года
Судья О.А.Кобзарева