Решение по делу № 2а-4128/2017 от 07.06.2017

...

Дело № 2а-4128/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 22 июня 2017 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,

при секретаре Еремеевой А.А.,

с участием административных истцов Макухина В.Е., Чухлатова И.В.,

Чухлатовой В.М.,

представителя административного ответчика Горецкого В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макухина Владимира Евгеньевича, Чухлатова Игоря Васильевича, Чухлатовой Валентины Михайловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании решения о приостановлении государственной регистрации незаконным,

установил:

Макухин В.Е., Чухлатова И.В., Чухлатова В.М. обратились в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что зарегистрированы и проживают по адресу: .... ... между ними и администрацией г.Оренбурга заключен договор о передаче указанного выше жилого помещения в собственность граждан N. ... административные истцы обратились в Управление Росреестра по Оренбургской области для получения государственной услуги по регистрации указанного договора. При обращении в Управление Росреестра по Оренбургской области административными истцами были представлены следующие документы: копия лицевого счета от ... N, протокол заседания жилищной комиссии от ... N, а также письмо Управления жилищной политики администрации г.Оренбурга от ... N, в котором сообщалось о том, что Чухлатова В.М. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, на основании выписки из протокола заседания городской жилищной комиссии от ....

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области N от ... государственная регистрация права собственности (перехода права) заявителями на указанный объект недвижимости приостановлена до ..., в связи с необходимостью предоставления для государственной регистрации права, договора социального найма.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области N, N от ... в государственной регистрации права собственности (перехода права) Макухину В.Е., Чухлатову И.В., Чухлатовой В.М. на указанный объект недвижимости отказано, поскольку в установленный законом срок, причины, препятствующие проведению государственной регистрации заявителями устранены не были.

Административные истцы полагают, что предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации права у административного ответчика не имелось, поскольку все необходимые документы ими были представлены, истребование же дополнительных документов противоречит закону.

Просят суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... N, N от ... об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – квартиру с кадастровым номером N, общей площадью ... кв.м., этаж N, по адресу: .... Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области обязанность устранить нарушения прав и законных интересов административных истцов, а именно: произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности Макухина В.Е., Чухлатова И.В., Чухлатовой В.М. на квартиру, расположенную по адресу: ... по ... доле за каждым.

В судебном заседании административные истцы Макухин В.Е., Чухлатов И.В.,

Чухлатова В.М., поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Горецкий В.В. полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как предусмотрено частями 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу пунктов 2,3 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 4 статьи 18 названного Закона к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В силу статьи 21 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно пункту 8 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений, утвержденных приказом Росрегистрации от 06.08.2007 N 176, в случае, если договор передачи жилого помещения в собственность не содержит сведений, подтверждающих соблюдение условий приватизации, установленных абзацем 1 статьи 2, абзацем 2 статьи 7 и статьей 11 Закона, на государственную регистрацию рекомендуется представлять надлежащим образом заверенные копии договора социального найма жилого помещения, при его отсутствии - ордера на жилое помещение.

Из материалов дела усматривается, что ... между администрацией города Оренбурга в лице начальника Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга .... и гражданами Чухлатовой В.М., Чухлатовым И.В., Макухиным В.Е. был заключен договор на передачу в собственность граждан квартиры по адресу: ....

... Чухлатова В.М., Чухлатов И.В., Макухин В.Е. обратились в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на приватизированную ими квартиру, приложив вышеуказанный договор, копию лицевого счета от ... N ...», информационное письмо Управления жилищной политики администрации г.Оренбурга от ... N, чек об оплате госпошлины, протокол заседания жилищной комиссии от ... N.

Управление Росреестра по Оренбургской области приостановило регистрационные действия, а ... вынесло решение об отказе в государственной регистрации права собственности Чухлатовой В.М., Чухлатову И.В., Макухину В.Е. на квартиру; основанием отказа в регистрации послужили то, что заявителем в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен договор передачи жилого помещения в собственность граждан N от .... При проведении проверки законности сделки приватизации, в числе прочего, государственный регистратор обязан проверить соблюдение условий приватизации жилых помещений, а именно: предоставление приватизируемого жилого помещения гражданам на условиях социального найма (абз.1 ст.2 Закона о приватизации).

Согласно п. 8 Методических рекомендаций сведения, подтверждающие соблюдение условий приватизации жилья, установленных абз.1 ст. 2, допускается проверять как по договору передачи жилого помещения в собственность (при включении данных сведений сторонами), так и в надлежащим образом, представленных на государственную регистрацию, заверенных копиях договора социального найма помещения, при его отсутствии ордера на жилое помещение. Регистрирующим органом запрашивались договор социального найма, при его отсутствии ордер на жилое помещение. Однако запрашиваемые документы на государственную регистрацию не представлены.

Оценив представленные доказательства и применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из того, что решение Управления Росреестра по Оренбургской области об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости не соответствует действующему законодательству, процедуре и порядку, установленным Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Оснований для приостановления и последующего отказа в регистрации, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», судом не установлено, поскольку заявители представили на регистрацию достоверные, не содержащие каких-либо противоречий правоустанавливающие документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.

Так, Методическими рекомендациями «Об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений», утвержденными приказом Росрегистрации от 06.08.2007 года N 176, не предполагается обязательный порядок предоставления документов, ранее предоставленных гражданином в Управление жилищной политики администрации города, с целью передачи жилого помещения в собственность.

При этом суд, считает необходимым отметить, что указанные Методические рекомендации носят только рекомендательный характер и не имеют законодательной силы.

Кроме этого, в силу действующих до настоящего времени «Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г., ордер, при вселении в предоставленное жилое помещение, должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию. Срок действия ордера (документа на вселение) обозначен на самом документе и составляет 10 дней.

Более того, согласно ст.ст. 2, 6 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», постановления администрации города Оренбурга от 29.11.2012 года № 3106-п «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими муниципальных жилых помещений в порядке приватизации» решение о передаче в собственность жилого помещения принимается на основании документов, подтверждающих факт проживания граждан в муниципальном жилом помещении на условиях договора социального найма.

Администрация города Оренбурга в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими муниципальных жилых помещений в порядке приватизации» принимает решение о передаче муниципальных жилых помещений в собственность граждан и заключает договоры.

Наличие у граждан права на приватизацию жилого помещения проверяется уполномоченным органом местного самоуправления на территории города Оренбурга, предоставляющим данную муниципальную услугу, которым является Управление жилищной политики администрации города Оренбурга.

Таким образом, представленные заявителями для государственной регистрации права на недвижимое имущество документы, а именно: договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ..., сообщение Управления жилищной политики администрации города Оренбурга от ... N, копия лицевого счета квартиросъемщика от ... N, протокол заседания жилищной комиссии от ..., свидетельствуют о том, что Чухлатова В.М. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ..., на условиях договора социального найма, данные обстоятельства подтвердилось в письме представленном на регистрацию Управление жилищной политики администрации г.Оренбурга о том, что Чухлатова Валентина Михайловна является нанимателем жилого помещения на условиях социального найма с ....

Таким образом, суд приходит к выводу, что Управлением Росреестра по Оренбургской области, в рамках, возложенных на него полномочий, не имело правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.

На основании изложенного, с учетом правовой определенности положения Макухина В.Е., Чухлатова И.В., Чухлатовой В.М., суд находит заявленные административные исковые требования о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Оренбургской области в государственной регистрации за Макухиным В.Е., Чухлатовым И.В., Чухлатовой В.М. права собственности на ... городе Оренбурге; обязании Управления Росреестра по Оренбургской области зарегистрировать право собственности за Макухиным В.Е., Чухлатовым И.В., Чухлатовой В.М. на указанное жилое помещение, законными и обоснованными, и подлежащими удовлетворению в полном объеме

Руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании решения N от ... об отказе в регистрации ... доли в праве собственности Макухина Владимира Евгеньевича, Чухлатова Игоря Васильевича, Чухлатовой Валентины Михайловны в квартире по адресу: ....

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области зарегистрировать право собственности Макухина Владимира Евгеньевича, Чухлатова Игоря Васильевича, Чухлатовой Валентины Михайловны на квартиру по адресу: ... по ... доли за каждым.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись В.В. Линькова

Решение в окончательной форме принято: 27 июня 2017 года

Судья подпись В.В. Линькова

2а-4128/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чухлатов И.В.
Макухин В.Е.
Чухлатова В.М.
Ответчики
УФС Росреестра по Оренбургской области
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
07.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
09.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2017[Адм.] Судебное заседание
27.06.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее