дело № 2-739/2024
УИД № 19RS0005-01-2024-001005-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Белый Яр, РХ 11 ноября 2024 года
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Шатковой Е.А.,
при секретаре Сафроновой А.Ю.,
с участием помощника прокурора Алтайского района РХ Рамишвили Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района Республики Хакасия Гончаренко С.Ю., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Краснопольского сельского совета Алтайского района Республики Хакасия о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия Гончаренко С.Ю., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к администрации Краснопольского сельского совета Алтайского района Республики Хакасия (далее – администрация Краснопольского сельсовета) об обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов (координаты №) площадью не менее 500 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования истца мотивированы тем, что по итогам проверки установлено, на земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу, правообладателем которого является МО Краснопольский сельсовет, имеются несанкционированные свалки бытовых отходов (пластиковые пакеты, бутылки, жестяные и стеклянные банки, зола) и строительных отходов (доски, битый кирпич), общей площадью не менее 500 кв.м. Данный земельный участок не предназначен для организации полигонов твердых коммунальных отходов, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, складирование отходов устроено беспорядочно, что приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, а также может привести к загрязнению, истощению, деградации, порчи земельного участка.
В судебном заседании помощник прокурора Алтайского района Республики Хакасия Рамишвили Е.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Глава Краснопольского сельсовета Кузнецова З.М. в судебном заседании исковые требования признала полностью, просила увеличить срок до двух лет, в течение которого необходимо устранить выявленные нарушения.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Аналогичное положение закреплено в ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, п. 18 которых предусмотрено, что Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 59999 +/- 2143 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности МО Краснопольский сельсовет., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24 сентября 2024 года (л.д. 12-15).
По заданию руководителя КУМИ МО Алтайский район на проведение выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом от 24 сентября 2024 года № 89 начальником отдела земельных отношений (инспектором муниципального земельного контроля) ФИО5 поведено выездное обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 5).
В ходе выездного обследования 24 сентября 2024 года составлены протокол осмотра земельного участка, акт выездного обследования № 89, в которых зафиксировано, что в юго-западной части земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, расположено несколько несанкционированных свалок бытового (пластиковые пакеты, бутылки, жестяные и стеклянные банки, зола и др.) и строительного (доски, битый кирпич) мусора (координаты №). Мусор грейдирован в кучи шириной до 4 метров и высотой до 3 метров. Общая площадь под захламлением мусором составляет не менее 500 кв.м. (0,8% от общей площади участка). Признаки использования земельного участка для сельскохозяйственного производства не установлены (л.д. 6, 7-11).
Таким образом, судом установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, собственником которого является администрация Краснопольского сельсовета, имеются несанкционированные свалки бытовых отходов (пластиковые пакеты, бутылки, жестяные и стеклянные банки, зола) и строительного мусора (доски, битый кирпич), общей площадью не менее 500 кв.м., что указывает на нарушения земельного законодательства, обязанность устранять которые, возложена законом на собственника земельного участка.
Доказательств обратного суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах, требование прокурора о ликвидировании несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения является законным и обоснованным.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание площадь земельного участка, объем работ, необходимых для устранения нарушений законодательства, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет, поэтому с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 20 00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района Республики Хакасия Гончаренко С.Ю., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Краснопольского сельского совета Алтайского района Республики Хакасия о понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать администрацию Краснопольского сельского совета Алтайского района Республики Хакасия ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов (координаты №) площадью не менее 500 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу
Взыскать с администрации Краснопольского сельского совета Алтайского района Республики Хакасия государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 20000 рублей.
Решение может быть обжаловано через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Шаткова
Мотивированное решение суда изготовлено 20 ноября 2024 года.