Решение по делу № 2-2544/2017 ~ М-2451/2017 от 25.10.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.12.2017 Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Орловой Т.А.,

с участием ст. помощника прокурора Тагилстроевского района Петровой С.В.,

представителя ответчика МДБОУ детский сад «Звездочка» комбинированного вида ФИО4 и ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица Нижнетагильского ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» Васильева А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-2544/2017 по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Звездочка» комбинированного вида, Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия,

Установил:

25.10.2017 в Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области поступило исковое заявление прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Звездочка» комбинированного вида в срок до 01.02.2018 создать безопасные условия содержания несовершеннолетних воспитанников детских садов №50, 148, 161 путем оборудования канала передачи тревожных сообщений в Нижнетагильский ОВО филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» или в ситуационные центры «Службы 112»; возложении на Администрацию города Нижний Тагил обязанности финансирования необходимых мероприятий по обеспечению безопасных условий содержания несовершеннолетних воспитанников детских садов №50, 148, 161 МБДОУ ДС «Звездочка».

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указал, что Прокуратурой района в связи с поступившим обращением начальника (Нижнетагильского отдела вневедомственной охраны - филиал федерального государственного казенного учреждения «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» (далее - Нижнетагильский ОВО - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области»), проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования. Установлено, что здания, используемые Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Звездочка» комбинированного вида (далее - МБДОУ д/с «Звездочка»), для размещения детских садов комбинированного вида № 148 по ул.Садовая, 89, № 50 по ул.Садовая, 42 и № 161 по ул.Октябрьской революции, 24 а в г.Нижний Тагил, каналом передачи тревожных сообщений в Нижнетагильский ОВО - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» или в ситуационные центры «Службы 112», не оборудованы. Согласно информации МБДОУ д/с «Звездочка», требования по оборудованию канала передачи тревожных сообщений распространяются только проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий. Требования вневедомственной охраны понуждают образовательное учреждение расторгнуть договор на оказание охранных услуг, заключенный с частным охранным предприятием. Таким образом, МБДОУ д/с «Звездочка» отказывается в добровольном порядке оборудовать используемое для образовательной деятельности здание каналом передачи тревожных сообщений в Нижнетагильский ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» или в ситуационные центры «Службы 112». Отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в образовательном учреждении отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - МДБОУ детский сад «Звездочка» комбинированного вида ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании указали, что в настоящее время требования прокурора в части удовлетворены. Остальные мероприятия будут выполнены в течение срока, указанного прокурором.

Представитель ответчика – Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Нижнетагильского ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» Васильев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд об их удовлетворении в сроки указанные прокурором.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п.п. 1 и 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Исходя из положений п.2 и п. 15 ч.3 ст.28 названного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально - техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большие количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, «тревожной» сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально - техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,    федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно данным нормам, образовательное учреждение несет обязанность о созданию безопасных условий для обучающихся, должно быть оборудовано, в том числе, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112».

Отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в образовательном учреждении отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Исковые требования прокурора направлены на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное образовательное учреждение, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования.

Отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования зданий детских садов каналами передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел, основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, которые могут восполняться, в частности, за счет межбюджетных отношений соответствующих субъектов.

Исковые требования прокурора не понуждают ответчика расторгнуть договор с частной охранной организацией, а лишь указывают на несоблюдение ответчиком положений антитеррористического законодательства и нарушение прав и законных интересов детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.

При этом принцип свободы договора, предусмотренный ст. 421 ГК РФ, нарушен не будет, т.к. п. 6.48 СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения» распространяется на вновь создаваемые здания и сооружения. Согласно приложению «В» к данному своду правил, его требования распространяются на дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения. Кроме того, указанный пункт СП 118.13330.2012 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 6.12.2014 № 1521. В данной ситуации распространение вышеназванных положений на все здания общеобразовательных учреждений (а не только на новые, реконструируемые и капитально ремонтируемые) свидетельствует о предъявлении единых требований безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся.

Как следует из содержания ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», национальные стандарты и своды правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона и которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Из положений СП 118.13330.2012 (п. 6.48) следует, что канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать именно в подразделения вневедомственной охраны или ситуационные центры «Службы 112», а не в организации, осуществляющие частную охранную деятельность.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а также объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).

В силу п. 5 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей антитеррористическая защищенность должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 23 указанных Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения. В частности, в соответствии с п. 31 Требований для передачи тревожных извещений объект (территория) оборудуется устройствами тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями). По п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать системы пожарной и охранной сигнализации, канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В соответствии с п. 34 Требований при поступлении в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, администрацию муниципального образования или правообладателю места массового пребывания людей информации (в том числе анонимного характера) об угрозе совершения или о совершении террористического акта в месте массового пребывания людей должностные лица исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, администрации муниципального образования или правообладатель места массового пребывания людей незамедлительно информируют об этом территориальный орган безопасности, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий посредством имеющихся в их распоряжении средств связи.

Таким образом, законодательством установлена обязанность незамедлительно информировать о террористических актах именно указанные органы, которые располагают необходимыми силами и средствами для пресечения террористических актов и преступлений террористической направленности и к компетенции которых относится применение определенных мер и ограничений для проведения соответствующих операций.

В связи с этим оборудование канала передачи тревожных сообщений в подразделения вневедомственной охраны, входящей в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, одной из основных задач которой является участие в борьбе с терроризмом и обеспечение общественной безопасности, необходимо в целях сокращения времени передачи соответствующей информации и времени реагирования на поступившие сигналы, что требуется для наиболее эффективного пресечения противоправных действий и минимизации последствий происшествий.

Система-112, как следует из приведенных норм, также предназначена для быстрого информационного взаимодействия с компетентными оперативными службами для организации их быстрого реагирования.

Особую значимость соблюдение данных требований приобретает в связи с необходимостью защиты интересов несовершеннолетних воспитанников детских садов, охраны их жизни, здоровья и обеспечения безопасности при осуществлении деятельности образовательного учреждения.

Учитывая изложенное, обязанность ответчика оборудовать канал передачи тревожных сообщений указанным способом следует не только из п.6.48. Свода правил 118.13330.2012, но и из системного толкования и анализа требований приведенных нормативных актов, согласно которым образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств по созданию безопасных условий пребывания в учреждении учащихся (воспитанников) и работников учреждения во время образовательного процесса, обеспечивать охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц наиболее эффективным способом, позволяющим достичь цель минимизации и ликвидации последствий несанкционированных вторжений.

С учетом приведенных норм права, то обстоятельство, что здания образовательных организаций не входят в перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р, не свидетельствует о необоснованности заявленных требований.

Таким образом, факт заключения договора об осуществлении охраны с ЧОП не освобождает ответчика от обязанности принять меры по обеспечению безопасности здания в соответствии с приведенными требованиями и не может свидетельствовать о надлежащем соблюдении образовательным учреждением требований антитеррористического законодательства.

Вышеуказанные нарушения действующего федерального законодательства о противодействии терроризму способствуют снижению – террористической защищенности, а также возможности совершения антитеррористических актов указанного объекта.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»), к которым относится как решение вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), так и участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

При этом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных образовательных учреждений как титульных владельцев зданий, но и органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений, а так же как органов, наделенных публичными функциями защиты пребывающих в нем людей от различных незаконных посягательств.

Установленная ст. 38 Конституции Российской Федерации обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляет содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму.

Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

При данных обстоятельствах суд считает необходимым возложить обязанность по оборудованию канала передачи тревожных сообщений на Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка», а на администрацию муниципалитета - обязанность по обеспечению финансирования установки данной системы, поскольку названный орган местного самоуправления является главным распорядителем средств муниципального бюджета.

Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что предложенный прокурором срок до 01.02.2018 года следует считать разумным.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199, 233-237, 320 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Звездочка» комбинированного вида в срок до 01 февраля 2018 года создать безопасные условия содержания несовершеннолетних воспитанников детских садов №50, 148, 161 путем оборудования канала передачи тревожных сообщений в Нижнетагильский ОВО филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» или в ситуационные центры «Службы 112».

Возложить на Администрацию города Нижний Тагил возложить обязанность финансирования необходимых мероприятий по обеспечению безопасных условий содержания несовершеннолетних воспитанников детских садом №50, 148, 161 МБДОУ детский сад «Звездочка».

Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Звездочка» комбинированного вида государственную пошлину 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий -                 Т.А.Орлова

2-2544/2017 ~ М-2451/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Тагилстроевского района
Ответчики
МКДОУ детский сад "Звездочка"
Администрация города Нижний Тагил
Другие
Нижнетагильский отдел вневедомственной охраны - филиал федерального государственного казенного учреждения "Управление Вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области"
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил
Судья
Орлова Т.А.
25.10.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2017[И] Передача материалов судье
30.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2017[И] Судебное заседание
25.12.2017[И] Судебное заседание
25.12.2017[И] Судебное заседание
25.12.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2018[И] Дело оформлено
31.10.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее