ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 22 ноября 2024 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Паранука М.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием:
старшего помощника прокурора <адрес>
Республики Адыгея ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 об аннулировании документа о дополнительном профессиональном образовании,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивированным тем, что прокуратурой города проведен анализ исполнения законодательства об образовании, труде и занятости, безопасности дорожного движения, а также при реализации национального проекта «Демография».
Проведенным анализом установлено, что ФИО4, являясь единственным учредителем и директором Частного некоммерческого образовательного учреждения по профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан «Учебный центр «Максимум», переименованного ДД.ММ.ГГГГ в Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Максимум» (далее по тексту – ЧНОУ «Учебный центр «Максимум»), осуществляющего деятельность в сфере образования, в том числе в сфере профессиональной подготовки граждан и предоставления данных услуг иным организациям, путем подготовки, переподготовки, повышения профессиональных знаний и стажировки кадрового состава, совершенствования их деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций, в том числе на платной основе, будучи осведомленным о федеральном проекте «Старшее поколение» национального проекта «Демография», а также о том, что в соответствии с Порядком и условиями направления граждан предпенсионного возраста для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, утвержденным Приказом Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ, профессиональное обучение граждан предпенсионного возраста, проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными центрами занятости населения государственными контрактами, за счет бюджетных денежных средств, оплачиваемых центром занятости населения на основании договоров, и актов приема выполненных работ (оказанных услуг), разработал преступный план, направленный на хищение бюджетных денежных средств.
Так, ФИО4, с целью реализации своего преступного умысла, принял необходимые меры, в результате которых, между Государственным заказчиком – Государственным казенным учреждением <адрес> «Центр занятости населения <адрес>», в лице директора ФИО5 и Образовательным учреждением - ЧНОУ «Учебный центр «Максимум», в лице директора ФИО6, заключен Государственный контракт №-ППР от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Государственный заказчик направляет на обучение граждан, а Образовательное учреждение осуществляет образовательное профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное обучение граждан предпенсионного возраста по программе профессиональной переподготовке по очно-заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Директором ГКУ РА «ЦЗН <адрес>» ФИО5, неосведомленным о преступных намерениях ФИО6 принято решение о направлении граждан на обучение, а также заключен договор об организации профессионального и (или) дополнительного профессионального образования граждан.
В дальнейшем, ФИО4 изготовил фиктивные документы, содержащие заведомо ложные и недостоверные сведения, подтверждающие факт обучения граждан в ЧНОУ «Учебный центр «Максимум», которые фактически обучение не проходили, по результатам которого выдано свидетельство №, согласно которому ФИО1, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, якобы прошла обучение в ЧНОУ «Учебный центр «Максимум» и выполнила учебную программу и сдала зачет по дисциплинам.
Таким образом, умышленными действиями ФИО4 совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 159 УК РФ - мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Указанные выводы подтверждены приговором Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО6 по ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159 УК РФ, вступившим в законную силу.
На основании изложенного, прокурор <адрес> просил аннулировать свидетельство № об обучении ФИО1 в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Максимум» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Старший помощник прокурора <адрес> ФИО7, в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, не сообщила суду об уважительных причинах неявки и не предоставила заявление о рассмотрении иска в её отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.
Заслушав старшего помощника прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.
Согласно ч. 11 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 7 статьи 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования.
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образований и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (ч. 8 ст. 60).
Согласно п. 19. Приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведен анализ исполнения законодательства об образовании, труде и занятости.
Проведенным анализом установлено, что ФИО4, являясь единственным учредителем и директором Частного некоммерческого образовательного учреждения по профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан «Учебный центр «Максимум», переименованного ДД.ММ.ГГГГ в Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Максимум» (далее по тексту – ЧНОУ «Учебный центр «Максимум»), осуществляющего деятельность в сфере образования, в том числе в сфере профессиональной подготовки граждан и предоставления данных услуг иным организациям, путем подготовки, переподготовки, повышения профессиональных знаний и стажировки кадрового состава, совершенствования их деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций, в том числе на платной основе, будучи осведомленным о федеральном проекте «Старшее поколение» национального проекта «Демография», а также о том, что в соответствии с Порядком и условиями направления граждан предпенсионного возраста для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, утвержденным Приказом Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ, профессиональное обучение граждан предпенсионного возраста, проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными центрами занятости населения государственными контрактами, за счет бюджетных денежных средств, оплачиваемых центром занятости населения на основании договоров, и актов приема выполненных работ (оказанных услуг), разработал преступный план, направленный на хищение бюджетных денежных средств.
ФИО4 с целью реализации своего преступного умысла, принял необходимые меры, в результате которых, между Государственным заказчиком – Государственным казенным учреждением <адрес> «Центр занятости населения <адрес>», в лице директора ФИО5 и Образовательным учреждением - ЧНОУ «Учебный центр «Максимум», в лице директора ФИО6, заключен Государственный контракт №-ППР от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Государственный заказчик направляет на обучение граждан, а Образовательное учреждение осуществляет образовательное профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное обучение граждан предпенсионного возраста по программе профессиональной переподготовке по очно-заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Директором ГКУ РА «ЦЗН <адрес>» ФИО5, неосведомленным о преступных намерениях ФИО6 принято решение о направлении граждан на обучение, а также заключен договор об организации профессионального и (или) дополнительного профессионального образования граждан.
В дальнейшем, ФИО4 изготовил фиктивные документы, содержащие заведомо ложные и недостоверные сведения, подтверждающие факт обучения граждан в ЧНОУ «Учебный центр «Максимум», которые фактически обучение не проходили, по результатам которого выдано свидетельство №, согласно которому ФИО1, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, якобы прошла обучение в ЧНОУ «Учебный центр «Максимум» и выполнила учебную программу и сдала зачет по дисциплинам.
Таким образом, умышленными действиями ФИО4 совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 159 УК РФ - мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются приговором Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО4 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 69 УК РФ и ему назначено наказание в виде принудительных работ сроком 2 года 6 месяцев с удержанием в доход государства 10% от заработной платы осужденного. Данный приговор вступил в законную силу.
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Исходя из изложенного, ФИО1 соответствующую дополнительную профессиональную программу фактически не освоила и итоговую аттестацию не проходила, в связи с чем, документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке, выдано быть не могло.
В соответствии с положениями ст. 7.1-13акона РФ от 19.04.1991 № «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе, организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности.
Установлено, что денежные средства, выделенные в рамках федерального проекта «Старшее поколение», входящего в состав национального проекта «Демография» являются бюджетными.
При этом выдача документа об образовании лицу, не освоившему дополнительную профессиональную программу и не прошедшему итоговую аттестацию противоречит государственной политике в сфере содействия занятости и нарушает государственные интересы и интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, наличие у ответчика документа об образовании, полученного в нарушение установленного порядка, препятствует осуществлению неопределенным кругом лиц прав и свобод на равный доступ к получению образования, на равный доступ к осуществлению трудовой деятельности на должностях, замещение которых требует определенного уровня образования и квалификации, а кроме того, отсутствие надлежащей проверки полученного уровня образования и квалификации при трудоустройстве. Выдача лицу без предусмотренных законом оснований диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации нарушает трудовые права неопределенного круга лиц в сфере трудоустройства и продвижения о работе с учетом образования, квалификации.
Более того, решением Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Максимум» ликвидировано.
Оценивая в совокупности все вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 об аннулировании документа о дополнительном профессиональном образовании следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233- 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 об аннулировании документа о дополнительном профессиональном образовании, удовлетворить.
Аннулировать свидетельство № об обучении ФИО1 в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Максимум» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене решения суда через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/