Решение по делу № 2а-1020/2020 от 02.07.2020

    Дело № 2а-1020/2020

    УИД ...

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    02 октября 2020 года                                                               г. Чита

           Железнодорожный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Колосовой Л.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите к Кузьменко О.Н. о взыскании задолженности по налогам,

    УСТАНОВИЛ:

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что Кузьменко О.Н. владеет имуществом и земельным участком, которые указаны в налоговом уведомлении от 14.08.2018, не оплатил в установленный срок налоги по требованию налогового органа. Просит взыскать с Кузьменко О.Н. задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме – 2301,00 руб., пени по указанному налогу – 32,45 руб., по земельному налогу с физических лиц в сумме – 1500,00 руб., пени по указанному налогу – 21,16 руб.

    Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 291, частью 7 статьи 150 КАС РФ, а также принимая во внимание положение пункта 3 части 1 статьи 291 КАС РФ, суд рассмотрел административное дело в порядке упрощённого (письменного) производства, о чем вынесено определение.

    Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Как следует из части 1 статьи 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

       Положениями пункта 4 статьи 57, пунктов 1, 3 статьи 363, пунктов 1, 4 статьи 397, пунктов 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

       Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря (по налогам за 2014 год - не позднее 1 октября) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

           В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

        Как видно из материалов дела, Кузьменко О.Н., ... года рождения, состоит на налоговом учете в МИФНС № 2 по г. Чите, является плательщиком налога на имущество физических лиц и налога на землю. При этом в установленный законом срок о 03.12.2018 не оплатил налог на имущество физических лиц и на землю за 2017 год, в связи с чем, ему начислены пени.

       Направленное в соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности по налогам и пени ... в срок до 06.03.2019 должником также не исполнено.

    Согласно расчету, на дату предъявления иска в суд административный ответчик имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме – 2301,00 руб., пени по указанному налогу – 32,45 руб., по земельному налогу с физических лиц в сумме – 1500,00 руб., пени по указанному налогу – 21,16 руб., всего 3854,61 руб. Указанную задолженность административный истец просит взыскать.

    В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

    При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

           Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 НК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).

       При этом в соответствии с абзацем 2 пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

           В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, должнику в соответствии со ст. 69 НК РФ направлялось требование ... об уплате налога и пени по состоянию на 28.01.2019, которое должником в установленный срок до 06.03.2019 не исполнено.

    Следовательно, в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ обратиться в суд с иском о взыскании задолженности МИФНС была вправе в срок до 06.09.2019. С заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье налоговый орган обратился 25.02.2020, то есть с пропуском срока для обращения в суд. Определением мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Читы от 13.05.2020 судебный приказ от 25.02.2020 по заявлению должника отменен.

    Доказательств невозможности своевременно обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в пределах установленного законом срока ввиду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, в материалах дела не имеется.

    Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока административным истцом в данном иске не заявлено.

    При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным иском о взыскании задолженности по налогам. При проявлении достаточной меры заботливости административный истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок, однако такой способ защиты своего права своевременно не избрал.

    Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

           Своевременность подачи административного искового заявления в рассматриваемом случае зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом, доказательств иного налоговым органом не представлено.

           В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

         При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

           Руководствуясь статьями 175-178, 219 ч. 8, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

    РЕШИЛ:

            В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите к Кузьменко О.Н. о взыскании задолженности по налогам отказать.

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Читы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

           Судья                                                                                Л.Н. Колосова

2а-1020/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите
Ответчики
Кузьменко Олег Николаевич
Суд
Железнодорожный районный суд г. Чита
Судья
Колосова Леонора Николаевна
Дело на сайте суда
gd.cht.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация административного искового заявления
02.07.2020Передача материалов судье
03.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
02.10.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
02.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее