Решение по делу № 2-347/2017 ~ М-334/2017 от 16.10.2017

Дело № 2-347/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

     пос. Гайны                                                                                    26 октября 2017 года

Гайнский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Назаровой М.И.,

при секретаре Еловиковой О.А.,

с участием представителя ответчика администрации Гайнского муниципального района - Алейниковой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исковое заявление Алёхина Эдуарда Алексеевича к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, ТУ МСР Пермского края по КПО отделу по Гайнскому району, администрации Гайнского муниципального района об обязании ответчиков предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения,

установил:

Алёхин Э.А. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края в КПО в лице Отдела по Гайнскому району, администрации Гайнского муниципального района об обязании ответчиков предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что он относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, так как его отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Жилого помещения на праве собственности не имеет. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ТУ МСР ПК по КПО поставлен на учёт, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Просит суд обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Пермского края.

В судебное заседание Алёхин Э.А. не явился, надлежащим образом был извещён о времени и месте рассмотрения дела. Посредством телефонной связи сообщил суду, что в судебное заседание явиться не может, просил рассмотреть дело без его участия, на заявленных исковых требованиях настаивает.

Представитель ответчика - администрации Гайнского муниципального района Алейникова Н.Л. пояснила, что Алёхин Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и решением комиссии ТУ МСР ПК по КПО от ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени Алёхин Э.А. жилым помещением не обеспечен. С 01.07.2017 года в соответствии с Законом Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полномочия на предоставление жилых помещений детям-сиротам переданы органам местного самоуправления, администрации Гайнского муниципального района. С исковыми требованиями Алёхина Э.А. не согласны, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения будет нарушать права других лиц из числа детей- сирот, которые также подлежат обеспечению жилым помещением.

Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения дела. В адрес суда направили возражение на исковое заявление, в котором указали, что просят рассмотреть дело без участия их представителя, с заявленными требованиями Алёхина Э.А. не согласны в связи с тем, что Законом Пермского края от 10 мая 2017 г. № 88-ПК внесены изменения в Закон № 1939-419, в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который вступил в силу с 1 июля 2017 года. В соответствии с новым законодательством формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме, утверждённой нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Сводный список ежеквартально формируется и утверждается Министерством социального развития Пермского края, на основании представленных списков, утверждёнными главами органов местного самоуправления. Списки, сформированные органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до вступления в силу Закона № 87-ПК, т.е. территориальными органами Министерства социального развития Пермского края подлежат передаче органам местного самоуправления Пермского края по месту их жительства для включения в указанный список в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 87-ПК. Законом Пермского края от 10 мая 2017 года № 88-ПК предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями на неограниченный срок. Финансирование расходов на осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется за счёт средств бюджета Пермского края в форме субвенций на строительство и (или приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд, перечисляемых в бюджеты муниципальных образований Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Законом Пермского края от 26 апреля 2017 года № 94-ПК внесены изменения в Закон Пермского края «О бюджете Пермского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», в том числе передаваемых субвенций с 2017 году в бюджеты 47 муниципальных районов на предоставление жилых помещений детям- сиротам, а также субвенций на содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда. Органы местного самоуправления обеспечены средствами бюджета Пермского края на реализацию передаваемых государственных полномочий. Частью 2 ст. 3 Закона № 88-ПК предусмотрено, что предоставление жилых помещений во исполнение судебных решений о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот, принятых до вступления в силу настоящего Закона, то есть до 01.07.2017 года, является полномочием Правительства Пермского края. В связи с чем просят Алёхину Э.А. в удовлетворении исковых требований к Правительству Пермского края отказать. Исключить Правительство Пермского края из числа ответчиков, как не надлежащего ответчика.

Представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела. Направили в суд письменное возражение с ходатайством о рассмотрении дела без участия их представителя. При этом указали, что министерство не уполномочено в соответствии с изменениями в законодательство на предоставление жилых помещений детям-сиротам. С 01.07.2017 года органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просят суд исключить Министерство социального развития Пермского края из числа ответчиков, как ненадлежащего ответчика. В удовлетворении исковых требований Алёхину Э.А. к Министерству социального развития Пермского края отказать.

Представитель ответчика ТУ МСР Пермского края по Коми-Пермяцкому округу отдела по Гайнскому району в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещён о времени и месте рассмотрения дела. В адрес суда направили возражение на исковое заявление в котором указали, что в связи с принятым законом № 88-ПК от 10.05.2017 года администрация Гайнского муниципального района наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все учетные дела, в том числе учетное дело Алёхина Э.А., передано в администрацию Гайнского муниципального района. ТУ МСР Пермского края по Коми-Пермяцкому округу отдела по Гайнскому району является не надлежащим ответчиком по делу.

В судебном заседании изучены материалы дела.

Выслушав истца, представителя ответчика – администрации Гайнсмкого муниципального района, изучив возражения на исковое заявление, оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 08.12.2013) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:

1) по достижении возраста 18 лет;

2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;

3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона Пермской области N 1939-419 от 29.12.2004 г. жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров. Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 в ред. Закона Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК).

В судебном заседании установлено, что Алёхин Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти.

Согласно решению комиссии по рассмотрению документов отдела по Гайнскому муниципальному району ТУ МСР ПК по КПО от ДД.ММ.ГГГГ Алёхин Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.

Алёхин Э.А. в собственности жилых помещений на территории Гайнского района Пермского края не имеет. По сведениям регистрирующих органов жилых помещений на праве собственности Алёхин Э.А. не имел и не имеет. В приватизации жилых помещений на территории Гайнского района Пермского края не участвовал. Имеет регистрацию по адресу: <адрес> квартире, принадлежащей на праве собственности Алёхиной Е.А., которая приходится ему тётей.

В настоящее время Алёхин Э.А. проживает в <адрес>. Жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен.

Законодательным Собранием Пермского края 20 апреля 2017 года принят Закон Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Настоящий Закон определяет правовые и финансовые основы наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия, дети-сироты) (статья 1 Закона № 88-ПК).

В соответствии со ст. 3 Закона № 88-ПК органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;

4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

5) принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; (Пункт 5 части 1 статьи 3 вступает в силу с 1 января 2018 года)

6) обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены.

Таким образом, полномочия по принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения возложены на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию Гайнского муниципального района.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Алёхин Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, решением комиссии ТУ МСР ПК по КПО от ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Алёхина Э.А. о предоставлении ему жилого помещения, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь нормами Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС ПК 20.04.2017), вступившим в законную силу 01.07.2017 года в удовлетворении исковых требований Алёхину Э.А. к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, ТУ МСР Пермского края по КПО отделу по Гайнскому району об обязании ответчиков предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, следует отказать, поскольку они не являются надлежащими ответчиками по делу.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Алёхина Э.А. подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Алёхина Эдуарда Алексеевича удовлетворить частично.

      Возложить на администрацию Гайнского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Алёхину Эдуарду Алексеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, Пермской области, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, на территории субъекта Российской Федерации, Пермского края, в том месте, где ему по месту жительства, будет предоставлено жилое помещение.

В удовлетворении остальных требований Алёхину Эдуарду Алексеевичу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца через Гайнский районный суд.

Председательствующий:                                       М.И.Назарова

2-347/2017 ~ М-334/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Алехин Э.А.
Ответчики
Министерство социального развития Пермского края
Администрация Гайнского района
Отдел по Гайнскому району ТУ МСР ПК по КПО
Правительство Пермского края
Суд
Гайнский районный суд
Судья
Назарова Марина Ивановна
16.10.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2017[И] Передача материалов судье
17.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2017[И] Судебное заседание
26.10.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2018[И] Дело оформлено
01.02.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее