Решение по делу № 2-7648/2013 ~ М-8522/2013 от 30.07.2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ                                г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего                            Горлова А.С.

при секретаре                                Кузьменко Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации МО г. Краснодар, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата КК» об установлении кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации МО г. Краснодар, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата КК» об установлении в качестве кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 940 кв.м. кадастровый номер 23:43:0126007:2187, расположенного по <адрес> г. Краснодара, рыночную стоимость.

В обоснование требований указано, что ФИО2 является арендатором земельного участка общей площадью 940 кв.м. кадастровый номер 23:43:0126007:2187, расположенного по <адрес> г. Краснодара. Согласно кадастрового паспорта от 01.08.2012г. кадастровая стоимость указанного участка составляет <данные изъяты>. Истец считает, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и является существенно завышенной и тем самым нарушает ее права как арендатора и налогоплательщика, так как кадастровая стоимость земельного участка существенно влияет на размер арендной платы.

В судебном заседании представитель истца по доверенности заявленные требования поддержал, просил требования удовлетворить.

Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности в судебном заседании против заявленных требований возражала, пояснила, что Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата КК» по доверенности в судебном заседании против заявленных требований возражала. Пояснила, что процедура государственной кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка полностью соблюдена и оснований для ее пересмотра нет. Просила в заявленных требованиях отказать.

Представитель администрации МЩ г. Краснодар по доверенности ФИО3 в судебном заседании против заявленных требований возражала, просила в иске отказать полностью.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом, ФИО2 является арендатором земельного участка общей площадью 940 кв.м. кадастровый номер 23:43:0126007:2187, расположенного по <адрес> г. Краснодара на основании договора от 30.04.2013г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09.08.2012г.

Арендодателем указанного участка является администрация МО г. Краснодар.

Согласно кадастрового паспорта от 01.08.2012г. № 2343/12/12-483421, выданного филиалом ФГБУ «ФКП ФСГР КК» кадастровая стоимость указанного участка составляет <данные изъяты>.

В исковом заявлении истец указала, что кадастровая стоимость земельного участка явно не соответствует его рыночной стоимости, которая согласно отчету «Об определении рыночной стоимости земельного участка общей площадью 940 кв.м. кадастровый номер 23:43:0126007:2187, расположенного по <адрес> г. Краснодара» от 15.04.2013г. составленного ООО «Центр судебной экспертизы» рыночная стоимость указанного земельного участка составляет <данные изъяты>.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Ст. 3 Федерального закона № 221-ФЗ определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Предусмотренные Федеральным законом № 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона № 221-ФЗ в целях применения установленных данным Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

На основании пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Права истца, нарушенные в результате несоответствия внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Согласно экспертного заключения от 25.10.2013г. ООО «Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности» назначенной по настоящему делу судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка общей площадью 940 кв.м. кадастровый номер 23:43:0126007:2187, расположенного по <адрес> г. Краснодара составила <данные изъяты>.

Доводы Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, необоснованны, т.к. в результате определения управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю кадастровой стоимости участка в нарушение правил проведения государственной кадастровой оценки земель не была учтена информация о рыночной стоимости объектов недвижимости.

Поскольку истец является арендатором земельного участка, находящегося в публичной собственности, размер арендной платы за пользование которым установлен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, необоснованно завышенная кадастровая стоимость земельного участка нарушает права истца, как арендатора.

Возможность оспаривания результатов кадастровой оценки не только правообладателями, но и любыми иными заинтересованными лицами разъясняется также Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости (Разъяснения Минэкономразвития РФ от 27.05.2011).

Суд приходит к выводу, что составленный по итогам проведенной по делу экспертизы отчет об оценке от 25.10.2013г. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков и принимается судом в качестве допустимого доказательства по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО2 – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 951 кв.м. кадастровый номер 23:43:0126007:2187, расположенного по <адрес> г. Краснодара в размере <данные изъяты>.

Данное решение является основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости и ЕГРП по кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0126007:2187, площадью 940 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара в течение 1 месяца со дня его вынесения.

Председательствующий-

2-7648/2013 ~ М-8522/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ермолова Ольга Георгиевна
Ответчики
УФСГР КиК по Кк
АМО г. Краснодар
Суд
Ленинский районный суд г. Краснодара
Судья
Горлов А.С.
30.07.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2013[И] Передача материалов судье
30.07.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2013[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.08.2013[И] Предварительное судебное заседание
20.08.2013[И] Судебное заседание
30.10.2013[И] Производство по делу возобновлено
07.11.2013[И] Судебное заседание
07.11.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2014[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2014[И] Дело оформлено
01.04.2015[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее