Решение по делу № 2-430/2016 от 25.01.2016

Дело № 2-430/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,

при секретаре Кем Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске

22 апреля 2016 года

гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Прокопьевская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий, направленных на выполнение санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Киселевске, городе Прокопьевске и <адрес> (далее – ТО Роспотребнадзора) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере предоставления медицинских услуг в установленные сроки.

Исковые требования мотивирует тем, что при проведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой проверки по исполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» установлено, что из 24 пунктов предписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнены 3 пункта:

- по <адрес>ной больнице, расположенной по адресу: <адрес>, в нарушение                 п. 2.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» не выполнено ограждение территории (п. 3);

- по процедурным кабинетам неврологического, гинекологического, хирургического, терапевтического отделений МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ», осуществляющих деятельность по адресу: <адрес> в <адрес>, в нарушение ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» не предусмотрено кондиционирование воздуха (п. 8);

- по центральному стерилизационному отделению (ЦСО) МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» по адресу: <адрес> в <адрес> предстерилизационная очистка и стерилизация изделий медицинского назначения в нарушение п. 3.14 разд. I, пунктов 1.7, 2.12, 2.16 разд. II СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» проводится децентрализовано (п. 28).

В связи с этим на юридическое лицо МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» составлен административный материал по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и постановлением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вина юридического лица МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» установлена и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Однако ответчик продолжает осуществлять свою деятельность, не выполнив вышеназванные требования законодательства, тем самым нарушаются конституционные права неопределенного круга граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на жизнь.

Учитывая, что истцом исчерпаны все меры административного воздействия в отношении ответчика, ТО Роспотребнадзора, реализуя свое право на обращение в суд с заявлением в порядке ст. 46 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит суд обязать МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уточнения исковых требований на л.д. 51-53) провести необходимые мероприятия по устранению допущенных нарушений, а именно:

- выполнить ограждение территории <адрес>ной больницы, расположенной по адресу: <адрес>;

- в процедурных кабинетах неврологического, гинекологического, хирургического, терапевтического отделений, осуществляющих деятельность по адресу: <адрес> в <адрес>, предусмотреть кондиционирование воздуха.

Кроме того, обязать МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» проводить на постоянной основе предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения централизовано, в предусмотренной для этих целей централизованной стерилизационной по <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании представитель истца – Ивченкова Н.В., ведущий специалист-эксперт, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные исковые требования поддержала полностью по изложенным в заявлении основаниям, настаивала на удовлетворении исковых требований об обязании ответчика установить ограждение территории <адрес>ной больницы по всему периметру в срок до ДД.ММ.ГГГГ Пояснила, что по территории больницы в настоящее время проходит поселковая дорога, что не допустимо по нормам СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 и требованиям безопасности. Процедурные кабинеты неврологического, гинекологического, хирургического, терапевтического отделений МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» относятся к классу чистоты Б, поэтому в силу п. 6.25 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в них необходимо предусматривать кондиционирование воздуха с использованием специально предусмотренных систем и оборудования, установка рециркуляторов воздуха, гидрометров требованиями СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 не предусмотрена. Ответчик имеет возможность осуществлять установку кондиционеров поэтапно. Однако, считает, что предложенный ответчиком срок устранения данных нарушений до 2020 года является чрезмерным и не допустимым с учетом того, что ответчик к выполнению данных требований с 2014 г., когда было вынесено предписание, не приступал, отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения ответчика от выполнения требований закона. В МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» проводятся парентеральные, инвазивные манипуляции с использованием стерильных изделий медицинского назначения, которые после использования подвергаются при профилактической и очаговой дезинфекции обеззараживанию, а изделия многократного применения – также предстерилизационной очистке и стeрилизации. Предстерилизационная очистка и стeрилизация проводятся в ЦСО, а при их отсутствии - в отделениях лечебных организаций систематически во всех случаях при подготовке изделий к предстоящим медицинским манипуляциям, при которых эти изделия будут соприкасаться с кровью, раневой поверхностью, инъекционными препаратами или при которых имеется риск повреждения слизистых оболочек. Исходя из требований СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, организация в отделениях МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» мест для предстерилизационной очистки с установлением сдвоенных раковин, использование изделий медицинского назначения одноразового использования не могут освободить ответчика от обязанности централизованно и на постоянной основе проводить предстерилизационную очистку и стeрилизацию изделий медицинского назначения в условиях специально созданной для этих целей централизованной стерилизационной.

Представитель ответчика МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» - Баус Т.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ТО Роспотребнадзора признала только в части возложения обязанности выполнить ограждение территории <адрес>ной больницы в срок не ранее 2020 года из-за отсутствия финансирования. В части требований организовать в процедурных кабинетах отделений больницы устройства для кондиционирования воздуха и централизованного проведения предстерилизационной очистки и стeрилизации изделий к предстоящим медицинским манипуляциям в условиях централизованной стерилизационной возражала, поддержав письменные возражения на иск (л.д. 65-67), пояснила, что с целью контроля за нормированием температуры и влажности воздуха в помещениях чистоты класса Б, а именно в процедурных кабинетах неврологического, гинекологического, хирургического, терапевтического отделений установлены термопсихрометры (гигрометры), по которым ежедневно отслеживается температурно-влажностный режим, результаты фиксируются в журналах учета показаний гигрометра и соответствует нормируемым параметрам, установленным СанПиН, нарушений в части микроклимата со стороны ТО Роспотребнадзора выявлено не было. Кондиционеры медицинского исполнения являются дорогостоящими, их установка в здании больницы, 1952 года постройки, потребует проведения реконструкции и перепланировки помещений, что в условиях недостатка денежных средств может сказаться на качестве оказания медицинской помощи населению. В ЦРБ централизованное отделение для стерилизации (ЦСО) не предусмотрено, есть только кабинет стерилизации, в котором имеются два анклава для стерилизации, функциональные возможности которых не позволяют проводить предстерилизацию и работу по стерилизации медицинского инвентаря в централизованном порядке для нужд всей больницы. Кроме того, в отделениях больницы установлены двойные раковины, постепенно осуществляется переход на одноразовое оборудование, поскольку нормы СанПин в данной части носят рекомендательный характер, поэтому полагает об отсутствии необходимости централизованного проведения стерилизации инвентаря.

Свидетель ФИО3, работающий в МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» завхозом, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 185-187) пояснил, что для оборудования ограждения территории подведомственной <адрес>ной больницы потребуется значительное время, поскольку необходимо произвести частичную вырубку леса по периметру. Во исполнение предписания ТО Роспотребнадзора в марте 2016 в ЦРБ установлены двойные раковины для раздельного мытья рук и стерилизации медицинского инвентаря: в гинекологическом отделении 4 раковины, в стоматологическом - 3 раковины; в ЛОР-отделении и в хирургическом отделении сдвоенные раковины установлены в прошлом году, подведена горячая и холодная вода. Сухожаровые шкафы установлены в каждом отделении, кроме неврологического. В больнице штатного ЦСО не имеется, есть помещение стерализационной, в котором работает один сотрудник. Стерализационная оборудована анклавом для дезинфекции инструментария, но фактически работает только один шкаф, поэтому надлежащей мощности для стерилизации инвентаря всей больницы в этом помещении не хватает.

Заслушав представителей сторон, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статей 2, 41 и 42 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь благоприятную окружающую среду.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии со ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность.

МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» действует на основании Устава, утвержденного распоряжением администрации Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р (л.д. 190-207).

В соответствии с Уставом МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» (Учреждение) является бюджетной некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере здравоохранения для удовлетворения общественной потребности в медицинском обслуживании населения муниципального образования Прокопьевский муниципальный район, которое является Учредителем и собственником имущества Учреждения.

Юридический адрес, местонахождение и почтовый адрес Учреждения: 653007, <адрес>.

Учреждение финансируется за счет средств федерального областного и местного бюджетов, обязательного медицинского страхования, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Источниками финансирования являются: субсидии из бюджета на выполнение муниципального задания (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю); субсидии из бюджета на иные цели; субсидии из бюджета на исполнение публичных обязательств; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; бюджетные ассигнования и другие поступления; внебюджетные средства; капитальные вложения; безвозмездные, благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений, граждан; иные источники в соответствии с законодательством РФ (пункты 1.8, 3.9).

Целью деятельности Учреждения является охрана здоровья граждан, сохранение и восстановление здоровья обслуживаемого населения путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий в системе обязательного и добровольного медицинского страхования, включая специализированные виды.

Учреждение имеет в своем составе обособленные подразделения без права юридического лица, действующие на основании положений, утвержденных руководством Учреждения, в том числе:

- МБУЗ «Прокопьевская центральная районная больница», включающее в себя стационар (терапия, хирургия, неврология, гинекология) и <адрес>ную поликлинику, оказывающие профилактическую, лечебно-диагностическую и консультативную медицинскую помощь (653007, <адрес>);

- <адрес> больница с ОВП, стационаром (педиатрия) – (653250. <адрес>).

Право собственности на 2-х этажное здание МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» с подвалом, общей площадью 2 552,9 кв.м., и на одноэтажное здание нервного отделения ЦРБ, общей площадью 333,8 кв.м., находящиеся по адресу <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за муниципальным образованием – <адрес> на основании <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Реестр нежилого недвижимого муниципального имущества <адрес>», что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 172), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 173).

Указанное имущество передано собственником и закреплено за ответчиком на праве оперативного управления для осуществления права владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, муниципальным заданием и назначением имущества. При осуществлении права оперативного управления имуществом МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» обязалось, в числе прочего осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества (пункты 3.3, 3.7 Устава).

Согласно техническому паспорту здания МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» с экспликацией к поэтажному плану (л.д. 155-164), справке МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» (л.д. 55), здание больницы является 2-х этажным кирпичным строением 1-ой группы капитальности, включает подвал, общей площадью 126,90 кв.м, первый этаж, общей площадью 126,90 кв.м, второй этаж, общей площадью 873,40 кв.м, введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

На территории МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» расположены: административное здание с поликлиникой; 2-х этажные отдельно стоящие корпуса, в которых размещены санпропускник, гинекологическое, терапевтическое, хирургическое отделения с кабинетами и подсобными помещениями; одноэтажное здание, в котором расположены прачечная, бактериологическая лаборатория; одноэтажное здание нервного отделения; складское помещение и гараж. Хирургическое отделение занимает два этажа 2-х этажного корпуса, гинекологическое отделение размещено на первом этаже 2-х этажного корпуса, терапевтическое отделение – на втором этаже 2-х этажного корпуса.

Согласно техническому паспорту здания нервного отделения МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» с экспликацией к поэтажному плану (л.д. 155-164), здание нервного отделения является одноэтажным кирпичным строением 1-ой группы капитальности, включает 26 помещений кабинетов, площадью от 5,6 кв.м до 19,9 кв.м, и подсобных помещений, коридоры (л.д. 165-171).

Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (пункт 1.1) и предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации (пункт 1.2).

Таким образом, МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» является юридическим лицом (медицинской организацией), осуществляющим в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность, и обязано соблюдать требования санитарных правил и норм.

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по КО в городе Киселевске, городе Прокопьевске и <адрес> осуществлена плановая выездная проверка соблюдения в деятельности требований санитарно-эпидемиологического законодательства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной плановой проверки был составлен Акт в отношении МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ», в соответствии с которым были выявлены нарушения санитарного законодательства, в том числе СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», статей 11, 24, 27, 29, 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Так, здание МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» оборудовано системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением. Во всех помещениях предусмотрена возможность естественного проветривания. Самостоятельные системы вентиляции и кондиционирование воздуха предусмотрены в операционных гинекологического, хирургического отделений. В процедурных кабинетах неврологического, гинекологического, хирургического и терапевтического отделений кондиционирование воздуха не предусмотрено, что является нарушением требований ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

При наличии центрального стерилизационного отделения (ЦСО) в МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» предстерилизационная очистка, стерилизация многоразового хирургического инструментария проводятся децентрализовано, непосредственно в кабинетах приема, вручную, что является нарушением п. 3.14 разд. I, пунктов 1.7, 2.12, 2.16 разд. II СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», ст.ст. 11, 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Кирпичное здание <адрес>ной больницы с ОВП, стационаром является 2-х этажным, отдельно стоящим строением. Территория больницы не ограждена, что является нарушением п. 2.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (л.д. 84-105).

ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными нарушениями санитарного законодательства и с целью их устранения, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей в адрес МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Киселевске, городе Прокопьевске и <адрес> – главным специалистом-экспертом ФИО5 было выдано предписание об устранении выявленных нарушений с указанием их полного перечня в 65 пунктах со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, которое в установленный срок ответчиком не обжаловалось (л.д. 9-30).

Для проверки исполнения МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» предписания от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ –ВН специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Киселевске, городе Прокопьевске и <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» в присутствии главного врача ФИО6

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной внеплановой проверки был составлен Акт -ВН в отношении МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ», из которого следует, что ответчиком не исполнены три пункта предписания от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

- не выполнено ограждение территории <адрес>ной больницы, расположенной по адресу: <адрес>, в нарушение п. 2.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (пункт 3);

- в процедурных кабинетах неврологического, гинекологического, хирургического, терапевтического отделений МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ», осуществляющих деятельность по адресу: <адрес> в <адрес>, в нарушение ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» не предусмотрено кондиционирование воздуха (пункт 8);

- предстерилизационная очистка и стерилизация изделий медицинского назначения в МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» по адресу: <адрес> в нарушение п. 3.14 разд. I, пунктов 1.7, 2.12, 2.16 разд. II СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» проводится децентрализовано              (пункт 28).

ДД.ММ.ГГГГ главный специалист-эксперт ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КО в городе Киселевске, городе Прокопьевске и <адрес> ФИО5 составила в отношении юридического лица МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» протокол            об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 31-32).

Факт привлечения к административной ответственности МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» в предусмотренном законом порядке не оспорен и не обжалован. Главный врач МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» ФИО6 в своем объяснении в протоколе указала, что нарушения будут устранены по мере поступления средств.

ДД.ММ.ГГГГ на основании данного протокола мировым судьей судебного участка № <адрес> было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19,5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 217-218).

Судом при рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ», осуществляя свою деятельность, не выполнило в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ пункты 3, 8, 28 законного предписания об устранении нарушений законодательства от 14.058.2014 г. органа, осуществляющего государственный надзор. Представитель МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» Баус Т.Ю. вину юридического лица в совершенном правонарушении признала, данное обстоятельство суд признал в качестве смягчающего наказание юридическому лицу. В качестве отягчающего административную ответственность МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» обстоятельства суд признал то, что ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В абз. 4 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» содержится разъяснение, что на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, по аналогии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, следует определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

То есть, вступившее в законную силу постановление и (или) решение судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление, для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий данного лица, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они указанным лицом, являются обязательными.

Таким образом, суд, применяя аналогию закона, считает, что вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указывает на допущенные юридическим лицом - МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, выразившиеся в невыполнении в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ пунктов 3, 8, 28 предписания об устранении нарушений законодательства от 14.058.2014 г. , выданного территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Киселевске, городе Прокопьевске и <адрес> при осуществлении государственного надзора, которые являются обязательными для суда по настоящему делу.

В судебном заседании представитель ответчика МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» не возражала против удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности выполнить ограждение территории <адрес>ной больницы, расположенной по адресу: <адрес>, но просила установить срок для этого до 2020 года с учетом большого объема работ и недостатка финансирования.

Из обзорной фотографии <адрес>ной больницы от ДД.ММ.ГГГГ видно, что прилегающая к зданию территория не огорожена до настоящего времени (л.д. 145).

В пояснительной записке от ДД.ММ.ГГГГ главный врач <адрес>ной больницы указал о том, что к нему, как к депутату <адрес> Совета народных депутатов, обращались жители <адрес>, к домам которых по территории больницы проходит дорога, обеспокоенные тем, что в результате ограждения территории больницы доступ к жилым домам будет закрыт, будет затруднена доставка больных личным автотранспортом пациентов, особенно в вечернее время и в выходные дни (л.д. 57).

В силу п. 2.5 разд. I СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» через территорию лечебного учреждения не должны проходить магистральные инженерные и транспортные коммуникации.

В п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приведено понятие автомобильная дорога как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств.

Следовательно, в силу прямого законодательного запрета по территории <адрес>ной больницы дорога, которая отнесена к транспортным коммуникациям, проходить не должна.

Пунктом 2.13 разд. I СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» территория лечебного учреждения должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена.

Отсутствие ограждения по периметру территории <адрес>ной больницы нарушает требования Федерального закона «О противодействии терроризму», так как не исключает доступ террористических элементов на территорию и затем в помещения лечебно-профилактического учреждения, которое является социально значимым для населения.

Таким образом, суд требования территориального отдела Роспотребнадзора в данной части находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем возлагает на ответчика МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» обязанность выполнить ограждение по периметру территории <адрес>ной больницы.

Оценивая возражения представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части, суд находит позицию ответчика основанной на неверном толковании норм права.

Так, доводы об отсутствии оснований для установки кондиционеров в процедурных кабинетах представитель ответчика обосновывает тем, что положения пункта 6.25 разд. I СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» носят рекомендательный (необязательный) характер, в то время как территориальным отделом Роспотребнадзора в обособленном подразделении МБУЗ «Прокопьевская центральная районная больница» не выявлено нарушений в результате бактериологических исследований параметров микроклимата: влажности, скорости движения и температуры воздуха, что подтверждено экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований, испытаний -ОКГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106-113).

В связи с указанным, МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» обращалось за разъяснениями относительно обоснованности требований истца в Управление Роспотребнадзора по <адрес>.

Из ответа о рассмотрении данного обращения от ДД.ММ.ГГГГ , подписанного заместителем руководителя ФИО4, следует, что в соответствии с п. 6.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» для обеспечения нормируемой температуры и влажности воздуха в помещениях классов чистоты А – особо чистые помещения (операционные, послеоперационные и т.д.) и класса чистоты Б – чистое помещение (малые операционные, процедурные, асептические перевязочные и т.д.) кондиционирование воздуха с использованием систем и оборудования, разрешенных для этих целей в установленном порядке, предусматривать необходимо.

По заданию на проектирование возможно оснащение системами кондиционирования помещений класса В – условно чистое помещение, где количество микроорганизмов не нормируется (боксы палатных отделений, боксированные палаты, кабинеты врачей, помещения дневного пребывания пациентов, кабинеты функциональной диагностики, процедурные эндоскопии (кроме бронхоскопии) и т.д.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в процедурных кабинетах неврологического, гинекологического, хирургического, терапевтического отделений, осуществляющих деятельность по адресу: <адрес>, ответчиком установлены гигрометры психрометрические, с помощью которых осуществляется ежедневный контроль за параметрами влажности и температуры воздуха, результаты измерения фиксируются в специальных журналах (л.д. 118-142).

Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривала, что процедурные кабинеты относятся к классу чистоты Б - то есть к чистым помещениям, однако настаивала на том, что с учетом рекомендательного (необязательного) характера положений п. 6.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 для лечебных учреждений, введенных в эксплуатацию в 1952-1953 годах, к которым относится МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ», принятые ответчиком меры по контролю за микроклиматом являются достаточными и экономически целесообразными.

Суд не может согласиться с утверждением представителя ответчика, поскольку данное утверждение основано на неверном толковании норм права.

Из паспорта и инструкции по эксплуатации гигрометра психрометрического ВИТ-2 видно, что данный тип гигрометра предназначен для измерения относительной влажности и температуры воздуха, который основывается на зависимости между влажностью воздуха и психрометрической разницей, то есть разницей показаний «сухого» и «увлажненного» термометров, которыми комплектуется гигрометр ВИТ, что состоят в термодинамическом равновесии с окружающей средой. При этом, психрометрическая таблица, по которой определяется относительная влажность воздуха, действительна при определенной скорости вертикальных воздушных потоков (скорости аспирации), которые омывают гигрометр. При эксплуатации гигрометра ВИТ-2 скорость аспирации должна быть в пределах от 0,5 до 1,0 м/сек. и измеряться предварительно с помощью анемометра крыльчатого У5 по ГОСТ 6376-74. При эксплуатации гигрометры подлежат поверке или калибровке в зависимости от области применения, межповерочный интервал составляет не более 2-х лет (л.д. 114-117).

Исходя из анализа технических характеристик и специфики эксплуатации гигрометра психрометрического ВИТ-2, суд полагает о том, что наличие гигрометров в процедурных кабинетах ответчика позволяет лишь контролировать параметры (относительную влажность и температуру) воздуха, однако сами по себе гигрометры не обеспечивают возможность кондиционирования воздуха в данных помещениях.

Однако, из буквального толкования положений пункта 6.25 разд. I СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» следует прямое (императивное) требование о необходимости обеспечить нормируемую температуру и влажность воздуха в помещениях класса чистоты А, а также класса чистоты Б – чистое помещение, к которым относятся процедурные кабинеты, путем кондиционирования воздуха с использованием систем и оборудования, разрешенных для этих целей в установленном порядке.

По мнению суда, именно такое разъяснение положений пункта 6.25 разд. I СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 было дано ответчику заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО4 в ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ , которое исключает саму возможность рекомендательной (необязательной) трактовки относительно требований о кондиционировании воздуха в процедурных кабинетах (в помещениях класса чистоты Б) только с использованием систем и оборудования, специально разрешенных для этих целей.

Очевидно, что используемые ответчиком в процедурных кабинетах по адресу: <адрес> гигрометры психрометрические ВИТ-2 не могут быть отнесены и не относятся к системам и оборудованию, которые разрешены для использования в лечебных учреждениях, в частности введенных в эксплуатацию в 1952-1953 годах, в целях обеспечения нормируемой температуры и влажности воздуха, кондиционирования воздуха в помещениях класса чистоты А и Б.

В соответствии с п. 3.14 разд. I СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в медицинских организациях, где проводятся парентеральные манипуляции с применением многоразового медицинского инструмента, следует предусматривать центральные стерилизационные отделения (ЦСО), площадь и состав которых определяется профилем и мощностью учреждения.

При проведении инвазивных манипуляций во всех отделениях и амбулаторно-поликлинических организациях используются стерильные изделия медицинского назначения, которые после использования подвергаются при профилактической и очаговой дезинфекции обеззараживанию, а изделия многократного применения - также предстерилизационной очистке и стерилизации, которые проводятся в ЦСО, а при их отсутствии в отделениях лечебной организации систематически во всех случаях при подготовке изделий к предстоящим медицинским манипуляциям, при которых эти изделия будут соприкасаться с кровью, раневой поверхностью, инъекционными препаратами или при которых имеется риск повреждения слизистых оболочек (п. 1.7 разд. II СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).

Согласно пунктам 2.12, 2.16 разд. II СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 предстерилизационную очистку изделий осуществляют после дезинфекции или при совмещении с дезинфекцией в одном процессе (в зависимости от применяемого средства): ручным или механизированным (в соответствии с инструкцией по эксплуатации, прилагаемой к конкретному оборудованию) способом.

Стерилизацию изделий медицинского назначения осуществляют физическими (паровой, воздушный, инфракрасный) или химическими (применение растворов химических средств, газовый, плазменный) методами, используя для этого соответствующие стерилизующие агенты и типы оборудования. Выбор адекватного метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемых изделий. Стерилизацию осуществляют по режимам, указанным в инструкции по применению конкретного средства и в руководстве по эксплуатации стерилизатора конкретной модели.

Предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий проводят в централизованных стерилизационных, при отсутствии централизованных стерилизационных эти этапы обработки осуществляют в отделениях лечебных организаций.

Судом из пояснений представителя ответчика, свидетеля ФИО3 установлено, что в МБУЗ «Прокопьевская центральная районная больница», осуществляющем медицинскую помощь по <адрес> в <адрес>, центральное стерилизационное отделение (ЦСО) с учетом мощности учреждения не предусмотрено, а создана централизованная стерилизационная, оборудованная сухожаровыми шкафами (воздушные стерилизаторы) и анклавом (паровой стерилизатор) для дезинфекции, стерилизации и сушки медицинского оборудования.

Согласно выписке из штатного расписания на ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, в составе общебольничного персонала имеется должность медицинской сестры стерилизационной на 1,25 ставки и должность санитарки стерилизационной на 1,0 ставки (л.д. 220).

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, мощность подразделений МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ», расположенных по адресу: <адрес>, составляет: поликлиника – 460пос/см; отделений – 77 коек (л.д. 219).

Оборудование помещения централизованной стерилизационной подтверждены представленными в материалы дела фотоматериалами (л.д. 208-212).

Таким образом, суд считает установленным, что у ответчика в обособленном подразделении МБУЗ «Прокопьевская центральная районная больница» имеется централизованная стерилизационная и созданы условия для осуществления предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения установленными методами и способами централизовано непосредственно в централизованной стерилизационной.

Между тем, как выявлено в ходе плановой выездной проверки ТО Роспотребнадзора (Акт от ДД.ММ.ГГГГ), предстерилизационная очистка, стерилизация многоразового хирургического инструментария в МБУЗ «Прокопьевская центральная районная больница» проводятся децентрализовано, непосредственно в кабинетах приема, вручную.

Ответчиком в обоснование своих возражений в части обязательного проведения предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения в централизованном порядке указано, что в МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» в условиях централизованной стерилизационной обеспечить выполнение требований истца не представляется возможным из-за недостаточной мощности оборудования.

В связи с чем ответчик произвел установку во всех лечебных отделениях сдвоенных раковин (моек) для раздельного мытья рук персонала и стерилизации медицинского инвентаря.

Факт установки ответчиком в отделениях МБУЗ «Прокопьевская центральная районная больница» сдвоенных раковин подтверждается справкой МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68) и представленными фотоматериалами (л.д. 69-80).

Столы и тумбы с двойной мойкой в количестве шести единиц на общую сумму 50 000 руб. были закуплены ответчиком в ИП ФИО7 на основании договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 174-176), что подтверждается счетами-фактурами и товарными накладными от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 177-180).

Согласно справке МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» (л.д. 56), задолженность по расчетам с поставщиками по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 4 114 146,57 рублей.

В свою очередь, представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных требований в части проведения предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения только централизованно в помещении централизованной стерилизационной МБУЗ «Прокопьевская центральная районная больница».

Суд соглашается с данным требованием истца и считает его обоснованным, поскольку оно вытекает непосредственно из положений пунктов 2.12, 2.16 разд. II СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» о необходимости проведения предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения в централизованной стерилизационной (при ее наличии в лечебной организации).

Указанные факты, бесспорно, нарушают права неопределенного круга лиц на качественное оказание медицинской помощи, на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, гарантированные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» устранить нарушения санитарно эпидемиологического законодательства в полном объеме.

Обязывая ответчика выполнить требования пунктов 2.13, 3.14, 6.25 раздела I, пунктов 1.7, 2.12, 2.16 раздела II СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», суд не возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, не решает вопросы владения, пользования и распоряжения переданным в оперативное управление муниципальным имуществом и не вмешивается в компетенцию по осуществлению медицинской деятельности, поскольку законом для медицинских организаций установлены самостоятельные обязанности и самостоятельная ответственность за их невыполнение.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Определяя конкретные сроки, суд учитывает то обстоятельство, что истец настаивает на совершении МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» конкретных действий, направленных на выполнение санитарного законодательства, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в то время как ответчик просит установить срок окончания всех работ не ранее 2020 года.

По мнению суда, срок до ДД.ММ.ГГГГ, об установлении которого ходатайствовала представитель ответчика в судебном заседании для устранения МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, не может быть признан разумным, поскольку в этом случае на длительный срок будут существенно нарушены права обслуживаемого населения <адрес> на охрану здоровья и медицинскую помощь, в интересах неопределенного круга которых и был подан данный иск территориальным отделом Роспотребнадзора по <адрес>.

Суд считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ следует признать разумным и реальным для проведения ответчиком МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» соответствующих действий по исполнению решения суда, направленных на устранение всех выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, который будет в полной мере соответствовать ст. 206 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в сумме 6 000 рублей в доход местного бюджета, поскольку истец при подаче искового заявления от уплаты государственной пошлины освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Киселевске, городе Прокопьевске и <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Прокопьевская центральная районная больница».

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Прокопьевская центральная районная больница» в срок в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- выполнить ограждение территории <адрес>ной больницы, расположенной по адресу: <адрес>;

- в процедурных кабинетах неврологического, гинекологического, хирургического, терапевтического отделений, осуществляющих деятельность по              <адрес> в <адрес>, предусмотреть кондиционирование воздуха с использованием систем и оборудования, разрешенных для этих целей в установленном порядке.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Прокопьевская центральная районная больница» проводить на постоянной основе предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения централизованно, в предусмотренной для этих целей централизованной стерилизационной по <адрес> в <адрес>.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Прокопьевская центральная районная больница» (ОГРН 1034223003704,                    ИНН 4223025197, КПП 422301001, дата регистрации в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, место нахождения: <адрес>) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Верно: судья                                Ю.В. Мокин

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                        Ю.В. Мокин

2-430/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ТО Роспотребнадзор
Ответчики
МБУЗ "Прокопьевская центральная районная больница"
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Дело на сайте суда
centr.kmr.sudrf.ru
25.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2016Передача материалов судье
27.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2016Подготовка дела (собеседование)
09.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2016Судебное заседание
24.03.2016Судебное заседание
13.04.2016Судебное заседание
22.04.2016Судебное заседание
27.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее