Решение по делу № 3а-509/2019 от 27.05.2019

Дело № 3а-509/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«12» августа 2019 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи                     Селиверстовой И.В.

при секретаре                                                 ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению ФИО8 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

27 мая 2019 года в Воронежский областной суд поступило названное выше административное исковое заявление, предъявленное к правительству Воронежской области и Управлению Росреестра по Воронежской области, в котором представитель административного истца по доверенности ФИО2 просит установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих ФИО9» на праве собственности, определенную по состоянию на 1 января 2014 года, равной их рыночной стоимости:

- с кадастровым номером :22 площадью 29 938 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных помещений, в размере 13 083 000 рублей;

- с кадастровым номером площадью 4 024 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок 19а, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, в размере 1 537 000 рублей.

В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности»), указывает, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 (далее – Постановление № 970), составляет 29 877 525,24 рубля и 4 014 905,76 рублей соответственно. Размер рыночной стоимости подтверждается отчетами об оценке оценщика ООО «Калетта» ФИО6 от 25 декабря 2018 года.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 126 от 4 апреля 2019 года заявление ФИО7 о пересмотре кадастровой стоимости, поданное ДД.ММ.ГГГГ, было отклонено.

Вместе с тем административный истец как собственник земельных участков обязан уплачивать земельный налог исходя из размера их кадастровой стоимости, которая значительно превышает размер их действительной рыночной стоимости.

В административном иске в качестве заинтересованных лиц указаны филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, администрация Перелешинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области (л.д. 6-8).

28 мая 2019 года административный иск принят к производству Воронежского областного суда и по нему возбуждено административное дело (л.д. 1-4).

11 июня 2019 года определением Воронежского областного суда по настоящему делу была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, производство по делу приостановлено (л.д. 132-136).

В связи с поступлением 30 июля 2019 года в адрес суда заключения эксперта от 25 июля 2019 года определением суда от той же даты производство по делу было возобновлено (л.д. 155).

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке (л.д. 156-160); представитель административного истца письменно просит о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 161), иные лица о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались; возражений по существу заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.

Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

В настоящем судебном заседании судом в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ приняты уточнения требований, поступившие 12 августа 2019 года через экспедицию суда, согласно которым представитель административного истца просит установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 12 035 076 рублей и 1 742 392 рубля, определенном в заключении эксперта от 25 июля 2019 года, а также взыскать с правительства Воронежской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей и по оплате судебной экспертизы в размере 29 204 рубля (л.д. 161).

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 7 части 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с положениями статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из содержания абзацев 1-3, 9 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является обязательным.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области от 04 апреля 2019 было отклонено заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости, поступившее 14 марта 2019 года, по тем основаниям, что установлено отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости более 30 процентов, а именно 56 и 62 процента, оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям действующего законодательства (л.д. 92-93).

При этом суд учитывает, что в силу положений абзаца 28 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при разрешении требований заявителя.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Как следует из материалов административного дела, ФИО10 (л.д. 94-102) принадлежат на праве собственности земельные участки из земель населенных пунктов: с кадастровым номером площадью 29 938 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, разрешенное использование: для размещения производственных помещений; с кадастровым номером площадью 4 024 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, разрешенное использование: для промышленного строительства (л.д. 10-11).

Учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков используется для целей налогообложения (налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, поскольку они затрагивают его права и обязанности как юридического лица, уплачивающего земельный налог, отнесенный налоговым законодательством к местному налогу, устанавливаемому НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территории муниципального образования (пункты 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 387, пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ).

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены Постановлением № 970.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная указанным нормативным актом по состоянию на 1 января 2014 года, составляет: с кадастровым номером – 29 877 525,24 рубля, с кадастровым номером – 4 014 905,76 рублей и внесена в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года (л.д. 12-13).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков была установлена по состоянию на 1 января 2014 года, постольку датой, по состоянию на которую определяется их рыночная стоимость, следует считать именно эту дату.

В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В ходе рассмотрения настоящего дела на основании определения суда от 11 июня 2019 года была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость. Согласно заключению эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России» ФИО4 от 25 июля 2019 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2014 года – 12 035 076 рублей, с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2014 года – 1 742 392 рубля (л.д. 141-154).

Оценивая заключение судебной экспертизы применительно к положениям статей 61, 82 и 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, которая имеет высшее образование, степень магистра по направлению подготовки «Строительство»; прошла профессиональную переподготовку по программе «Оценка собственности», специализация «Оценка предприятия (бизнеса)», по программе «Землеустройство», экспертную квалификацию по специальностям: 16.1 и стаж работы с 2008 года, 27.1 и стаж работы с 2014 года. Эксперт ФИО4 предупреждена об ответственности, предусмотренной статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьей 82 КАС РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что названное заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в порядке, установленном статьей 62 КАС РФ, не представлено.

Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельных участков не обращались.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости, в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.

Таким образом, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года (на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость), определенной заключением судебного эксперта от 25 июля 2019 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость равной рыночной устанавливается по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Установленные решением суда и внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, поданное в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 14 марта 2019 года, подлежит удовлетворению.

Согласно требованиям пункта 4 части 6 статьи 180, 103, 106 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Административный истец просит о взыскании судебных расходов в размере 33 204 рубля, состоящих из: уплаты государственной пошлины в размере 4 000 рублей, по оплате произведенной судебной экспертизы в размере 29 204 рубля (л.д. 161).

Представитель правительства Воронежской области возражает против взыскания судебных расходов (л.д. 165).

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по настоящему делу, суд приходит к следующему.

Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости урегулирован главой 10 КАС РФ, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Постановление № 1) и пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28).

Исходя из положений статей 111, 114, 247 КАС РФ в их системной связи, разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления № 28, а также с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении 11 июля 2017 года № 20-П о невозможности возложения на административного истца некомпенсируемого бремени несения судебных расходов при установленном судом значительном превышении кадастровой оценки над рыночной стоимостью, судебные расходы подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, которым в данном случае является правительство Воронежской области.

При этом суд принимает во внимание, что ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость спорных объектов значительно превышает их кадастровую стоимость, установленную судом в размере их рыночной стоимости (в 2,5 и 2,3 раза), материалы дела не содержат доказательств отсутствия ошибки при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, а понесенные административным истцом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи административного иска.

Решения (действия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявителем не оспаривались, Управление Росреестра по Воронежской области не утверждало результаты оспариваемой кадастровой стоимости, в связи с чем суд не находит оснований к возложению судебных расходов на названный государственный орган.

Согласно части 1 статьи 111, части 1 статьи 103, статьи 106 КАС РФ в их совокупности стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе расходы на оплату услуг представителей и других признанные судом необходимыми расходами.

При обращении с административным иском ФИО11 была уплачена государственная пошлина в размере 4 000 рублей (л.д. 9).

Определением суда от 11 июня 2019 года по административному делу была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости (л.д. 132-136).

В силу части 5 статьи 247, 248 КАС РФ обязанность доказывания в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, лежит на административном истце. В этой связи при вынесении определения о назначении по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорных земельных участков суд возложил обязанность по оплате ее проведения на административного истца.

Расходы за производство судебной экспертизы составляют 29 304 рубля и понесены административным истцом, что подтверждается платежным поручением № 101 от 11 июля 2019 года (л.д. 164).

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ о невозможности возложения на административного истца некомпенсируемого бремени несения судебных расходов при установленном судом значительном превышении кадастровой оценки над рыночной стоимостью, а также исходя из содержания части 1 статьи 111 и части 1 статьи 114 КАС РФ в их совокупности, суд полагает возможным взыскать с правительства Воронежской области 29 304 рубля в счет возмещения расходов на производство судебной экспертизы по определению величины рыночной стоимости земельных участков и 4 000 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО12 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером площадью 29 938 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных помещений, определенную по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 12 035 076 (двенадцать миллионов тридцать пять тысяч семьдесят шесть) рублей,

- с кадастровым номером площадью 4 024 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного строительства, определенную по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 1 742 392 (один миллион семьсот сорок две тысячи триста девяносто два) рубля.

Датой подачи заявления считать 14 марта 2019 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

Взыскать с правительства Воронежской области в пользу ФИО13 в счет возмещения судебных расходов 33 204 (тридцать три тысячи двести четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

        Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2019 года.

        Председательствующий                                                          И.В. Селиверстова

3а-509/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Правительство Воронежской области
ООО "Зернолайт"
Ответчики
Управление Росреестра по Воронежской области
Другие
Администрация Перелешинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
27.05.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.05.2019[Адм.] Передача материалов судье
28.05.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2019[Адм.] Судебное заседание
30.07.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
12.08.2019[Адм.] Судебное заседание
12.08.2019[Адм.] Судебное заседание
12.08.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2020Регистрация административного искового заявления
22.07.2020Передача материалов судье
22.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Производство по делу возобновлено
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее