Судья: Кузина Н.Н. гр. дело №33-12392/2018
(номер дела суда первой инстанции 2-484/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 октября 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Акининой О.А.,
судей – Ромасловской И.М., Набок Л.А.,
при секретаре – Ивановой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Калашниковой А.В. на решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 28 марта 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Калашниковой А.В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) включить в специальный стаж работы Калашниковой А.В. периоды работы:
- с 01.04.1987 г. по 12.03.1992 г. в должности воспитателя в ясли-саду №№ <данные изъяты> Республики Таджикистан;
- с 01.11.2013 г. по 31.12.2016 г. в должности воспитателя в АНООО «<данные изъяты>».
В удовлетворении остальной части иска отказать»,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромасловской И.М., истца Калашникову А.В. и ее представителя Корневу Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя ответчика Гоголевой Е.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Калашникова А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как педагогу, выработавшему специальный педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мотивировала свои требования тем, что 21.08.2017 года она обратилась в ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.Самара от 21.10.2017 года № ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии со ссылкой на то, что ее специальный педагогический стаж составляет менее 25 лет. Считает данный отказ незаконным и нарушающим ее конституционное право на государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет. Она является педагогическим работником с 01.04.1987 года по настоящее время. На 01.02.2018 года ее педагогический стаж составляет 30 лет 10 месяцев. Свою педагогическую деятельность она начала в Таджикской ССР в ясли – саду № в должности воспитателя с 01.04.1987 года по 04.05.1997 года, что составляет 10 лет 1 месяц 4 дня, из них с августа 1991 года по февраль 1993 года находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком, что составило 1 год 6 месяцев. В период с 12.09.1996 года по 05.05.1997 года проработала методистом того же сада, что составило 7 месяцев 23 дня. Курсы повышения квалификации проходила без отрыва от работы. Дополнительные отпуска не использовала. С 01.05.1997 года перешла в среднюю школу № на должность учителя начальных классов, где проработала до 29.07.2008 года, что составляет 11 лет 2 месяца 22 дня, с февраля 1998 года по август 2000 года находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком, что составило 2 года 7 месяцев. Курсы повышения квалификации проходила без отрыва от работы. Дополнительные отпуска не использовала. 29 июля 2008 года уволилась по собственному желанию в связи с переездом в РФ на постоянное место жительства. С 02.10.2008 года по 16.09.2013 года была принята на должность воспитателя в ДОУ № «<данные изъяты>» при в/ч <данные изъяты> где проработала 4 года 11 месяцев 14 дней. Ее педагогический стаж в ДОУ № «<данные изъяты>» комбинированного вида при в/ч <данные изъяты> составил 3 года 5 месяцев 14 дней. Курсы повышения квалификации проходила без отрыва от работы. Дополнительные отпуска не использовала. С 01.11.2013 года по настоящее время она работает в детском саду АНДОО «<данные изъяты>» на должности воспитателя. На 01.02.2018 года ее педагогический стаж составляет 4 года 3 месяца. Курсы повышения квалификации проходила без отрыва от работы. Дополнительные отпуска не использовала. В педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) засчитано всего 4 года 1 месяц 4 дня. Ею был предоставлен акт из Таджикистана из Управления Агентства социального страхования и пенсии от 16.08.2016 года №, подтверждающий педагогический стаж с 01.04.1987 года по 29.07.2008 года и об удержании и уплате страховых взносов по обязательному пенсионному обеспечению. Согласно уставу АНО «<данные изъяты>» целью деятельности организации является предоставление услуг в области дошкольного образования (образовательных, оздоровительных), направленных на всестороннее развитие ребенка, предусмотренных образовательной программой. Поэтому просит обязать ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж указанные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, истец Калашникова А.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 23.03.2018 года отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, включить в ее страховой стаж периоды работы с 12.03.1992 года по 11.09.1996 года, с 01.05.1997 года по 31.12.2001 года, с 01.01.2002 года по 29.07.2008 года, с 01.01.2017 года по настоящее время.
Заслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (п.2 ст.327.1 ГПК РФ).
Решение суда в части удовлетворенных требований сторонами не оспаривалось, в связи с чем в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ предметом апелляционного рассмотрения не является.
Судом установлено, что Калашникова А.В. работала в периоды: с 01.04.1987 года по 11.09.1996 года в должности воспитателя в ясли – саду <данные изъяты> г.Душанбе республики Таджикистан; с 12.09.1996 года по 04.05.1997 год в должности методиста в ясли – саду <данные изъяты> г.Душанбе республики Таджикистан; с 01.05.1997 года по 29.07.2008 года в должности учителя начальных классов в Гимназии № г.Душанбе республики Таджикистан (ранее средняя школа № г.Душанбе республики Таджикистан); с 01.11.2013 года по 31.12.2016 года в должности воспитателя в АНООО «<данные изъяты>», что подтверждается трудовой книжкой, актом от 15.08.2016 года, архивными справками от 12.08.2016 года, справкой от 24.08.2017 года, справкой уточняющей занятость в соответствующих должностях за период работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что 21.08.2017 года истец обратилась в ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.Самары с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, как педагогу, выработавшему необходимый педагогический стаж 25 лет.
Решением ГУ – УПФ РФ в Куйбышевском районе г.Самары (межрайонное) № от 21.10.2017г. истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей из-за отсутствия требуемого специального педагогического стажа 25 лет.
Истцу не были засчитаны в специальный педагогический стаж следующие периоды ее работы:
- с 01.04.1987 года по 11.09.1996 года 9 лет 5 месяцев 11 дней в должности воспитателя в ясли – саду <данные изъяты> г.Душанбе республики Таджикистан, так как документально не подтверждена педагогическая деятельность в учреждении для детей и отсутствует уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение (страхование) с ДД.ММ.ГГГГ;
- с 12.09.1996 года по 04.05.1997 года 7 месяцев 23 дня в должности методиста в ясли – саду <данные изъяты> г.Душанбе республики Таджикистан, так как документально не подтверждена педагогическая деятельность в учреждении для детей, должность не предусмотрена Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением от 06.09.1991 года №463 и отсутствует уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение (страхование) с 01.12.1991 года;
- с 01.05.1997 года по 31.12.2001 года 4 года 7 месяцев 23 дня в должности учителя начальных классов в Гимназии № г.Душанбе республики Таджикистан (ранее средняя школа № г.Душанбе республики Таджикистан), так как документально не подтверждена педагогическая деятельность в учреждении для детей и отсутствует уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение (страхование) с 01.12.1991 года;
- с 01.01.2002 года по 29.07.2008 года 6 лет 6 месяцев 29 дней в должности учителя начальных классов в Гимназии № г.Душанбе республики Таджикистан (ранее средняя школа № г.Душанбе республики Таджикистан), так как стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение (страхование).
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о включении в специальный стаж в льготном исчислении перечисленных выше периодов работы истца, суд первой инстанции исходил из того, что при новом установлении пенсий в рамках Соглашения от 13.03.1992 года с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения. В указанной связи, при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств – участников после 01.01.1992 года необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства. Материалами дела подтверждается, что пенсионным органом соответствующие запросы были направлены, однако компетентные учреждения (органов) Республики Таджикистан то обстоятельство, что педагогические работники пользуются правом на досрочное пенсионное на территории данного государства в спорный период работы Калашниковой А.В. не подтвердили, данное обстоятельство не было подтверждено соответствующими доказательствами и истцом Калашниковой А.В.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
При рассмотрении апелляционной жалобы истцом было представлено письмо Агентства социального страхования и пенсии при правительстве республики Таджикистан в районе Фирдавси г.Душанбе от 27.08.2018 года №, согласно которому Законом РТ «О пенсионном обеспечении граждан РТ, действующий до 01.01.2017 года, предусматривается право на досрочную пенсию педагогическим работникам.
Однако, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 года.
До 01.01.2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п.1 ст.2 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, ФЗ от 16.07.1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ФЗ от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (п.3 ст.2 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами – участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст.1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств – участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства – участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст.10 Соглашения от 13.03.1992 года).
Пунктом 1 ст.4 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст.8 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ, возраст (п.1 ст.8), страховой стаж (п.2 ст.8), индивидуальный пенсионный коэффициент (п.3 ст.8).
Согласно п.2 ст.3 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу п.1 ст.8 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (п.2 ст.8 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (п.3 ст.8 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Подпунктом 19 п.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ от 15.12.2011 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Статьей 11 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в п.1 ст.4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.1 ст.11 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в п.1 ст.4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст.10 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002 года и действовал до 01.01.2015 года – даты вступления в силу ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Пунктом 2 ст.29 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 01.01.2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.14 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п.5 Правил №1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил №1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 года – документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подп.«а» п.6 Правил №1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 года и с 01.01.2002 года – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подп.«б» п.6 Правил №1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01.01 по 31.12.2001 года – документами территориальных налоговых органов (подп.«в» п.6 Правил №1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подп.«г» п.6 Правил №1015).
Пунктом 11 Правил №1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года №555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года №1015).
Порядок установления страховых пенсий определен ст.21 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Согласно п.1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ от 05.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.6 ст.21 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный ФЗ от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (п.7 ст.21 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (п.8 ст.21 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (п.9 ст.21 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно п.2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подп.«а» п.6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подп.«б» п.6 Перечня).
В соответствии с подп.«а» п.12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 – 32 ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (п.1 ст.30, п.1 ст.31, подп.7 п.1 ст.32, ст.33 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п.51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 года №553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (п.52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17.11.2014 года №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно п.22 Правил №884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил №884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п.65 Правил №884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 года (даты вступления в силу ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 года (даты вступления в силу ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13.03.1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.04.2008 года №ЛЧ-25-25/3283, в Таджикистане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Государственное агентство социального страхования и пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Между тем наличие у Калашниковой А.В. подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по подп.19 п.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» материалами дела не подтверждается, поскольку сведений об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Таджикистан, на территории которой в названные периоды осуществлялась трудовая деятельность Калашниковой А.В., в материалах дела не имеется.
По мнению судебной коллегии, представленный в материалы дела акт от 15.08.2016 года, выданный главным специалистом Агентства социального страхования и пенсии района Фирдавси г.Душанбе, не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего страховой стаж истца, поскольку имеет общее указание на удержание и уплату всех страховых взносов по обязательному пенсионному обеспечению. При этом сумму удержаний, их период и сведений об их уплате, данный акт не содержит.
Справки от 12.08.2018 года №№, № № выданные Объединенным междуведомственным архивом документации по личному составу г.Душанбе, содержащие сведения о перечислении страховых взносов по установленным тарифам, так же не содержат сведений о сумме и периодах удержаний, сведений об уплате, а кроме того, выданы неуполномоченным на то органом.
При этом необходимо отметить, что истец не лишена права на представление в ГУ – Управление Пенсионного фонда в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) необходимых документов.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости включения в страховой стаж истца периода ее работы с 01.01.2017 года по настоящее время в АНООО «<данные изъяты>», не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку в силу п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом из материалов дела следует, что решений об отказе в зачете в страховой стаж истца данного периода ответчиком не принималось.
Судебная коллегия полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные ст.330 ГПК РФ, отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 28 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Калашниковой А.В. – без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: