Мотивированное решение суда составлено 31.07.2024.
Дело № 2-3938/2024
25RS0010-01-2024-004775-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Находка Приморского края 30 июля 2024 года
Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Майоровой Е.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Румянцевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Находкинского городского округа, <.........> о возложении обязанности,
с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ФИО1, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <.........>, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории <.........>, порядковый №.
До настоящего времени ФИО1 жилым помещением на территории <.........> не обеспечен.
ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит возложить на <.........> обязанность обеспечить финансирование расходов администрации Находкинского городского округа на приобретение ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа <.........>, площадью не менее установленной на территории Находкинского городского округа <.........> нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Находкинского городского округа обязанность приобрести ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа, площадью не менее установленной на территории Находкинского городского округа <.........> нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение шести месяцев с даты поступления денежных средств.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлялся в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в 2023 года прокуратура <.........> обращалась в суд с аналогичным иском в интересах сестры истца, иск был удовлетворен в полном объеме. Просил удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика администрации НГО ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель соответчика <.........>, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому просил отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст.40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного - фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме указанной категории лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях
Согласно п.3 ст.8 Закона № 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица указанной категории, достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам жилых помещений является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
На территории <.........> отношения по реализации прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <.........>, на обеспечение жилыми помещениями с ДД.ММ.ГГ. регулируются <.........> N 412-КЗ и <.........> N 433-КЗ.
Согласно ч.6 ст.7 Закона ПК от 24.12.2018г. №-КЗ, в целях предоставления лицам, указанным в ст.3 настоящего Закона, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование: муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных образований, предназначенного для предоставления лицам, включенным в список (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); специализированного жилищного фонда <.........>, предназначенного для предоставления лицам, включенным в список, в отношении которых имеются судебные акты, вынесенные до ДД.ММ.ГГ..
Согласно ч.1 ст.2 Закона ПК от 24.12.2018г. №-КЗ, в <.........> обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в статье 1 названного Закона, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов на основании Закона ПК от ДД.ММ.ГГ.г. N412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов <.........> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», в соответствии со ст.14 которого, финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется за счёт средств краевого бюджета.
Законом ПК от ДД.ММ.ГГ. №-КЗ, Находкинский городской округ наделён отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно ч.2 ст.6 Закона ПК от ДД.ММ.ГГ. №-КЗ, органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны: осуществлять государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <.........>; обеспечивать эффективное, рациональное и целевое использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий.
Согласно ч. 1 ст.7 этого же Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований <.........> из краевого бюджета.
Согласно п. 2 Порядка расходования субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением <.........> от ДД.ММ.ГГ. №-пп, финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий производится за счёт субвенции в объёме средств, распределённых органам местного самоуправления законом <.........> о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Исходя из анализа положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. N 159-ФЗ следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в вышеуказанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от какой-либо очерёдности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствия или недостаточности бюджетного финансирования.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Территориального отдела опеки и попечительства по Партизанскому муниципальному району Департамента образования и науки ПК от ДД.ММ.ГГ. №-р несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Министерства труда и социальной политики <.........> от ДД.ММ.ГГ. №пр/368 «Об утверждении списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <.........>, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <.........>», ФИО1 включен в Список на территории Находкинского городского округа под №.
С ДД.ММ.ГГ., согласно копии паспорта, ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <.........>.
Как установлено в суде, в собственности ФИО1 жилого помещения не имеется, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Таким образом, ФИО1 проживает на территории Находкинского городского округа и исполнителем обязанности по предоставлению ему благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения является администрация Находкинского городского округа.
Однако право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда ФИО1 фактически не реализовано и до настоящего времени администрацией Находкинского городского округа жилое помещение ФИО1 не предоставлено.
При этом, согласно п.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 названной статьи.
Содержащееся в названной норме права указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе, не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью. В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании п.1 ст.<.........> №-КЗ финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований <.........> из краевого бюджета.
В соответствии с ч.2 ст.<.........> №-КЗ в муниципальный специализированный жилищный фонд включается жилое помещение общей площадью не менее 26 квадратных метров, но не менее установленной на территории данного муниципального образования нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая изложенное, выполнение администрацией Находкинского городского округа обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения зависит напрямую от поступления денежных средств из краевого бюджета на указанные цели.
Поэтому суд отклоняет доводы ответчика <.........> о необоснованном возложении на <.........> обязанности по обеспечению финансирования приобретения жилого помещения для истца, так как не является органом исполнительной власти <.........>, являющимся уполномоченным на осуществлении предоставления субвенции, т.к. полномочия органа местного самоуправления по предоставлению лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения могут быть реализованы органом местного самоуправления исключительно при наличии достаточного финансирования из краевого бюджета.
Доказательств того, что переданные полномочия по обеспечению жилым помещением истца профинансированы в достаточном объеме, <.........> не представлено. При этом администрация Находкинского городского округа указывает на недостаточность размера выделенных субвенций для обеспечения всех нуждающихся лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая, что <.........> участвует в формировании краевого бюджета, определении объема средств субвенций краевого бюджета в целях обеспечения жилыми помещениями лиц рассматриваемой категории, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на <.........> обязанности по финансированию предоставления жилья истцу.
Более того, ответчики – администрация НГО и <.........> - не были лишены возможности исполнить предусмотренную законом обязанность по обеспечению истца жильем в предусмотренном законом порядке, согласовав друг с другом порядок исполнения данной обязанности, до принятия судом решения, что, в свою очередь, подтверждает доводы истца о том, что невыполнение ответчиками своих обязательств, связанных с предоставлением ему жилого помещения, нарушает его жилищные права.
Избранный истцом способ защиты права в полном объеме соответствует положению абзаца 8 ст. 12 ГК РФ, предусматривающего присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, поскольку истец достиг установленного законом возраста, включён в соответствующий список, но до настоящего времени жильём не обеспечен, при том, что полномочия органа местного самоуправления по обеспечению истца жилым помещением могут быть реализованы таковым исключительно при наличии достаточного финансирования из краевого бюджета вне зависимости от способа исполнения возложенной законом обязанности (приобретение, строительство жилого помещения, осуществление капитального ремонта (реконструкции), текущего ремонта имеющихся в муниципальном жилом фонде жилых помещений), суд полагает, что исковые требования и к администрации НГО предъявлены обоснованно, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
В силу требований ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает возможным согласиться с доводами истца как о том, что установление для <.........> срока для исполнения своей обязанности профинансировать расходы администрации НГО на приобретение ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах Находкинского городского округа в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, является достаточным и разумным для исполнения указанной обязанности, так и с доводами в отношении администрации НГО об установлении для последней срока для предоставления истцу жилого помещения в течение 6 месяцев с даты поступления денежных средств, находя данные сроки разумными для исполнения решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать <.........> (ИНН №) профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженцу <.........> края (паспорт: №), благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа <.........>, площадью не менее установленной на территории Находкинского городского округа <.........> нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Находкинского городского округа (ИНН №) приобрести ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженцу <.........> края (паспорт: 0524 208094) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа <.........>, площадью не менее установленной на территории Находкинского городского округа <.........> нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение шести месяцев с даты поступления денежных средств.
Решение может быть обжаловано в <.........>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Находкинский городской суд.
Судья Майорова Е.С.