Решение по делу № 3а-14/2019 от 30.11.2018

               Р Е Ш Е Н И Е

                      Именем Российской Федерации

5 марта 2019 года                                                         г. Абакан

дело № 3а-14/2019

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре                     Киричек О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Клименкова Вячеслава Михайловича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

                                                      УСТАНОВИЛ:

Клименков В.М. 30 ноября 2018 г. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым , находящегося по адресу: <адрес>

В обоснование административного иска указал, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 3218372 рубля значительно превышает его рыночную стоимость, определённую в отчёте оценщика, выполненного по заказу истца, и составляющую 1579000 рублей.

Полагая, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает права административного истца, возлагая на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере, чем следовало бы, просит установить с 1 января 2017 г. кадастровую стоимость нежилого помещения, равной рыночной стоимости, определённой независимым оценщиком.

В судебном заседании представитель административного истца Фесенко А.В., действующая на основании доверенности от 26 ноября 2018 г., требования административного искового заявления поддержала, приводя изложенные в нем доводы.

Административный истец Клименков В.М., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управление Росреестра по Республике Хакасия), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее – Минимущество Хакасии), заинтересованных лиц администрации г. Саяногорска и межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Хакасия, заинтересованное лицо Вашлаев А.В. в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Представители административных ответчиков Минимущества Хакасии Зубец Н.В., действующая на основании доверенности от 26 сентября 2018 г. № 020-52-д, Управления Росреестра по Республике Хакасия Музалева Н.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2019 г. № 03-30-1/19, представили письменные отзывы на административное исковое заявление, в которых указали на отсутствие спора с истцом по его праву на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, а также просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Хакасия Сёмина А.В., действующая на основании доверенности от 3 июля 2018 г., представила письменное ходатайство, в котором указала, что в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется в отношении объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, а также просила рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения представителя административного истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В общей долевой собственности Клименкова В.М. (доля .....) и Вашлаева А.В. (доля .....) находится объект недвижимости – нежилое помещение площадью ..... кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15 января 2019 г. и копией свидетельства о государственной регистрации права от 22 декабря 2000 г. .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 октября 2018 г. сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым в сумме 3218372,28 рубля внесены в государственный кадастр недвижимости 28 декабря 2016 г. в соответствии с приказом Минимущества Хакасии от 27 октября 2016 г. № 020-146-п, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Хакасия, по состоянию на 1 января 2016 г.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчёта об определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость.

В указанном случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.

Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Кадастровая оценка, как правило, осуществляется методами массовой оценки (пункты 6 и 7 ФСО № 4), при которых могут не учитываться специфические характеристики объекта недвижимого имущества, что может привести к несоответствию кадастровой и рыночной стоимости данного объекта.

Административным истцом представлен отчет оценщика ИП ФИО9 от 6 ноября 2018 г. № 48-2018 об определении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым с указанием его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 1579000 рублей, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, определённая с применением методов массовой оценки, значительно превышает его рыночную стоимость.

Указанное обстоятельство затрагивает права и законные интересы Клименкова В.М., поскольку размер уплачиваемого им налога на имущество физических лиц зависит от его кадастровой стоимости (статьи 400, 401, пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.

Возражения по представленному отчету административными ответчиками, заинтересованными лицами не представлены.

Проверив представленный отчет на предмет его соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, суд не находит оснований для признания его недопустимым доказательством.

Выводы оценщика мотивированы, подтверждены необходимыми доказательствами о состоянии рынка недвижимости, и суд принимает за основу указанную в отчете рыночную стоимость спорного объекта недвижимости.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его рыночная стоимость.

Административным истцом представлены все необходимые доказательства, подтверждающие в соответствии с требованиями статей 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рыночную стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на дату, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке.

Таким образом, административными ответчиками по делу являются Управление Росреестра по Республике Хакасия, как государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и Минимущество Хакасии, утвердившее результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Хакасия.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Клименкова В.М. к Минимуществу Хакасии и Управлению Росреестра по Республике Хакасия об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым в размере, равном его рыночной стоимости - 1579000 рублей по состоянию на 1 января 2016 г., подлежат удовлетворению.

Согласно части пятой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Абзацем пятым пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса (в редакции федерального закона от 3 августа 2018 г. №334-ФЗ, действующей в настоящее время) предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Действовавшей ранее редакцией пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

    Согласно пунктам 1 и 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В силу пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Клименков В.М. получил налоговое уведомление с расчетом налога на имущество физических лиц за налоговый период 2107 года только в 2018 году, что подтверждается налоговым уведомлением от 23 августа 2018 г. .

    При таких обстоятельствах за ним сохраняется право на применение установленной кадастровой стоимости, равной рыночной, для целей, предусмотренных законодательством, с 1 января 2017 г.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 177, 249, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                               Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления Клименкова Вячеслава Михайловича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поданного 30 ноября 2018 г. – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым , площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1579000 (один миллион пятьсот семьдесят девять тысяч) рублей с 1 января 2017г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.

Председательствующий                    Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 6 марта 2019 г.

3а-14/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Клименков Вячеслав Михайлович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Другие
ИП Вашлаев Андрей Васильевич
Фесенко Анна Вячеславовна
Межрайонная инспекция Федеральной налоговорй службы России № 2 по Республике Хакасия
Администрация г. Саяногорска
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
30.11.2018Регистрация административного искового заявления
30.11.2018Передача материалов судье
30.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2018Подготовка дела (собеседование)
14.12.2018Рассмотрение дела начато с начала
11.01.2019Подготовка дела (собеседование)
11.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2019Судебное заседание
28.01.2019Рассмотрение дела начато с начала
18.02.2019Подготовка дела (собеседование)
18.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2019Судебное заседание
06.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2019Дело оформлено
07.08.2020Дело передано в архив
05.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее