Мировой судья Ким Л.Э. Дело № 12-279/20
РЕШЕНИЕ
12 августа 2020 года г. Находка, Приморский край
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,
рассмотрев жалобу ООО «Форд-Ност» на постановление мирового судьи судебного участка № 52 судебного района г. Находки от 02.06.2020 года № 5-325/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО «Форд-Ност»,
УСТАНОВИЛ
Постановлением мирового судьи судебного участка № 52 судебного района г. Находки от 02.06.2020 № 5-325/2020 юридическое лицо – ООО «Форд-Ност» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
С данным постановлением ООО «Форд-Ност» не согласилось, обратилось в суд с жалобой, в которой указано на отсутствие события административного правонарушения, и ходатайством о восстановлении пропущенного срока для обжалования указанного постановления.
В судебном заседании законный представитель ООО «Форд-Ност» - директор Общества Никитин С.Е. доводы жалобы полностью поддержал, просил постановление мирового судьи в отношении ООО «Форд-Ност» отменить, производство по делу прекратить, дополнив, что ООО «Форд Ност» осуществляет свою деятельность с 2002 года и никогда не препятствовало проверяющим органам в проведении проверок. Кроме того, ООО «Форд-Ност» является обслуживающей организацией в соответствии с договором аренды, а обязанность по строительству очистных сооружений в поселках в соответствии с договором аренды лежит на собственнике сетей – администрации Находкинского городского округа, которую и следует привлекать к ответственности. Также в установленное время сам он был в отпуске, его обязанности в соответствии с приказом исполнял его заместитель, который вместе с юристом был вызван в арбитражный суд, а также в день проведения проверки была непогода и предприятие работало над тем, как вывезти в снегопад работников со смены.
Защитник ООО «Форд-Ност» по ходатайству - Грицун М.Ю. поддержал жалобу, дополнив, что действующим законодательством не предусмотрен порядок уведомления административного органа о невозможности проведения проверки. Административному органу Обществом было направлено мотивированное ходатайство о переносе сроков проверки, так как на то были уважительные причины. Срок проведения проверки: 20 рабочих дней до 19.03.2020, т.е. ДВМУ Росприроднадзора могло согласовать другое время для проведения проверки. Просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
Судья, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
ООО «Форд-Ност» 29.06.2020 подана жалоба на постановление мирового судьи судебного участка № 52 судебного района г. Находки от 02.06.2020 № 5-325/2020 в отношении ООО «Форд-Ност» по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, а также ходатайство о восстановлении срока на обжалование указанного постановления.
Однако срок на обжалование указанного постановления не является пропущенным, так как оспариваемое постановление было получено законным представителем ООО «Форд-Ност» 23.06.2020 (справочный лист дела).
В связи с чем, данная жалоба принята к производству судьи.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
На основании вышеуказанного постановления мирового судьи от ООО «Форд-Ност» в связи воспрепятствованием законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) – Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора по проведению внеплановой выездной проверки, повлекшим невозможность проведения проверки, привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения (с применением ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, признается воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
В силу части 5 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение указанного закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 25 вышеназванного закона).
Из материалов дела установлено, что на основании приказа ВРИО руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 12.02.2020 № 159-КНД в отношении юридического лица – ООО «Форд-Ност», юридический адрес: г. Находка, ул. Пограничная, 8 «б», было назначено проведение внеплановой выездной проверки в период с 19.02.2020 по 19.03.2020 с целью проверки ранее выданного предписания от 17.08.2018 № 187-КНД/2018, срок исполнения которого истек 04.02.2020.
В процессе данной проверки необходимо было произвести: осмотр выпусков сточных вод №№ 1, 4 ООО «Форд-Ност» в заливе «Восток» и отбор проб компонентов окружающей среды (вода); изучить представленные ООО «Форд-Ност» документы, подтверждающие исполнение выданного предписания.
Приказ о проведении внеплановой выездной проверки от 12.02.2020 № 159-КНД был получен ООО «Форд-Ност» 17.02.2020.
Между тем, на момент начала проверки (19.02.2020) законный представитель ООО «Форд-Ност» Никитин С.Е. на предприятии отсутствовал, в связи с чем, ознакомить его с приказом о начале проведения проверки не представлялось возможным. Иные лица, действующие на основании доверенности, на момент начала проверки на предприятии отсутствовали.
В связи с чем, провести проверку должностным лицам ДВМУ Росприроднадзора не представилось возможным, по факту они не были допущены для проведения мероприятий по контролю и надзору, не имели возможности провести мероприятия по контролю и надзору на объектах ООО «Форд-Ност» (выпуски №№ 1, 4 сточных вод от жилых домов по ул. Победа, ул. Комсомольская, ул. Пушкинская п. Южно-Морской), о чем были составлены акт от 19.02.2020 и протокол отбора проб от 19.02.2020.
По данному факту 20.04.2020 в отношении юридического лица – ООО «Форд-Ност» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Форд-Ност» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, и его вина подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которым мировым судьей дана соответствующая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достаточности и достоверности.
Совокупность установленных мировым судьей фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств.
Доводы ООО «Форд-Ност», изложенные в жалобе, об отсутствии в действиях юридического лица признаков состава и события административного правонарушения, несостоятельны и направлены на переоценку установленных мировым судьей фактических обстоятельств дела.
Объектом правонарушения по ст. 19.4.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере установленного порядка осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора.
Объективную сторону правонарушений по ст. 19.4.1 КоАП РФ составляют действия (бездействие), выражающиеся в препятствовании проведению проверок или уклонении от таких проверок.
Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6 ст. 2 Закона N 294-ФЗ).
При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (п. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ).
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Закона N 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 25 Закона N 294-ФЗ).
Конкретного перечня действий, которые квалифицируются как "воспрепятствование" реализации должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля делегированных ему действующим законодательством прав ни Закон N 294-ФЗ, ни ст. 19.4.1 КоАП РФ не устанавливают.
Воспрепятствование может быть выражено в разнообразных действиях (бездействии), создающих различные препятствия в реализации должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля делегированных ему действующим законодательством прав.
Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ являются должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения по ст. 19.4.1 КоАП РФ характеризуется умыслом.
Доводы жалобы о неверном указании мировым судьёй в оспариваемом постановлении объективной и субъективной стороны административного правонарушения, вменяемого ООО «Форд-Ност», не являются основанием для отмены данного постановления, поскольку действия Общества по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ квалифицированы верно, вина ООО «Форд-Ност» в совершении данного правонарушения подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств и нашла своё подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Из материалов дела усматривается, что уведомление о проведении проверки было вручено Обществу в установленные законом сроки, ходатайство ООО «Форд-Ност» от 18.02.2020 № 1200 о переносе проведения выездной проверки в отношении Общества с 19.02.2020 на более позднюю дату поступило в ДВМУ Росприроднадзора только 20.02.2020 (номер регистрации входящей корреспонденции 3259), т.е. уже после дня начала проверки (л.д. 21).
При этом, приложенные к данному ходатайству документы не содержали в себе уважительность причин, объясняющих невозможность присутствия законного представителя юридического лица либо представителя по доверенности при проведении проверки, поскольку ООО «Форд-Ност» является юридическим лицом и имеет в штате юриста, а также имеет возможность заключить договор с любым представителем на представление интересов Общества в арбитражном суде либо при проведении проверки.
Доводы защитника о том, что действующее законодательство не содержит порядка уведомления административного органа об отложении проведения проверки, представляются несостоятельными, поскольку действующим законодательством проверяемому юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю вообще не предоставлено право переноса сроков проверки, установленных органом государственного контроля (надзора).
Срок исполнения предписания Росприроднадзора был установлен до 04.02.2020 и с этого времени Росприроднадзор был наделён правом проверки исполнения требований предписания.
Кроме того, доказательств прочтения ДВМУ Росприроднадзора до начала проверки ходатайства Общества о переносе сроков проверки, направленного электронной почтой, ООО «Форд-Ност» в материалы дела не представлено.
Более того, ООО «Форд-Ност» не предоставлено право самостоятельно разрешать данное ходатайство, поскольку ответа ДВМУ Росприроднадзора о переносе срока проверки либо об отклонении данного ходатайства в ООО «Форд-Ност» не поступало, однако присутствие руководителя либо иных должностных лиц, уполномоченных представителей ООО «Форд-Ност» в назначенное для проверки время обеспечено не было, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, вменяемого Обществу.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Форд-Ност» имелась возможность для обеспечения присутствия законного представителя либо представителя по доверенности при проведении внеплановой выездной проверки.
Оснований для переоценки установленных мировым судьей фактических обстоятельств дела не имеется и поводы к отмене вышеуказанного постановления отсутствуют.
Наказание ООО «Форд-Ност» назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с применением положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, и в пределах срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для отмены законного и обоснованного постановления мирового судьи и прекращения производства по делу, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление мирового судьи судебного участка №52 судебного района г. Находки от 02.06.2020 года № 5-325/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО «Форд-Ност» оставить без изменения, а жалобу ООО «Форд-Ност» – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья Елистратова О.Б.