2а-116/2019 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
14 февраля 2019 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Ендеревой Е.С., с участием представителя административного истца Ситиковой В.Ю., административного ответчика Дмитриевской Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми к Дмитриевской Татьяне Павловне о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням,
установил:
ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми обратилась в суд с административным иском к Дмитриевской Т.П. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням в сумме 26591,02 руб., а именно: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме 22119,79 руб., пени на страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме 97,24 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в сумме 4338,88 руб., пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в сумме 19,07 руб., пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в сумме 16,04 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик, имея статус индивидуального предпринимателя с 25.08.2015 по 11.12.2017, состояла на учете в ИФНС России по г. Воркуте Республики Коми в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, основной вид деятельности – деятельность в области права, не уплатила своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, что повлекло образование задолженности по страховым взносам и начисление пени.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании административный ответчик иск не признала, ссылаясь на отсутствие задолженности, поскольку страховые взносы оплачены ею в соответствии с «кодом 810» счёта, выставленного истцом для оплаты, в размере 26,59 руб. (с учётом деноминации суммы задолженности 26591,02 руб.). Кроме того, по утверждению ответчика, Налоговым Кодексом РФ (п.5 ст.12 НК РФ) отменены федеральные, региональные и местные налоги, в связи с чем у неё нет обязанности платить страховые взносы.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев материалы судебного приказа № 2а-2169/2018, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В силу п.1 ст.45 НК РФ данные обязанности должны быть исполнены налогоплательщиком самостоятельно.
Согласно выписке из ЕГРИП и сведениям об учете физического лица в налоговом органе, Дмитриевская Т.П. (до перемены фамилии – Сачкова Т.П.) была зарегистрирован в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя с 22.08.2011по 29.01.2013 и с 25.08.2015 по 11.12.2017, статус предпринимателя утратила в связи с прекращением деятельности.
Порядок уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 закона).
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 1 и 2 ст. 18 указанного Закона).
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2 ст. 25 указанного Закона).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3). Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (ч. 4). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7).
Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22).
Порядок уплаты страховых взносов с 01 января 2017 года урегулирован положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Статьей 430 НК РФ предусмотрено плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Пунктом 5 ст. 430 НК РФ предусмотрено, что если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки статьей 75 Налогового кодекса РФ предусмотрена уплата пени.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить и в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (пункт 1); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Как усматривается из материалов дела, Дмитриевская Т.П. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и обязана была уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Доводы административного ответчика об отсутствии у неё обязанности платить страховые взносы на основании п.5 ст.12 НК РФ, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Статьей 12 НК РФ определяются виды налогов и сборов (федеральные, региональные и местные) в системе налогов и сборов в Российской Федерации, а также регулируются полномочия органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие, прекращению действия на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отмене на всей территории Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Согласно п.5 ст.12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.
Исходя из вышеприведённой нормы любой из предусмотренных системой налогов и сборов в Российской Федерации федеральный, региональный и (или) местный налог или сбор может быть отменен в Российской Федерации исключительно Кодексом, а не иным нормативным правовым актом.
Согласно НК РФ и принятым в соответствии с ним актам законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации применяются федеральные налоги, предусмотренные статьей 13 Кодекса, региональные налоги, предусмотренные статьей 14 Кодекса, местные налоги и торговый сбор, предусмотренные статьей 15 Кодекса, специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 18 Кодекса, и страховые взносы, определенные пунктом 3 статьи 8, статьей 18.1, главой 34 Кодекса.
Страховые взносы, определенные пунктом 3 статьи 8, статьей 18.1 и главой 34 Кодекса, могут быть отменены исключительно Кодексом, а не иным нормативным правовым актом. Пунктом 5 статьи 12, пунктом 2 статьи 18.1 и иными положениями Кодекса не установлено, что законно установленные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, страховые взносы в Российской Федерации отменены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов является основанием начисления пеней, взыскания указанных обязательных платежей и применения налоговых санкций.
Как указано выше, ответчик утратила статус индивидуального предпринимателя 11.12.2017 в связи с прекращением деятельности.
Согласно п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
На основании изложенного Дмитриевская Т.П. обязана уплатить страховые взносы на ОПС и ОМС за 2017 год в срок до 25.12.2017.
Согласно расчёту налогового органа, размер страховых взносов, исчисленный за период с 01.01.2017 по 11.12.2017 (11 месяцев 11 дней), составляет: на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии 22 141,94 руб. (23400 руб. – фиксированный размер взносов в 2017 года : 12 месяцев = 1 950,00 руб. – размер взносов за 1 месяц * 11 месяцев)+(1950,00 : 31= 62,903 руб.- размер взносов за 1 день * 11 дней) и на ОМС в фиксированном размере в ФОМС 4 343,23 руб. (4590,00 руб. – размер взносов за 2017 год : 12= 382,50 руб.- размер взносов за 1 месяц * 11 месяцев)+(382,50 : 31= 12,339 руб. – размер взносов за 1 день * 11 дней).
Поскольку, как установлено судом, ответчик в установленный законом срок не уплатила страховые взносы, на указанные суммы начислены пени.
Кроме того, из материалов дела следует и судом установлено, что Дмитриевская Т.П., зарегистрированная в установленном законом порядке и прекратившая деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 29.01.2013, не оплатила своевременно страховые взносы за 2013 год на ОПС в сумме 2531,98 руб., на ОМС в сумме 248,33 руб., в связи с чем на основании ст. 25 ФЗ N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов ответчику были начислены пени на недоимки на ОПС в сумме 100,96 руб. и на ОМС - 05,57 руб.
16.09.2013 мировым судьёй Шахтёрского судебного участка г.Воркуты выдан судебный приказ № 2-1288/2013 о взыскании с ответчика указанных страховых взносов и пеней за 2013 год.
В порядке исполнения данного судебного приказа постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> обращено взыскание на пенсию должника.
<дата> были взысканы обязательные платежи, в том числе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год в сумме 248,33 руб. Это обстоятельство подтверждается доказательствами, представленными административным истцом в материалы дела.
В связи с неисполнением обязательств по уплате уже взысканных на основании судебного приказа № 2-1288/2013, за период с 30.04.2015 по 28.12.2015 (по день оплаты недоимки) ответчику начислены пени на недоимку (248,33 руб.) по страховым взносам в ФОМС за 2013 год в размере 18,84 руб. Полный расчет пеней представлен административным истцом в материалы настоящего дела, проверен судом и признан правильным.
Для добровольной уплаты пеней пенсионным органом в адрес Дмитриевской Т.П. 21.12.2016 было направлено требование, в котором предложено в срок до 17.01.2017 уплатить пени на ОМС, начисленных за 2015 год, - 18,84 руб. и на ОПС – 192,18 руб.
Для добровольной уплаты задолженности по страховым взносам за 2017 год и пеней, начисленных на страховые взносы за 2017 год ответчику было направлено 18.01.2018 требование № 143 об уплате страховых взносов на ОПС в сумме 22141,94 руб., пеней по страховым взносам на ОПС в сумме 131,56 руб., страховых взносов на ОМС в сумме 4343,23 руб., пеней по страховым взносам на ОМС в сумме 25,80 руб., втч пеней за 2015г. со сроком уплаты до 07.02.2018.
По сведениям налогового органа, не опровергнутым ответчиком, Дмитриевская Т.П. оплатила страховые взносы за 2017 год и пени за 2017 и 2015 годы не в полном размере, а именно: недоимки по страховым взносам на ОПС – в сумме 22,15 руб. и по страховым взносам ОМС в сумме 4,35 руб., оставшаяся задолженность по страховым взносам и пеням за 2017 год и пени, начисленные на недоимку на ОМС за 2013 год, взысканную судебным приказом № 2-1288/2013 и оплаченную 29.12.2015, в сумме 16,04 руб. ответчиком не погашена.
При этом положения ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не могут быть применимы в настоящем деле к задолженности по пеням в сумме 16,04 руб.(начисленных за период с 30.04.2015 по 28.12.2015 на недоимку на ОМС за 2013 г. в сумме 248,33 руб.), поскольку в силу приведённой нормы признанию безнадежной к взысканию и подлежащей списанию подлежит не вся недоимка по страховым взносам и пени на указанную недоимку за периоды до 01.01.2017, а только недоимка, исчисленная в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Частью 11 ст. 14 вышеприведенного Федерального закона предусматривалось взыскание страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, то есть в повышенном размере. В данном случае налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с ответчика пеней за 2015 год на недоимку страховых взносов в размере, исчисленном в соответствии с положениями частей 1.2 и 1.1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
Кроме того, в силу ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ положения части 1 ст.11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. до 29.12.2017). Вместе с тем, как установлено судом, недоимка по страховым взносам на ОМС 2013 года в сумме 248,33 руб. была взыскана судебным приказом и уплачена только 29.12.2015, а поскольку недоимка оплачена несвоевременно (29.12.2015), начисление пени в сумме 18,84 руб. с 30.04.2015 по 28.12.2015 (с учётом выплаченных денежных сумм – 16,04 руб.) является правомерным.
Доводы Дмитриевской Т.П. об отсутствии у неё задолженности по страховым взносам в связи с оплатой долга с применением деноминации – в сумме 26,50 руб.(1000 руб. к 1 руб.), несостоятельны, поскольку в силу действующего НК РФ налоги подлежат уплате в размере, установленном законом. При этом ни Налоговым кодексом, ни Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрено право налогоплательщиков самостоятельно изменять, в том числе уменьшать размер законно установленных налогов. Кроме того, деноминации нарицательной стоимости российских денежных знаков, самовольно применённой административным ответчиком, в период образования спорной задолженности в Российской Федерации не было.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного пункта 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Названные положения в силу пункта 10 статьи 48 Кодекса применяются также при взыскании пеней, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Положениями ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего до 01.01.2017, предусматривалось взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Согласно п. 2.1. этой статьи, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.
Пунктом 2.2. этой же нормы права предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.
Установленные вышеприведёнными положениями сроки взыскания административным истцом не пропущены.
Как следует из материалов дела, общая сумма недоимки по страховым взносам на ОПС и ОМС по требованию от 21.12.2016 со сроком исполнения – 09.01.2017) не достигла 500 руб. (ФЗ № 212-ФЗ) и 3000 руб. (ст.48 НК РФ). В течение трехлетнего срока недоимка составила более 3 000,00 руб. по требованию от 18.01.2018 № 143 со сроком исполнения - 07.02.2018. Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности по страховым взносам и пеням истекал 07 августа 2018 года.
31.05.2018 ИФНС по г.Воркуте РК обратилась в Шахтерский судебный участок г.Воркуты с административным заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Дмитриевской Т.П. недоимки по страховым взносам и пеням, т.е. в установленный законом срок.
05.06.2018 мировым судьёй Шахтерского судебного участка г.Воркуты вынесен судебный приказ №2а-2169/2018 о взыскании с Дмитриевской Т.П. недоимки на общую сумму 26783,20 руб.
В связи с поступившими от Дмитриевской Т.П. возражениями, определением мирового судьи от 29.06.2018 судебный приказ №2а-2169/2018 был отменен.
12.12.2018 налоговый орган обратился в Воркутинский городской суд с административным иском, т.е. в пределах предусмотренного законом срока (в шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа).
На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст.114 КАС РФ в случае удовлетворения административного искового заявления государственная пошлина взыскиваются с административного ответчика, которая зачисляется в доход федерального бюджета.
Согласно абз. 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежит государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.
Принимая во внимание изложенное, и в связи с удовлетворением исковых требований государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход муниципального образования городской округ «Воркута» в сумме 997,73 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
взыскать с Дмитриевской Татьяны Павловны в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме 22119,79 руб., пеням на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме 97,24 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 в сумме 4338,88 руб., пеням на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 в сумме 19,07 руб., пеням на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 16,04 руб., всего 26591,02 руб.
Взыскать с Дмитриевской Татьяны Павловны государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Воркута» в размере 997,73 руб.
Решение может быть обжалование в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 15.02.2019.
Судья: Н.И.Екимова